Татьяна Геннадьевна Богомазова (1963-2016)

Дарья Юрьевна Гук:

В ушах продолжает звучать задорный заливистый смех и фраза: «Да что вы, в самом деле? Глупости какие!» Тем не менее, в разгар лета, когда Петербург наконец радует жаркая погода, вспоминается наша встреча в Эрмитаже в последнее лето, в период нашего наиболее активного общения, завершившегося написанием совместной статьи [1]. Было так же солнечно, и воспоминания яркие, какой была и сама Татьяна Геннадьевна. Мы ходили по музею с её гостями из Calvert Journal: у неё был очередной проект — показывала зарубежным гостям «неожиданную Россию». Сама всегда такая непредсказуемая, она и в АДИТе всегда выступала на конференциях с совершенно неожиданными темами и докладами [2]. Про неё так и говорили: «Умница Богомазова».

Некоммерческое партнёрство «Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии» (АДИТ), ежегодно собиравшее на конференции в разных городах России тех, кто так или иначе связан с внедрением компьютерных технологий в музеях, архивах и библиотеках, стало с 1997 года de facto не только российским CIDOC. Фактически, это было одно из немногих мест, где было можно открыто обсуждать текущие проблемы, делиться опытом и вдохновляться на крупные проекты. Двадцать лет назад обсуждать зарубежный опыт, применять его к нашим реалиям, пытаться получить спонсорские деньги или составлять заявки было не просто. Во-первых, никто не знал, как это делается, во-вторых, и узнать было особо негде, не с кем посоветоваться. Сегодня трудно поверить, что Интернета не было. Совсем не было, информационное письмо с приглашением на первую конференцию АДИТ Российский Этнографический музей разослал в конвертах по почте. Информирование о том, поддержана ли заявка, принят ли отчёт по гранту, шло по почте на почтовых карточках, которые полагалось вложить в конверт с заявкой на грант.

Рис. 1. Т.Г. Богомазова и Д.Ю. Гук в доме-музее А.Н. Толстого (2004 г.)

Первое обсуждение Госкаталога МФ РФ, анонсированного годом ранее, прошло в 2004 году в Самаре и закончилось обменом трёхдюймовыми дискетами с разработчиками. На этих дискетах были словари-классификаторы, подвергшиеся справедливой критике. Тогда же мы с Т.Г. Богомазовой вместе посетили дом-музей А.Н. Толстого (рисунок 1). Ей было тяжело справиться с настоящими «музейными тапочками», и она согласилась на помощь в моём лице. Тогда-то и состоялось наше более близкое знакомство. Именно по её ходатайству мою кандидатуру выдвинули в Президиум АДИТ в 2007 году в Саратове, чтобы «представлять Петербург и Северо-Запад». А тем временем, в Перми, в актовом зале гимназии им. С.П. Дягилева мы слушали затаив дыхание её доклад, полностью перевернувший представление о том, как должны делаться музейные сайты, на кого ориентировать музейные программы. Нужно подчеркнуть, что сообщение чуть раньше прозвучало на Круглом столе в Эрмитаже и через год было опубликовано [3]. Но тогда, в 2008 году оно произвело эффект настоящей бомбы. Теперь, когда мероприятия по теме «актуальные музейные проблемы» проходят гораздо чаще, таких ёмких по содержанию докладов слышать не приходится. Всё «актуальное» уже опубликовано Т.Г. Богомазовой 10 лет назад. Подтверждением тому служит и название нового конкурса Фонда В. Потанина — «Музей 4.0» — как отголосок того «Музея 2.0», про который она рассказывала, а статьи других авторов появились значительно позже [4]. Мы также обсуждали применимость на практике стандарта CIDOC CRM (ISO 21127:2014), интерактивность и культуру участия. Как бабушку Т.Г. Богомазову волновал вопрос эффективности мультимедийных образовательных программ и специфика их дизайна [5].

Следующим шагом в нашей совместной деятельности по участию в грантах, в чём трудно было найти специалиста более сведущего, чем она, стала попытка участия АДИТ как партнёра в заявке на грант по рамочной программе Горизонты 2020. С благодарностью вспоминаю её развёрнутые комментарии членам Президиума АДИТ, почему это важно и полезно для профессионального сообщества. Эпоха грантов Сороса давно закончилась, время грантов РГНФ и РФФИ для гуманитарных направлений также ушло, а финансирование благотворительными фондами музейных проектов носит локальную и узкую тематическую направленность. Исключение составляет Фонд В. Потанина, но и число предоставляемых им грантов невелико. Поступившее в 2015 году АДИТ предложение участвовать в качестве партнёра из третьих стран (без финансирования) проекта в конкурсе, организуемом рамочной программой Горизонт 2020 Европейской Комиссии, гарантировало бы в случае позитивного решения существенные преимущества. Так каждый участник АДИТ получал бы приоритет при подаче заявок на гранты по негуманитарным направлениям, поскольку в России предусмотрено приоритетное прохождение заявок организаций, чья заявка по программе H2020 [6] была одобрена. Это был реальный шанс, стоило попытаться. Все необходимые документы были подготовлены и отправлены, но международная и общая финансовая ситуации не благоприятствовали в тот момент. Тем не менее, приобретённый опыт позволил без труда составить заявку и выиграть в 2017 году грант на конкурсе, организованном для НКО Фондом президентских грантов. Сама Татьяна Геннадьевна считала, что следует примеру Государственного Эрмитажа, участвуя в конкурсе Фонда В.Потанина. Моё искреннее удивление было рассеяно, оказалось, что она имела в виду Вторую международную конференцию по виртуальной археологии [7], которая получила в 2015 году поддержку этого фонда по программе «Музейный десант».

Параллельные исследования стали проводиться в связи с изучением виртуальной музейной аудитории. Маркетинговые исследования и обратная связь со стейкхолдерами стали требованием новейшего времени. Т.Г. Богомазова с энтузиазмом приняла идею кафедры этики СПбГУ провести междисциплинарный семинар «Посетитель, публика, стейкхолдер: Методики и подходы к исследованию аудитории культурных институций». Семинар прошёл в январе 2017 года уже без главного инициатора, но зато собрал и перезнакомил всех ведущих специалистов города по вопросам исследования музейной аудитории.

Когда в докладе или сообщении звучит местоимение «мы», никогда не задумываешься, сколько человек в действительности выполняли работу по проекту. Мне доводилось бывать в дворовом флигеле МАЭ, где когда-то находилась фотолаборатория, а теперь размещается Отдел информационных технологий, и отмечать для себя, что коллектив, который справляется со сложнейшими задачами, можно пересчитать по пальцам одной руки. В очередной раз убеждаюсь, что от личности, индивидуальных качеств и навыков лидера зависит очень многое, практически всё. И радует, что дело Татьяны Геннадьевны продолжают достойные ученики [8]. 

Сергей Хамзеевич Ляпин:

Событие, о котором пойдет речь, происходило в Университете ИТМО, (Технопарк Университета ИТМО, Биржевая линия, 14, концертный зал, 22 июня 2015 года).

По инициативе Татьяны Богомазовой, в рамках традиционной конференции «Интернет и современное общество» (IMS-2015), организуется круглый стол «Экология музейной системы»; сопредседатели — Н.В. Борисов (СПбГУ; ИТМО) и Т.Г. Богомазова (Кунсткамера).

С Татьяной Геннадьевной я к тому времени был знаком достаточно давно: слушал ее выступления на конференциях АДИТ примерно с начала 2000-х годов, сам выступал при ее внимательном присутствии (чуть не сказал по-хайдеггеровски «Dasein» — настолько ее заинтересованное и умное «присутствие» ощущалось — даже до того, как она начинала задавать вопросы). Поэтому с удовольствием принял предложение организаторов подготовить доклад об использовании электронной полнотекстовой библиотеки в составе «экологии» музейной информационной среды. Об использовании библиотеки в музейных делах мы сотоварищи (Алексей Куковякин — ООО «Константа», Светлана Костанян, — «Музеи Московского Кремля») не раз выступали перед музейщиками/адитовцами (см., напр., [9]), c рассказами о функциональных возможностях полнотекстового поиска, и в этот раз я решил показать, как можно включить в поисковые сервисы чуть более продвинутые и «умные» запросы, чем это обычно удается сделать в рамках контекстного поиска. О настоящем семантическом поиске в осуществлении запроса речь пока не шла, и мы с Алексеем решили показать коллегам своеобразную квазисемантику: использование гибридного запроса (одновременно по каталогу и полнотекстам) для более точной фокусировки полнотекстового запроса, и за счет этого выявления релевантного и одновременно расширенного смыслового контекста. Предметной областью, избранной для осуществления этого эксперимента, были иконы, в том числе и прежде всего иконы Русского Севера. Благодаря многолетнему сотрудничеству с крупнейшим специалистом по этому вопросу — Татьяной Михайловной Кольцовой, доктором искусствоведения, зав. отделом древнерусской живописи музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» в Архангельске, — мы располагали хорошо и квалифицированно описанной коллекцией изображений икон, а благодаря сотрудничеству с Университетом ИТМО и Архангельским краеведческим музеем, могли пользоваться сервисами полнотекстового поиска, в том числе в распределенной информационной среде.

Итак, для эксперимента мы взяли каталожные описания нескольких десятков икон и вручную перенесли их в каталог электронной библиотеки, организованный в соответствии со стандартном библиографического описания RUSMARC (речь идет об информационной системе T-Libra, разработке ООО “Константа», г. Архангельск); в основном были использованы поля «Заглавие», «Автор», «Аннотация», «Ключевые слова». Ими на первых порах мы и решили ограничиться (напомню: речь шла не о точном поиске того или иного артефакта, — не в этом была задача — а об использовании его атрибутов для предварительного автоматизированного построения поискового образа по полным текстам). Разным атрибутам присвоили различные весовые коэффициенты, и ввели все эти параметры в структуру многослойного полнотекстового запроса информационной системы T-Libra. В рамках эксперимента мы, разумеется, могли менять и весовые коэффициенты, и параметры многослойного запроса. Эксперимент, собственно, и состоял в том, чтобы подобрать и эти веса, и эти параметры — для последующего их включения в алгоритмы автоматизированного поиска.

В первый слой трехслойного запроса были включены термины из названия иконы («Спас Нерукотворный»). Во второй — термины «убрус» и «лик». В третий — «Константинополь» и «Христос». Все эти термины были взяты из соответствующей электронной карточки (иконографического описания).

Условия запроса: обязательный первый слой — с терминами из названия иконы; учитываются любые 2 слоя из трехслойного запроса. Дополнительная фокусировка: расстояние между поисковыми терминами в разных слоях не более 5 слов. При этих параметрах запроса найдено 59 абзацев в 44 документах (по базе в 2572 документа). Документы в поисковой выдаче ранжированы по количеству релевантных абзацев.

Характерно (для широкого контекстного поиска, о котором и идет речь), что мы получили много интересных абзацев — релевантных, и вместе с тем довольно неожиданных и расширяющих культурный контекст – не из иконографической книги или статьи, а из философской (например, книги М.К. Мамардашвили «Картезианские размышления»; речь там шла, в нашем случае, об исихазме. Такого рода абзацев из общего числа найденных (59) оказалось около 20 (словари, художественная литература, детективы, философия, богословие, история, культурология).

Аналогичные исследования были проведены на вышеобозначенной ресурсной базе (электронная библиотека объемом около 2500 полнотекстовых документов) еще с 9 иконографическими описаниями (иконы «БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ»; «ПРЕПОДОБНЫЕ ЗОСИМА И САВВАТИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, С ВИДОМ МОНАСТЫРЯ И С ЖИТИЕМ»; «ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ СИЙСКИЙ, С ЖИТИЕМ» и др. — все из собрания Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», Архангельск). В каждом случае, используя термины из иконографического описания и вариации параметров многослойного запроса, удалось эксплицировать весьма содержательные, с экспертной и пользовательской точек зрения, культурно-исторические контексты иконографических объектов. Полученные результаты я и доложил на заседании круглого стола [10].

Скажу честно: именно гарантированное присутствие Т.Г. Богомазовой на этом выступлении позволяло мне рассчитывать на конструктивно-критическое и одновременно доброжелательно-заинтересованное отношение к предлагаемому подходу. Собственно, в этом не было ничего удивительного: такова всегда была реакция Татьяны Геннадьевны на новые идеи и подходы. А ведь многие считали (и считают), что продвинутой электронной библиотеке нечего делать в музее — для нее еще полнотекстовые ресурсы готовить надо, и вообще, мол, библиотеки нужны для библиотекарей, а не для музейщиков… Мы же продвигали мысль о том, что электронная полнотекстовая библиотека, поскольку она позволяет работать с самим текстом (а не только с его каталожным описанием) является универсальным инструментом для поддержки самых разных видов деятельности, в том числе и музейной, включая экспозиции и выставки. Для этого ее функционал, разумеется, нужно совершенствовать как раз в направлении многоплановости и гибкости, в том числе и для работы с полнотекстовыми и мультимодальными ресурсами, а также для функциональной интеграции с другими информационными системами.

В ходе последующего обсуждения — оно, как я и надеялся, оказалось именно конструктивным и заинтересованным, — мы обсудили вопросы дальнейшего развития вышеназванного подхода в деятельности «Кунсткамеры», в частности, договорились о встрече со специалистами фирмы «КАМИС» на предмет функциональной интеграции информационных систем T-Libra и КАМИС (еще на конференции АДИТ-2014 в Выборге мы принципиально договорились о сотрудничестве с руководителем ЗАО «КАМИС» Ю.М. Лошаком).

Такая встреча состоялась осенью 2015 года, в ходе ее мы выяснили, что хорошим решением было бы использование возможностей выгрузки из КАМИС тематической электронной коллекции в xml-формате с последующей интеграцией сервисов коллекции и библиотечного полнотекстового поиска. В декабре 2015, в канун Нового года начали готовить документы (даже согласовали с юристами договор) для приобретения Кунсткамерой информационной системы

T-Libra с целью ее последующей пробной эксплуатации в информационной среде Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого. Оставался один шаг до очередной реализации «неизбежности несбыточного» по инициативе и при участии Т.Г. Богомазовой: создания научно-образовательно-музейного кластера в распределенной среде в составе Университета ИТМО, Музеев Московского Кремля, Архангельского краеведческого музея и Кунсткамеры. К сожалению, этот шаг — я пишу эти строки в августе 2018 — мы пока так и не сделали.

Юрий Кириллович Чистов:

С Татьяной Геннадьевной Богомазовой, мы проработали вместе в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (МАЭ РАН) более четверти века, причем много лет мы работали над совместными проектами и были единомышленниками. Она пришла к нам в музей в 1985 г. сразу после окончания Кафедры этнографии и антропологии исторического факультета университета и проработала в МАЭ всю свою недолгую жизнь. Как и многие выпускники кафедры, она начала свою жизнь в науке с аспирантуры. В Отделе этнографии восточных славян руководителем ее аспирантуры была Т.В. Станюкович, крупнейший специалист по этнографии славянских народов, а также автор классических трудов по истории Кунсткамеры (позднее, после смерти Т.В. Станюкович в 1992 г., научным руководителем Татьяны стал мой отец, Кирилл Васильевич Чистов, чл.-корр. РАН, долгие годы возглавлявший «славянский» отдел МАЭ). Темой диссертационной работы была выбрана «Типология деревянной утвари украинцев в аспекте историко-этнографического районирования». В 1990 г. после окончания аспирантуры и декретного отпуска Т. Богомазову принимают на работу в отдел старшим лаборантом, а в 1992 г. она защищает кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Позже в доработанном и дополненном виде под названием «Кустарные деревообрабатывающие промыслы украинцев в конце ХIХ – начале ХХ вв.» ее диссертационное исследование было опубликовано в виде книги в 1999 г. с которой можно ознакомиться в Электронной библиотеке МАЭ РАН [11]. Также здесь следует упомянуть, что несколько работ по теме диссертации Татьяны были опубликованы ею под фамилией ее первого мужа — Бетехтина [12; 13].

В аспирантские годы, и позже, в качестве сотрудницы МАЭ, она много времени уделяет полевым исследованиям в разных областях Украины, собирая материал для будущей книги и коллекции для музея (в том числе коллекции украинской народной игрушки из Опошни) [14]. Татьяна Богомазова также является соавтором более 10 статей по раннесредневековой археологии и истории Руси, написанных в соавторстве с ее вторым мужем и сотрудником МАЭ РАН Ю.Ю. Шевченко [15–18].

Начало и середина 90-х годов было не самым благоприятным временем для научных работников. Рост цен на все, талонная система на ряд продуктов, резко снизившаяся покупательная способность на фоне нерегулярности выплаты зарплат. Перестали финансироваться экспедиции, научные командировки, да и многое другое заставляло всех нас думать о дополнительном заработке, дополнительной преподавательской или переводческой работе. Татьяна тоже пыталась найти свою нишу для «выживания», и нашла ее в активном участии в ряде российских и зарубежных общественно-значимых проектов.

К сожалению, в личном деле Т.В. Богомазовой содержится недостаточно данных для того, чтобы восстановить полную картину ее активности за 90-е годы. Я нашел лишь достаточно важную для понимания ее деятельности в последующие годы деталь, а именно, что в 1994 г. она получила дополнительное образование на экономическом факультете СПбГУ по специальности «Экономика предпринимательства». Это позволило ей освоить навыки проектного менеджмента для осуществления крупных проектов научно-производственного характера.

С 2001 г., когда я был выбран научным коллективом МАЭ, а затем и Общим собранием Историко-филологического отделения РАН на пост директора музея, было решено публиковать ежегодные отчеты нашего учреждения. По текстам этих отчетов [20] достаточно хорошо восстанавливается картина активной деятельности Богомазовой в начале 2000-х гг., до того, как в 2006 г. появилась возможность создать Отдел информационных технологий (ОИТ) и она была назначена руководителем этого отдела.

В отчете за 2001 в разделе «Научно-организационная деятельность сотрудников МАЭ» читаем: Т.Г. Богомазова — член Президиума АДИТ (Ассоциации по документации и новым информационным технологиям) при Российском Отделении ИКОМ; и.о. официального представителя АДИТ в Санкт-Петербурге; член Совета Международного Фонда 2001 International Child Art Foundation (ICAF), Virtual Creativity Playground (VCP) for children (США); руководитель проекта “OPEN HERITAGE” (создание сайта и базы данных музейных объектов и объектов недвижимого культурного наследия России для включения в одноименный европейский проект); член программного комитета конференции ICHIM’2001; член программного комитета конференции «Музеи и Web»; член программного комитета международной конференции «CIDOC’2003» ИКОМ — Санкт-Петербург 2003 г. (подготовка программы конференции, организационные мероприятия); член программного комитета 5-й ежегодной конференции АДИТ; организация семинара АДИТ «Информационный менеджмент и управление культурными проектами» 2002 г. (по гранту Института открытого общества).

Также в годовом отчете МАЭ РАН упомянуто, что Богомазова Т.Г. разработала структуру навигации и интерфейсов базы данных «Румир: Русский Мир», представляющую 12 музеев России в Интернет, для Информационного Центра ГИМ (в составе рабочей группы фирмы «Альт-Софт»); разработала концепцию реформирования информатизации и музейных подразделений Гознака в Музейно-выставочном комплексе (по контракту).

В эти же годы Т. Богомазова проявила себя и как очень сильный профессиональный менеджер музейных проектов. С 1996–1997 гг. она стала активно заниматься вопросами применения информационных технологий в музеях. И прежде всего, Татьяне хотелось приложить силы для создания интернет-сайта в родном музее.

В этой работе принимало участие под её негласным руководством несколько сотрудников музея, в том числе и я, в то время научный сотрудник Отдела антропологии музея. С аспирантских лет, с конца 70-х гг. я активно занимался вопросами применения методов многомерной статистики к анализу антропологического материала, пользовался услугами Ленинградского научно-исследовательского вычислительного центра АН СССР, где был допущен к работе на американской ЭВМ CYBER. А в 1997 г. я получил грант РГНФ «Музейный компьютерный каталог и банк данных краниологических коллекций антропологических фондов Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера)», и был активным пользователем персонального компьютера и сети интернет уже с многолетним стажем.

Среди активных участников создания первого сайта нашего музея следует назвать Ю.А. Купину, в то время научного сотрудника отдела этнографии Сибири. Впоследствии в 2002 г. она была мной назначена заместителем директора по музею и остается в этой должности и по сей день. С тех пор все проекты, связанные с информационными технологиями в МАЭ (развития сайта музея, создание компьютерного каталога коллекций, мультимедийные программы для посетителей музея и многое другое), мы задумывали и воплощали с Т. Богомазовой и Ю. Купиной, а Татьяна еще при этом была непременным и несменяемым менеджером всех проектов, ответственным исполнителем всех полученных в этой области грантов. Активное участие в начальных этапах «информатизации» МАЭ также принимали участие научный сотрудник отдела археологии Д.В. Герасимов и научная сотрудница отдела этнографии народов Средней Азии и Кавказа О.М. Бронникова.

Это была по ряду причин чрезвычайно сложная, трудновыполнимая задача для того времени. Самое главное, что приходилось преодолевать непонимание дирекции музея в необходимости подключения нескольких компьютеров, уже приобретенных к тому времени по грантам сотрудников, к интернету, создания интернет-сайта Кунсткамеры. Даже вопрос об использовании сотрудниками электронной почтой вызывал возражение у тогдашних руководителей МАЭ. Естественно, что мы не могли рассчитывать и на какую-то финансовую поддержку этих идей. Приходилось не только преодолевать внутреннее сопротивление дирекции, но и искать спонсоров. Естественно, что с найденными спонсорами, договора должен был также подписывать директор…

Спонсоры были найдены в лице петербургской компьютерной компании LANCK, одной из первых компьютерных компаний, созданных в Петербурге, сети РОКСОН (Региональная объединенная компьютерная сеть образования, науки и культуры Санкт-Петербурга), созданной в 1994 г. при поддержке РФФИ, а также автономной некоммерческой организации «Трансграничное экологическое информационное агентство» (TEIA). Был найден и еще ряд спонсоров, кто-то выделил средства на покупку сетевого оборудования, кто-то оплатил прокладку оптоволоконного кабеля из здания Санкт-Петербургского научного центра, где располагался сервер РОКСОН, в здание Кунсткамеры. В январе 1997 г. сайт Кунсткамеры начал работать. Много лет он занимал верхние строчки рейтинга, проводимого сайтом «Музеи России», находится там и сегодня. Основная работа по разработке структуры и дизайна сайта, подготовке контента была сделана Татьяной Богомазовой, и на меня тогда это произвело очень сильное впечатление.

В конце 90-х гг. в Петербурге был объявлен конкурс на гранты Фонда культуры для реализации инвестиционного проекта Всемирного банка реконструкции и развития «Реконструкция центра Санкт-Петербурга». Среди множества поданных заявок был и проект нашего музея «Организация Мастерской-студии и сувенирного магазина при Кунсткамере». Заявку на грант готовили заведующая лабораторией реставрации музея Т.Я. Ходова и, добровольно взявшая на себя львиную долю работы, научная сотрудница отдела этнографии славянских народов Т.Г. Богомазова [20]. Если вспомнить это время, то станет ясно, что писать сложные и развернутые заявки на большие и серьезные проекты мы тогда не очень умели. Составление бизнес-планов, смет, графиков выполнения работ, все это было внове, всему приходилось учиться. Фонд культуры помогал, устраивая специальные семинары с обучением. Надо было освоить очень важные принципы, без которых заявки на такие серьезные гранты оставались без внимания: matching funds — встречное финансирование части затрат по проекту (тем более инвестиционному проекту) со стороны учреждения, подающего заявку, социальная значимость проекта, учет потребностей посетителей музея с ограниченными способностями, специальный стиль языка заявок на русском и английском языках. Я тогда все это оценивал как реальный подвиг Татьяны, делавшей это добровольно из любви к нашему замечательному музею. В результате мы получили небольшую по площади, но хорошо оборудованную по тем временам реставрационную лабораторию, где стало больше сотрудников реставраторов, открыли музейный магазин…

С 1997 года Татьяна стала активно заниматься освоением вопросов информационных технологий в сфере культурного наследия, пройдя многочисленные стажировки и участвуя в профессиональных конференциях в этой области как в России, так и в зарубежных странах — США, Японии, Италии, Великобритании, Нидерландах, Кипре, в Южной Корее и др. [21–24].

С конца 90-х гг. в музее стала активно работать Группа развития информационных технологий, которая существовала вплоть до создания в музее Отдела информационных технологий в 2006 году.

МАЭ РАН всегда (в составе РАН, затем с 2014 г. в составе ФАНО, ныне с 2018 г. в составе Министерства науки и высшего образования) получал бюджетное финансирование на фундаментальные научные исследования, и выделяемый бюджет все время секвестировался, теряя уже совсем призрачную в наши дни статью «на прочие расходы». Было очевидно, что значимые проекты в сфере информационных технологий возможно организовывать и развивать только в рамках работы по получению специализированных грантов. По этому пути мы и пошли, и я считаю, что эта стратегия себя в достаточной мере оправдала.

В 1999 г. Институт «Открытое Общество» в рамках конкурса «Оригинальные проекты в Интернет» поддержал проект «Интерактивная Кунсткамера: музейный wеb-сайт на службе пользователя». Основными авторами проекта были О.М. Бронникова, Т.Г. Богомазова, М.Ф. Альбедиль, веб-мастер компании LANCK О.А. Федорова. В результате осуществления этого проекта, приуроченного к 275-летнему юбилею Российской Академии наук, была создана виртуальная панорама зала бывшего анатомического театра в здании Кунсткамеры, где в то время располагалась экспозиция История Кунсткамеры, круговые панорамы двух шедевров коллекции, а также «Энциклопедия Петровской Кунсткамеры». Хотя ныне в силу устаревания программного обеспечения ряд презентационных функций этого проекта утрачен, в свое время он был одним из наиболее инновационных экспериментов в русской части музейного Интернета. В частности, в этом проекте впервые было начато апробирование представления экспонатов онлайн в виде круговых панорам.

В 2002 при деятельном участии Т.Г. Богомазовой была подготовлена первая онлайн коллекция на нашем сайте. Речь идет о каталоге уникальной коллекции капитана Джеймса Кука, которая поступила в Кунсткамеру в 1780 г. В музее была подготовлена и открыта временная выставка «Последнее путешествие капитана Кука», а печатный каталог был заменен виртуальным каталогом на сайте [25].

В 2001–2003 гг., сотрудники музея готовили две новые постоянные экспозиции к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга. Экспозиция «Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры» и «Готторпский (Большой академический) глобус» впервые сопровождались мультимедийными образовательными программами. Было реализовано (в партнерстве с Отделом мультимедийных проектов Русского музея) виртуальное посещение внутреннего помещения глобуса, которое во времена Петра Великого функционировало как первый в мире планетарий. Впервые в зале нашего музея появился сенсорный монитор, на котором посетителям была представленная в сотрудничестве с голландскими специалистами мультимедийная программа, рассказывающая о кунсткамерах в европейских странах, об истории медицины и о тератологии.

Параллельно в эти же годы Татьяна активно и широко занималась консультационной деятельностью в области информатизации сферы культуры и принимала участие в проектах создания ряда информационно-экспозиционных музейных комплексов и сайтов — Новгородского музея-заповедника, Музея Аничкова дворца, Национального музея республики Татарстан, Культурного центра в г. Анадырь, Ханты-Мансийского музея Природы и Человека, Музеев Московского Кремля, ГМЗ «Царское Село», Царскосельской Янтарной Мастерской, ГМЗ «Царицыно» и др. [26–28].

В 2005г. по инициативе Т.Г. Богомазовой был проведен открытый конкурс на дизайн нового сайта МАЭ РАН. В это же время при спонсорской помощи музей смог закупить систему веб-контент менеджмента, и в первом полугодии 2006г. в сети появилась новая версия сайта МАЭ РАН. Т.е., по существу, негласно Татьяна уже руководила всеми работами по информационным технологиям, как на экспозициях музея, так и по интернет представительству Кунсткамеры.

В эти годы авторитет Т.Г. Богомазовой среди музейщиков был уже чрезвычайно высок. Ее участие в работах нескольких конференций Комитета по документации (International Committee for Documentation — CIDOC) Международного совета музеев, участие в создании и в руководстве Ассоциации по документации и новым информационным технологиям в музеях (АДИТ), участие в работе многих музеев России в качестве консультанта и эксперта. У меня было ощущение, что в нашем музее работает первоклассный специалист с большим накопленным опытом, генерирующий бесценные идеи, обладающий огромными организационными возможностями, а мы больше «отдаем» ее на сторону, чем используем внутри родного ей музея. И причиной этому являлись, как не банально это звучит, финансовые возможности музея в составе Академии наук, «замораживание» штатных расписаний академических институтов.

Перелом наступил после удачного прохождения конкурса на «вторую волну» грантов Инвестиционного фонда поддержки культуры за счет займа Международного банка реконструкции и развития. После завершения первого проекта, связанного с развитием реставрационной мастерской и музейного магазина, руководство фонда очень высоко оценило полученные результаты и блестящую работу Т.Г. Богомазовой, как менеджера проекта.

В 2005 г. музей выиграл очень сложный конкурс (из сотен заявок было отобрано девять), и получил грант на проект «Создание мультимедийного информационно-экспозиционного комплекса МАЭ РАН». Общий бюджет этого проекта превысил 300 тыс. долларов и дал возможность приступить к выполнению давно задуманного нами плана создания единого компьютерного каталога музейных коллекций на базе КАМИС, приведению в порядок и росту локальной сети музея, создания программ для посетителей музея на сенсорных мониторах в экспозиционных залах [29; 30].

В результате осуществления проекта в музее был создан информационно­экспозиционный комплекс — совокупность программных и аппаратных средств, включенных в единую локальную компьютерную сеть музея и имеющих общее информационное и административное ядро в виде музейной базы данных «МАЭ­ КАМИС» (далее — МБД).

Были конвертированы все существовавшие до этого времени в основном «самодельные» базы данных музейных коллекций, адаптирована существовавшая МБД и установлена на рабочие места сотрудников ряда музейных подразделений, проведено обучение их в качестве пользователей и администраторов МБД, организован постоянный процесс ввода информации в МБД. В каталог была введена информация, включая изображения и аннотации обо всех экспонируемых на экспозиции предметах и коллекциях.

В залах музея были установлены информационные киоски с сенсорными дисплеями, проекционные экраны и плазменные панели, которые позволяли посетителям получить доступ к информации о музейных предметах и коллекциях в виде электронных этикеток экспонатов, энциклопедических справочников и мультимедийных программ. Для занятий с группами детей создана отдельная информационная зона в Детском Центре МАЭ РАН, оснащенная оборудованием для проведения занятий с детьми со специальными потребностями.

Информационно-экспозиционный комплекс обеспечил современный уровень сохранной оцифровки и паспортизации уникальных коллекций музея, увеличил эффективность экспонирования и популяризации музейного собрания старейшего музея России для разных групп посетителей, позволил существенно улучшить музейный менеджмент и дал возможность начать работу по открытию доступа к коллекциям музея через Интернет [31; 32].

Это был очень большой проект, выполнение которого требовало ежедневных усилий, подготовки множества документов, включая регламенты по использованию МБД и многое другое. Стали привычными еженедельные оперативные совещания по проекту, на которые Татьяна приходила для еженедельного отчета о сделанном, но при этом практически всегда полная новых идей и планов.

Выполнение этого проекты потребовало от нас и ряда организационных решений. В ноябре 2006 г. был создан Отдел информационных технологий МАЭ РАН во главе с Т.Г. Богомазовой, тогда же для обслуживания сильно разросшейся локальной сети музея, файловых хранилищ, настройки программного обеспечения компьютеров и пр. был создан Отдел информационно-технического обслуживания во главе с нашим системным администратором А.В. Козловым.

Еще один «информационный взрыв» в Музее антропологии и этнографии произошел в связи с получением крупного гранта Фонда Форда «Создание автоматизированного фото депозитария МАЭ РАН с Интернет каталогом» на 2008–2009 г.

Исторически сложилось так, что иллюстративные коллекции в МАЭ РАН разделены по региональной тематике, и эти части хранятся, каталогизируются и изучаются в соответствующих научных отделах. Поэтому в музее отсутствовал стандарт хранения иллюстративного фонда, не было единого каталога иллюстративных коллекций.

В результате напряженной работы, организованной и проведенной Татьяной Богомазовой с группой музейных сотрудников, была проведена колоссальная работа по проверке иллюстративных фондов музея, музейной документации по иллюстративным коллекциям, выявлены наиболее ценные коллекции по времени их собирания, уникальности представленного материала, требующие охранной оцифровки в первую очередь.

Было осуществлено массовое сканирование наиболее ценной части фотоархива, а также бесценных полевых рисунков выдающихся ученых и путешественников. Основная проблема, которую был призван решить этот проект — обеспечить сохранность ценных исторических фото свидетельств по культурам народов мира, а также преодолеть многолетнюю оторванность этого уникального массива данных от пользователей, ввести его в научный оборот, обеспечив к нему доступ широкой аудитории через Интернет. Т.Г. Богомазова справедливо полагала, что освоив технологию оцифровки и хранения, музей сможет в ближайшие годы существенно расширить цифровой депозитарий и сформировать активный иллюстративный фонд, полностью доступный через БД и Интернет. Действительно, если первоначально на сайте музея было выставлено в свободный доступ в разделе «Коллекции онлайн» около 40 тыс. фотографий, то на сегодня число доступных для просмотра фотографий в результате плановой работы нескольких сотрудников музея составляет более 48 тыс. единиц хранения. И работа по сканированию негативов фотоархива продолжается [33].

В ходе выполнения этого проекта на средства музея был запущен параллельный процесс оцифровки музейных описей. Как и иллюстративные коллекции описи этнографических, антропологических и археологических коллекций основного фонда традиционно хранились в научных отделах. Уже давно пришло понимание, что эта давняя сложившаяся в МАЭ еще вначале XX в. практика тормозит работу отдела учета и хранения, не обеспечивает надлежащую сохранность этой важнейшей музейной документации, замедляет работу с компьютерным каталогом коллекций КАМИС-МАЭ. Было решено воспользоваться организационно крайне удобным случаем, когда сканирование фотоколлекций проводилось по контракту компанией ЭЛАР на территории музея, и было задействовано от 4 до 6 профессиональных сканеров с обученным персоналом. Все коллекционные описи были сосредоточены в отделе учета и хранения, и на средства МАЭ была проведена оцифровка всех описей коллекций музея в формате JPG (более 8000 коллекций и более 106 000 листов описей). Сотрудниками Отдела информационных технологий вместе с сотрудниками Отдела учета МАЭ РАН и специально созданной рабочей группой были разработаны регламенты маркировки описей и единиц иллюстративных коллекций, что позволило свести многообразие учетных алгоритмов к машиночитаемым форматам. Впоследствии, эти файлы были собраны в формате PDF в файлы, защищенные паролями от копирования и распечатывания. Была проведена ретроконверсия всех титулов описей по 13-ти полям, и сегодня эти материалы интегрированы в музейную БД КАМИС-МАЭ. Через интранет-сайт музея, также созданный усилиями руководимого Т.Г. Богомазовой Отдела информационных технологий, доступ к электронным копиям описей предоставлен всем сотрудникам музея, а теперь эти описи интегрированы в музейную базу данных.

В нашем музее, по моему мнению, да и по оценке сотрудников компании КАМИС был задан чрезвычайно высокий темп пополнения базы данных музейных предметов паспортами предметов коллекций и их изображениями. В 2006 г. Т.Г. Богомазовой было разработано «Положение об информационной системе МАЭ РАН», где в частности было определено, что любой научный или музейный проект, в котором используются коллекции МАЭ РАН, не может считаться выполненным, если паспорта предметов и их фотографии не внесены в КАМИС. Это касалось и подготовки постоянных экспозиций музея, предоставления коллекций МАЭ на временные выставки в России и за рубежом, описания коллекций в научных статьях, подготовки и публикации научных каталогов коллекций, приобретения и регистрации новых коллекций, проведения плановых работ по перерегистрации так называемых «неполных» описей и сверки наличия предметов коллекций. В результате такой внутри музейной политики стало возможным по результатам больших музейных проектов предоставлять нашим посетителям не только в залах на сенсорных мониторах, но и на сайте музея онлайн-коллекции уникальных собраний Кунсткамеры. Уже выше упоминалось, что для представления результатов работы по гранту Фонда Форда разработчиками КАМИС была создана первая онлайн-коллекция на нашем сайте — шедевры фотоархива, где онлайн можно было познакомиться более чем с 40 тыс. изображений [34].

Перед программистами КАМИС была поставлена задача, создать программный модуль, который бы позволил формировать из музейной базы данных онлайн-коллекции на сайте нашего музея не специальными усилиями разработчиков, а сотрудниками Отдела информационных технологий МАЭ. Такая задача была решена с помощью финансирования по двум специальным грантам, которые мы получили в 2009–2011 гг.

Первый проект назывался «Виртуальная Кунсткамера: обеспечение онлайн-доступа к коллекциям музея» и финансирование было получено на конкурсной основе по Программе фундаментальных исследований Президиума РАН «Историко-культурное наследие и духовные ценности России». Второй проект имел название «Виртуальный музей Ф. Рюйша» и был получен от Посольства Королевства Нидерландов в РФ по программе «Совместное культурное наследие Нидерландов в России».

Была проделана огромная работа по разработке научного описания музейного предмета: тематических рубрик, терминологического аппарата, иерархических справочников и полей описания, проектирование поискового алгоритма, разработка принципов мета описания объектов информационно-справочной системы для веб.

В результате в те годы была подготовлена серия тематических аннотированных иллюстративных онлайн каталогов на русском и английском языках музейных коллекций на сайте МАЭ РАН, а именно: дополненный и улучшенный каталог фотоколлекции МАЭ; каталог «М.В. Ломоносов и российская наука XVIII в.» к 300-летию ученого, которое праздновалось в 2011 г.; каталог «Этнографическая открытка», каталог «Этнографический рисунок» из архивов МАЭ РАН.

В этом ряду онлайн каталог коллекции анатомической Фр. Рюйша занимает особое место. Предоставление доступа к каталогу одной из самых ранних коллекций Кунсткамеры — собранию анатомических препаратов, созданных Фредериком Рюйшем и приобретенных Петром 1 для музея в 1717 г. было реализовано не только для музейного посетителя, но и как средство для работы российских (МАЭ) и нидерландских (Университет Амстердама) ученых над совместным научным проектом. Одной из важнейших задач «Виртуального музея Фр. Рюйша» было сопоставление и публикация описаний препаратов, хранящихся сегодня в коллекциях МАЭ РАН, с описаниями, сделанными самим Фр. Рюйшем в ряде томов опубликованных им в 1691–1728 гг. каталогов его коллекции (“Thesaurus anatomicus"), а также в изданном в Санкт-Петербурге в 1742 году самом раннем каталоге коллекций петербургской Кунсткамеры (“Musei Imperialis Petropolitani”). В результате реализации проекта был создан каталог, включающий 776 ед. хр., и на русском и англ. языках, снабженный сопоставительными и справочными историческими и документальными материалами.

Сегодня проект создания онлайн-коллекций на сайте музея успешно развивается, особенно после перехода на новую версию КАМИС 5. Уже доступно 12 больших тематических онлайн-коллекций и 23 онлайн-альбома, еще раз повторюсь, многие из них связаны с большими завершенными музейными и научными проектами. Перечислим их в память о Т.Г. Богомазовой: Онлайн-коллекции: Фотоколлекция; Археология; Этнография Америки; Этнография Сибири; Этнография Восточной и Юго-Восточной Азии; Этнография Европы; Этнография Центральной Азии; Этнография Южной и Юго-Западной Азии; Этнография Австралии, Океании и Индонезии; Этнография Африки; Этнография Кавказа; Этнографический рисунок. Онлайн-альбомы: А.А. Беликов — фотограф и краевед-исследователь; Айны; Амазония; Коллекция Г.И. Лангсдорфа; Анатомическая коллекция Фредерика Рюйша; Бубны шаманов Сибири; Буддийская пластика; Великий Бенин; Индейцы Калифорнии; Индийские аскеты, отшельники, подвижники; Индийские музыкальные инструменты; Казахи; Коллекции Матиаса Александра Кастрена; Коллекции с берега Маклая; Коллекции Сергея и Елизаветы Широкогоровых по культуре орочонов Китая; М.В. Ломоносов и российская наука XVIII в.; М.М. Герасимов — пластические реконструкции по черепам; Образы, символы, знаки верхнего палеолита; Русская Америка в рисунках И.Г. Вознесенского; Тлинкиты; Эскимосы алютиик; Этнографические коллекции естествоиспытателя Петра Симона Палласа; Японская коллекция Овермеера Фишера и Филиппа  Франца фон Зибольда.

Я считаю, что абсолютно не случайно следующим проектом, реализованным в музее в 2014–2016 гг., за выполнение которого мы отчитывались перед Фондом Потанина уже после внезапного и безвременного ухода Татьяны из жизни, был «Кунсткамера III тысячелетия: от базы знаний к диалогу знаний». Успехи развития информационных технологий в нашем музее, несомненно, послужили причиной тому, что Благотворительный фонд В. Потанина предложил нам заключить договор об осуществлении Партнерской программы. Речь шла о проекте создания новой коммуникационной стратегии и ребрендинга старейшего музея России.

Была определена амбициозная основная цель этого проекта: качественная трансформация планирования визита в музей и музейной коммуникации в целом за счет создания экспериментальной медиа среды, обеспечивающей интерактивный диалог между посетителями и исследователями музея и доступной для «реальных» и «виртуальных» посетителей на мобильных телефонах, планшетах и компьютерах, подключенных к интернету в любой точке мира. Мы планировали решить следующие основные задачи: обеспечение бóльшей доступности информации о музее, его коллекциях, о проектах и исследованиях научного коллектива МАЭ; распространение и популяризация научных знаний среди широкой аудитории и развитие образовательной деятельности; информационная и репутационная поддержка профессионального научного сообщества; использование информации от аудитории музея для получения новых знаний, обратная связь с различными целевыми группами «реальных» и «виртуальных» посетителей через социальные сети [37].

Предполагалось провести комплексный ребрендинг Музея антропологии и этнографии, на основе которого, в том числе, создать новую высокотехнологичную версию сайта музея, включающую кроме тематических онлайн-коллекций, электронную библиотеку трудов сотрудников, 3D панорамы залов с возможностью удаленной виртуальной экскурсии по залам музея на русском или английском языке, создать мобильные приложения для посетителей на смартфонах и планшетах на платформах AppStore и GooglePlay.

Проект также предполагал создание и практически ежедневную работу с социальными сетями, интегрированными с порталом Кунсткамеры и мобильным приложением. С этой целью в организованном в ходе работы над этим проектом Отделе стратегических коммуникаций МАЭ появилась позиция SMM менеджера. Еще одна большая часть проекта была посвящена созданию ассоциированного с сайтом Кунсткамеры медиа-проекта «Кунсткамера Y», объединяющего все образовательные активности музея и научного института. Y — это условное обозначение поколения людей, родившихся в период с 1981 по 1995 год. Это наиболее активная молодая аудитория, которая почти не застала мир без интернета, и наш проект ставил задачу вовлечь молодежную аудиторию в новые виды диалога с музеем с помощью цифровых технологий и новых видов представления знаний.

Выполнение этого огромного объема работы, включающей помимо всего упомянутого выше, модернизацию программного обеспечения (переход на КАМИС 5-ой версии, что предполагало дальнейшее развитие идеи хранения всего контента всех приложений в единой базе: текст, изображения, аудио, видео; использование одних и тех же данных для разных приложений и автоматическое обновление контента в экспозиционных системах при всех изменениях), модернизацию серверной части (речь уже шла о хранении нескольких сот тысяч паспортов коллекций и их изображений) требовало огромных организационных и, одновременно, творческих усилий от Татьяны Богомазовой, ежедневного мониторинга выполняемых работ. Именно ей пришло в голову привлечь к активному сотрудничеству в этом проекте ряд молодежных дизайнерских и IT компаний, в том числе дизайн студию «Проектор Медиа» (Митя Хоршак), интернет-газету «Бумага Медиа» (Кирилл Артёменко), образовательный интернет проект и видео-студию «Лекториум» (Яков Сомов). Огромный вклад в осуществление проекта внесли специалисты нашего давнего партнера, компании «КАМИС» (Юрий Лошак).

Рис. 2. Выступление Т.Г. Богомазовой на презентации проекта «Кунсткамера III тысячелетия»

Презентация завершенного проекта проходила в нашем музее 8 декабря 2015. На ней было рассказано о целях и ходе реализации проекта, презентован новый фирменный стиль музея, новые медийные продукты музея — проект «Кунсткамера Y» и образовательный онлайн-курс, продемонстрированы новые сервисы для посетителей — 3D-панорамы и мобильное приложение — гид по музею. Основное внимание было уделено значению и уникальности данного проекта для отечественной музейной практики. Татьяна Богомазова была заслуженно в центре внимания в этот вечер и принимала поздравления коллег и журналистов. Было чем гордиться, как мы написали в итоговом отчете для Фонда В. Потанина главным результатом проекта стали не только выполненные запланированные в нем задачи, но прежде всего — сформулированные в ходе его выполнения приоритеты и цели, определяющие вектор развития МАЭ РАН как национального научного и музейного центра на ближайшие годы. На сохранившейся фотографии (рисунок 2) выступления Татьяны на презентации проекта «Кунсткамера III тысячелетия» в Круглом зале музея она стоит рядом с баннером, на котором написаны слова, которые Фонд В. Потанина часто использует характеризуя идеальный портрет получателя гранта в области музейных программ: «Профессионализм. Лидерство. Ответственность. Творчество». Это 100 % про нашу Татьяну.

Предстояли новогодние праздники, каникулы и Татьяна планировала их провести в Португалии вместе с четырьмя поколениями ее семьи. Последний раз, когда мы встретились в музее, говорили о предстоящем 19 января Ученом совете. Первый Ученый совет нового года, по сложившийся традиции у нас всегда посвящен памяти академика В.В. Радлова, директора МАЭ в 1894–1918 гг. На таком Ученом совете у нас принято обсуждать вопросы стратегического развития нашего научного института и музея. В 2016 году мы планировали начать год с доклада Т.Г. Богомазовой «Развитие информационной системы МАЭ РАН: итоги и перспективы» и его обсуждения.

Шестого января я послал Тане письмо, поздравляя с днем рождения, ей исполнилось 53 года. Помню, что еще раз благодарил ее за «викторию» в конце ушедшего года, что-то спрашивал о сроках итогового отчета для Фонда В. Потанина и давал какие-то советы по поводу доклада на Ученом совете. А в субботу 9 января утром позвонила Юлия Аркадьевна Купина и, рыдая, сказала, что вчера вечером Татьяна шла в городе Порту в оперный театр, упала на улице и мгновенно скончалась.

Наш музей до сих пор не может оправиться от этой тяжелейшей потери. Наша очень слаженная и успешная работа бок о бок с ней в течение многих лет давно и далеко вышла за пределы выполнению ей обязанностей заведующей Отделом информационных технологий нашего музея. Ее работа определяла будущее развитие МАЭ, делало музей лидером в реализации информационных коммуникаций с необычайно широкой аудиторией посетителей и с научным сообществом. Найти Т. Богомазовой адекватную замену в этой ее роли генератора идей и идеального ответственного исполнителя невозможно. Можно только стараться всеми силами сохранить ее бесценное наследие и развивать то, что она сделала, но не завершила.

Список научных трудов Т.Г. Богомазовой

1. Бетехтина Т.Г. [Богомазова Т.Г.] Деревянная хозяйственная утварь украинцев Подолии // Материалы полевых этнографических исследований, 1988–1989 гг. / Отв. ред., авт. предисл. Ю.Ю. Карпов; АН СССР. ИЭА им. Н.Н. Миклухо-Маклая. С.-Петербургский филиал. СПб., 1992. С. 140–151.

2. Бетехтина Т.Г. [Богомазова Т.Г.] Украинская утварь в коллекциях МАЭ // Из культурного наследия народов Восточной Европы (Сборник Музея антропологии и этнографии; Т. 45). СПб.: МАЭ РАН. 1992. С. 122–135.

3. Богомазова Т.Г. Об одной разновидности украинской народной игрушки // Курьер Петровской Кунсткамеры. 1995. Вып. 2–3. С. 347–359.

4. Богомазова Т.Г. «Культуры речных долин» в эпоху великого переселения народов (на примере пограничья Верхнего и Среднего Поднепровья) // Природа и цивилизация: Реки и культуры: Материалы конф.: Посвящ. 100-летию выхода в свет 1-го рус. изд. кн. выдающ. ученого Л.И. Мечникова «Цивилизация и великие исторические реки». СПб.: Европейский Дом, 1997. С. 209–213 (В соавторстве с Ю.Ю. Шевченко).

5. Богомазова Т.Г. Проект «Виртуальная Кунсткамера» // Музеи и информационное пространство: проблемы информатизации и культурное наследие. Материалы II конференции АДИТ. Иваново, 1998. С.9. (В соавторстве с О.М. Бронниковой).

6. Богомазова Т.Г. Информационные запросы музейного посетителя и информационное пространство музея: в поисках адекватности // EVA 1998 Moscow Electronic Imaging & the Visual Arts. Материалы конференции. Москва, 1998. С. 10-2-1 - 10-2-7. (В соавторстве сВ.Г. Узуновой).

7. Богомазова Т.Г. Интернет в музее как элемент информационной инфраструктуры: конфликты непонимания информационных потребностей современного посетителя МАЭ РАН // Всероссийская научно-методическая конференция, посвященная 275-летию СПбГУ «Интернет и современное общество» 7-11 декабря 1998 г., МОПО РФ, СПбГУ. СПб, 1998. С. 27–28. (В соавторстве с В.Г. Узуновой).

8. Богомазова Т.Г. Кустарные деревообрабатывающие промыслы украинцев в конце ХIХ – начале ХХ вв. СПб.: МАЭ РАН. 1999. 163 С. URL: http://www.kunstkamera.ru/files/lib/bogomazova/bogomazova.pdf

9. Богомазова Т.Г. Украинская скрыня как предмет женской субкультуры // Женщина и вещественный мир культуры у народов России и Европы (Сборник Музея антропологии и этнографии; Т. 47). СПб.: МАЭ РАН. 1999. С. 53–62.

10. Богомазова Т.Г. Проект «Виртуальная Кунсткамера: Задачи конструирования мультимедийного продукта в контексте анализа потребностей и восприятия посетителя музея // III ежегодная конференция АДИТ. Тезисы докладов. Ярославль, 1999. С.64-69. (В соавторстве с В.Г. Узуновой).

11. Bogomazova T.G. Information Inquiries оf a Museum Visitor and Museum Information Space: In Search of Adequacy. Cultural Heritage Informatics: Selected Papers from ICHIM99: the International Cultural Heritage Informatics Meeting. Abstract. 1999. (В соавторстве с В.Г. Узуновой). URL: http://www.archimuse.com/ichim99/abstracts/prg_15000005.html

12. Valentina G. Uzunova, Tatyana G. Bogomazova. Aside from Mass Culture: Museum Visitors in Quest of Exotic Information. In: Electronic Visual and the Imaging Arts. EVA’99 Florence. Conference Theme: “II Nuovo Rinascimento”. Conference, Training and Workshops. 22-26 March 1999. Ed. James Hemsley, Vito Cappellini. Pitagora Editrice Bologna. P. 69-72.

13. Узунова В.Г. Богомазова Т.Г. Проект "Виртуальная Кунсткамера": музей как источник самопознания // Тезисы докладов международной конференции "Интернет. Общество. Личность". (ИОЛ-99). СПб, Институт "Открытое общество", 1-5 февраля 1999г. С. 78-80.

14. Богомазова Т.Г. Поведение посетителей музейных миров: между избыточностью и избирательностью // EVA 1999 Moscow Electronic Imaging & the Visual Arts. Материалы конференции. Москва, 1999. С.6-3-1 - 6-3-9.

15. Богомазова Т.Г. Пастырско-волынцевский горизонт лесо-степного пограничья в Поднепровье и проблема его генезиса // Этнос, ландшафт, культура: Материалы конф. СПб.: Европейский Дом, 1999. С. 285–289 (В соавторстве с Ю.Ю. Шевченко).

16. Богомазова Т.Г. Чернигов и округа накануне и в X веке: скандинавские династы и изменение традиции (динамика антропогенных модификаций ландшафтов) // Скандинавские чтения 1998 года: Этнографические и культурно-исторические аспекты. СПб.: Наука. 1999. С. 179–187 (В соавторстве с Ю.Ю. Шевченко).

17. Богомазова Т.Г. Музеи в Интернет: Методология и практика // 285 лет Петербургской Кунсткамере: Материалы итоговой научной конференции МАЭ РАН, посвященной 285-летию Кунсткамеры (Сборник МАЭ, т. XLVIII). СПб, 2000. С.323-324.

18. Богомазова Т.Г. Определение методологического подхода к созданию мультимедийных программ для обучения студентов-культурологов. // Интернет. Общество. Личность. СПб, 2000. (В соавторстве с В.Г. Узуновой).

19. Богомазова Т.Г. О роли игрушки в передаче традиции: Украинская народная игрушка // Народные игры и игрушки. СПб.: МАЭ РАН, 2000. С. 161-172.

20. Bogomazova T.G.. Outsourcing of Museums on the Web Projects in Russia. In: Proceedings of the International Conference “Museums and the Web”. Minneapolis, 2000. (В соавторстве с В.А. Бронниковым).

21. Bogomazova T.G. Museum Computer Applications: Flexible Subjectivity of the MAE Visitor. In: CIDOC 2000, August 22 -26 2000 Ottawa. Proceedings. (В соавторстве с В.Г. Узуновой).

22. Bogomazova T.G. The Virtual Itinerary of Russian Folk Culture: In Search of a National Identity Application. In: VI ICCEES World Congress. Tampere, Finland. 29 July-3 August 2000. Tampere. - P. 66.

23. Bogomazova T.G. Virtuality in Russian Museums on the Web: in Search of Adequate Way of Representation of Cultural Heritage Information. In: VI International Conference on Virtual Systems and Multimedia. Gifu, Japan. October 4-6, 2000. P.9-20. (В соавторстве с К.А. Малевановым).

24. Богомазова Т.Г. Музейный интернет маркетинг: что и как продвигать в сети // АДИТ-2001, Тула.

25. Богомазова Т.Г. Электронная коммерция в музее: панацея или неизбежность // Российский электронный научный журнал «Электронные библиотеки». 2001. Том 4. Выпуск 4.

26. Богомазова Т. Г. Электронный музейный магазин на базе Кунсткамеры: пилотный проект // Музей будущего: информационный менеджмент. М.: Прогресс-Традиция, 2001. С. 155-161.

27. Богомазова Т.Г. Основные принципы лицензирования музейных образов // EVA 2001 Moscow Electronic Imaging & the Visual Arts Государственная Третьяковская Галерея 3-8 декабря 2001.Материалы. Москва, 2001. (В соавторстве с Ю.А. Купиной).

28. Богомазова Т.Г. «Энергетизм» суперполисных структур: возможности сближения подходов географии и палеоэтнографии // Реальность этноса: Национальные школы в этнологии, этнографии, культурной антропологии: наука и образование. Тезисы междунар. научно-практ. конф. (16-19 апреля 2001 г.) РГПУ им. А.И.Герцена. СПб, 2001. С.29-34 (В соавторстве с Ю.Ю. Шевченко).

29. Богомазова Т.Г. Древняя Русь и Великая степь в проблеме Востока и Начальной Руси: вклад Дмитрия Глебовича Савинова // Евразия сквозь века. СПБ, 2001. С.91-94 (В соавторстве с Ю.Ю. Шевченко).

30. Bogomazova T.G. Applying High Technology to a Museum Web Site (The Amber Room Project). In: Proceedings of the International Conference “Museums and the Web”. Seattle, 2001. (В соавторстве с Ю.А. Купиной).

31. Bogomazova T.G. Informing or Performing: A Dilemma in Applying High Technologies to a Museum Web Site // The International Conference “Museums and the Web”. Seattle, 2001.

32. Tatyana G. Bogomazova. On Representation of a Highlight on the Web: the Amber Room as a Cultural Phenomenon in Progress. In: Proceedings of the Tenth International World Wide Web Conference, WWW 10, Hong Kong, China, May 1-5, 2001. P. 58-66. (В соавторстве с К.А. Малевановым).

33. Bogomazova T.G. Cultural Phenomenon on the Web in Progress // 1-th World Wide Web Congress. Hong Cong, May 1-3, 2001. New York: ADA. 2001.

34. Богомазова Т.Г. Музей как бренд // EVA 2002 Moscow Electronic Imaging & the Visual Arts. Материалы. Москва, 2002. С. 4–7.

35. Богомазова Т.Г. Древнейший сохранившийся храм Руси // Христианство в регионах мира. СПб., 2002. С. 88-110 (В соавторстве с Ю.Ю. Шевченко).

36. Богомазова Т.Г. Дохристианское святилище Чернигова // Европа-Азия: Проблемы этнокультурных контактов: К 300-летию Санкт-Петербурга. СПб.: МАЭ РАН, 2002. С. 241–260 (В соавторстве с Ю.Ю. Шевченко).

37. Богомазова Т.Г. Интеллектуальная собственность музея // Доклады VI конф. АДИТ. Н.Новгород, 2002.

38. Богомазова Т.Г. Концепция электронной экспозиции Национального музея республики Татарстан // Вестник Национального музея республики Татарстан. Казань, 2003.

39. Богомазова Т.Г. Электронная музейная экспозиция как субъект межкультурной толерантности // Электронный потенциал музея: стимулы и ограничения, достижения и проблемы. Тезисы докладов XXX международной конференции CIDOC/АДИТ, 2003. 1–5 сентября. СПб, 2003. С.55–56.

40. Богомазова Т.Г. Реконструкция как реинкарнация: новая концепция музея и электронная экспозиция // 2003 Moscow Electronic Imaging & the Visual Arts. Материалы конференции. Москва, 2003. ЕВА 2003

41. Bogomazova T.G. Learning to Take Diversity in: Multimedia On-Site Exhibits and Kiosks. In: Electronic Potential of a Museum: Stimuli and Restrictions, Achievements and Problems / Theses of Reports of XXX International Conference CIDOC/ADIT 2003. Saint-Petersburg, 2003. P.55-56. (В соавторстве с И.Ф. Ицковой).

42. Богомазова Т.Г. Образы «змей» в предметах древней материальной культуры: проблемы изучения // Российская наука о человеке: Вчера, сегодня, завтра. Материалы международной научной конференции. Выпуск 1. СПб., 2003. С.244–257 (В соавторстве с Ю.Ю. Шевченко).

43. Богомазова Т.Г. Пещерные святыни русского Северо-Запада: из экспедиционных наблюдений 2002 г. // Радловские чтения-2004: Тезисы докладов. СПб.: МАЭ РАН, 2004. С. 161–163 (В соавторстве с Ю.Ю. Шевченко).

44. Богомазова Т.Г. Уникальный погребальный макрообъект Шум-гора в контексте его культурной округи на Русском Северо-Западе // Русский Север: Аспекты уникального в этнокультурной истории и народной традиции. СПб.: МАЭ РАН, 2004. С. 254–287 (В соавторстве с Ю.Ю. Шевченко).

45. Богомазова Т.Г. Кунсткамера: кругосветное путешествие // EVA 2004 Moscow Electronic Imaging & the Visual Arts. Материалы конференции. Москва, 2004. (В соавторстве с И.Ф. Ицковой).

46. Богомазова Т.Г. От музейной экспозиции к информационно-экспозиционному комплексу: Опыт и перспективы развития Кунсткамеры // Технологии информационного общества – Интернет и современное общество: Тр. VII Всероссийской объединенной. конференции, 10–12 ноября 2004 г., Санкт-Петербург. СПб., 2004. С.148–151 (В соавторстве с Ю.К. Чистовым).

47. Богомазова Т.Г. Электронная экспозиция в этнографическом музее: опыт, проблемы, перспективы // VI Конгресс этнографов и антропологов России, С.-Петербург, 28 июня – 2 июля 2005 г.: Тез. докл. СПб.: МАЭ РАН, 2005. C. 391. (В соавторстве с И.Ф.Ицковой).

48. Богомазова Т.Г. Экспозиция без границ: от музейной базы данных к информационно-экспозиционному пространству музея // Российский электронный научный журнал «Электронные библиотеки». 2005 Том 8 Выпуск 4. (Англ. текст: http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/eng/journal/2005/part4/Bogoma... )

49. Богомазова Т.Г. Электронная экспозиция как средство межнационального общения // Тезисы Международной научно-практической конференции "Современный музей как важный ресурс развития города и региона". Казань, 12-17 сентября 2005 года. Секция "Информационные технологии".

50. Богомазова Т.Г. Информационно-экспозиционный комплекс в музее [о практике информатизации музейных зон для посетителей] // Справочник руководителя учреждения культуры, 2005. N 5. С. 72-77; N 6. С. 84-89; N 7. С. 88-96.

51. Богомазова Т.Г. Христианские амулеты, связанные с культом блаженных предков // Радловские чтения, 2006: Тезисы докладов. СПб.: МАЭ РАН, 2006. С. 217–228 (В соавторстве с Ю.Ю. Шевченко).

52. Богомазова Т.Г. Шиферные иконки Руси – амулеты от гробов предков (мысли о возможной интерпретации) // Славяно-русское ювелирное дело и его истоки: Международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения Гали Федоровны Корзухиной. СПб., 2006. С. 157–161 (В соавторстве с Ю.Ю. Шевченко).

53. Богомазова Т.Г. Проект «Создание мультимедийного информационно-экспозиционного комплекса МАЭ РАН» (по гранту ИФПК ) // Информационное общество, культура и образование. 10 лет ежегодной международной конференции «EVA Москва». Сборник статьей. М., 2007. С.385-395. (В соавторстве с Ю.А. Купиной, Ю.К. Чистовым).

54. Богомазова Т.Г. Генеративный музей: неизбежность несбыточного // Материалы Круглого стола «Информационные технологии для научных исследований в музее», Государственный Эрмитаж, 30-31 мая 2008 года. СПб.: Государственный Эрмитаж. С.54-61.

55. Богомазова Т.Г. По образу и подобию: третий Рим – четвертый Иерусалим // Христианство в регионах мира. СПб.: Наука, 2008. Вып. 2. С. 120–134 (В соавторстве с Ю.Ю. Шевченко). URL: http://www.rusarch.ru/shevchenko2.htm

56. Bogomazova T.G. The communication model of the anthropology museum: case of multimedia informational-exposition complex of the St.-Petersburg Kunstkamera / In: Digital Heritage. Proceedings on Virtual Systems and Multimedia. Project Papers. 20-25 October 2008, Limassol, Cyprus. P. 294-296 (В соавторстве с Ю.А. Купиной).

57. Богомазова Т.Г. Генеративный музей: неизбежность несбыточного // Информационные технологии в музее. Вып. 3. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2009. С. 83–94.

58. Богомазова Т.Г. Интеграционный кризис российского информационного пространства культуры как основная проблема его развития // Качество электронных ресурсов библиотек, музеев, архивов: Материалы V научно-практического семинара «Электронные ресурсы библиотек, музеев, архивов», 29 окт. 2009г., Санкт-Петербург. ЦГПБ им. В.В. Маяковского. СПб.: Сударыня, 2009. C.14-22.

59. Богомазова Т. Г. Мультимедийный гид в залах этнографического музея: опыт Музея антропологии и этнографии РАН [Электронный ресурс] // «Этнос. Общество. Цивилизация: Вторые Кузеевские чтения». Материалы Международной научно-практической конференции. 17-18.04.2009 г., г. Уфа. Издание Института этнологических исследований Уфимского научного центра РАН – 1 эл. опт. (В соавторстве с Ю.К. Чистовым и Ю.А. Купиной).

60. Bogomazova, T. Museum Photo Depository as a Visual Encyclopedia of World Cultures / In: Museums for Reconciliation and Peace Roles of Ethnographic Museums in the World. ICOM-ICME Annual Meeting, Seoul, Korea, October 19-21, 2009. Vol.2.

61. Богомазова Т. Комплексная информатизация музея: опыт музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН // Музей. 2013. № 5. С. 29–33 (В соавторстве с Ю.К. Чистовым и Ю.А. Купиной).

62. Богомазова Т.Г. Музей в современном информационном пространстве: потенциал социальных сетей // Евразийский союз ученых. 2015. № 12-5 (21). С. 17-23 (В соавторстве с Д.Ю. Гук, Т.Ю. Харитоновой).

63. Богомазова Т.Г. По дороге к посетителю: построение новой коммуникационной модели как способ ребрендинга музея // Справочник руководителя учреждения культуры. N8. 2015. С. 14-30 (В соавторстве с Ю.К. Чистовым и Ю.А. Купиной).

Видео 1. Памяти Т.Г. Богомазовой
Видео 2. Памяти Т.Г. Богомазовой
Bibreference

International

Chistov, Yu.K., Hookk, D.Yu., Lyapin, S.Kh. (2017) "The Inevitability of the Unrealizable". In Memory of T. G. Bogomazova. International Culture & Technology Studies. Vol. 2, № 4. P. 76-96.  DOI: 10.17586/2587-800X-2017-2-4-76-96

Russian GOST 7.0.5 - 2008

Chistov, Yu.K., Hookk, D.Yu., Lyapin, S.Kh. "The Inevitability of the Unrealizable". In Memory of T. G. Bogomazova [Электронный текст] // International Culture & Technology Studies. 2017. Vol. 2. № 4. P.76-96. DOI: 10.17586/2587-800X-2017-2-4-76-96

DOI
10.17586/2587-800X-2017-2-4-76-96
References
  1. Guk D.YU., Haritonova T.YU., Bogomazova T.G. Muzej v sovremennom informacionnom prostranstve: potencial social'nyh setej // Evrazijskij soyuz uchenyh. 2015. № 12-5 (21). S. 17-23.
  2. Otdel informacionnyh tekhnologij. URL: http://www.kunstkamera.ru/museums_structure/sluzhby_i_podrazdeleniya/oit/ (data obrashcheniya: 22.08.2017).
  3. Bogomazova T.G. Generativnyj muzej: neizbezhnost' nesbytochnogo // Informacionnye tekhnologii v muzee. Vyp. 3. SPb.: Izd-vo Gos. EHrmitazha, 2009. S. 83–94.
  4. Vajbel' P. Muzej 2.0 // Iskusstvo. 2012. № 2 (581). URL: https://iskusstvo-info.ru/muzej-2-0/ (data obrashcheniya: 22.08.2017).
  5. Tatyana G. Bogomazova, Irena F. Itskova. Learning to Take Diversity in: Multimedia On-Site Exhibits and Kiosks. In: Electronic Potential of a Museum: Stimuli and Restrictions, Achievements and Problems / Theses of Reports of XXX International Conference CIDOC/ADIT 2003. Saint-Petersburg, 2003. Pp. 55-56.
  6. How to get funding? Horizon 2020. URL: http://ec.europa.eu/programmes/horizon2020/node/115 (data obrashcheniya: 22.08.2017).
  7. Virtual'naya arheologiya: ehffektivnost' metodov. SPb. Izd-vo Gosudarstvennogo EHrmitazha. 2015. 270 s.
  8. Surikova K.V. Kul'turnyj kontekst ehvolyucii muzejnoj arhitektury. Avtoref. diss. na soisk. uch. st. kand. kul'turologii. SPb., 2017. 26 s.
  9. Kostanyan S.A., Kukovyakin A.V., Lyapin S.H. Muzejnaya biblioteka dlya podderzhki muzejnoj deyatel'nosti i integracii resursov v raspredelennoj informacionnoj srede (prezentaciya partnerskogo proekta) // Konferenciya ADIT-2014, g. Vyborg Leningradskoj oblasti, 20–24 maya 2014 g. URL: http://adit.ru/sites/default/files/mus-bibl.pdf (data obrashcheniya: 20.07.2017).
  10. Lyapin S.H., Kukovyakin A.V. Severnaya ikona v mul'timodal'noj biblioteke: k funkcional'noj integracii ikonograficheskih i polnotekstovyh resursov // Sbornik nauchnyh statej XVIII Ob"edinennoj konferencii «Internet i sovremennoe obshchestvo» IMS-2015, Sankt-Peterburg, 23-25 iyunya 2015 g. S. 225-233.
  11. Bogomazova T.G. Kustarnye derevoobrabatyvayushchie promysly ukraincev v konce HIH – nachale HKH vv. SPb.: MAEH RAN. 1999. 163 S. URL: http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_05/bogomazova/ (data obrashcheniya: 10.10.2017).
  12. Betekhtina T.G. [Bogomazova T.G.] Derevyannaya hozyajstvennaya utvar' ukraincev Podolii // Materialy polevyh ehtnograficheskih issledovanij, 1988–1989 gg. / Otv. red., avt. predisl. YU.YU. Karpov; AN SSSR. IEHA im. N.N. Mikluho-Maklaya. S.-Peterburgskij filial. SPb., 1992. S. 140–151.
  13. Betekhtina T.G. [Bogomazova T.G.] Ukrainskaya utvar' v kollekciyah MAEH // Iz kul'turnogo naslediya narodov Vostochnoj Evropy (Sbornik Muzeya antropologii i ehtnografii; T. 45). SPb.: MAEH RAN. 1992. S. 122–135.
  14. Bogomazova T.G. O roli igrushki v peredache tradicii: Ukrainskaya narodnaya igrushka // Narodnye igry i igrushki. SPb.: MAEH RAN, 2000. S. 161-172.
  15. SHevchenko YU.YU., Bogomazova T.G. CHernigov i okruga nakanune i v X veke: skandinavskie dinasty i izmenenie tradicii (dinamika antropogennyh modifikacij landshaftov) // Skandinavskie chteniya 1998 goda: EHtnograficheskie i kul'turno-istoricheskie aspekty. SPb.: Nauka. 1999. S. 179–187.
  16. SHevchenko YU.YU., Bogomazova T.G. Drevnejshij sohranivshijsya hram Rusi // Hristianstvo v regionah mira. SPb., 2002. S. 88-110.
  17. SHevchenko YU.YU., Bogomazova T.G. Dohristianskoe svyatilishche CHernigova // Evropa-Aziya: Problemy ehtnokul'turnyh kontaktov: K 300-letiyu Sankt-Peterburga. SPb.: MAEH RAN, 2002. S. 241–260.
  18. SHevchenko YU.YU., Bogomazova T.G. Po obrazu i podobiyu: tretij Rim – chetvertyj Ierusalim // Hristianstvo v regionah mira. SPb.: Nauka, 2008. Vyp. 2. S. 120–134. URL: http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/02/978-5-02-025234-9/ (data obrashcheniya: 10.10.2017).
  19. EHlektronnyj resurs: http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/08/08_01/?&order_filter[title]=1 Data dostupa: 10.10.2018.
  20. Bogomazova T. G. EHlektronnyj muzejnyj magazin na baze Kunstkamery: pilotnyj proekt // Muzej budushchego: informacionnyj menedzhment. M.: Progress-Tradiciya, 2001. S. 155-161.
  21. Bogomazova T.G. Bronnikov V.A. Outsourcing of Museums on the Web Projects in Russia. In: Proceedings of the International Conference “Museums and the Web”. Minneapolis, 2000.
  22. Uzunova V.G., Bogomazova T.G. Museum Computer Applications: Flexible Subjectivity of the MAE Visitor // CIDOC 2000, August 22 -26 2000 Ottawa. Proceedings.
  23. Bogomazova T.G. The Virtual Itinerary of Russian Folk Culture: In Search of a National Identity Application // VI ICCEES World Congress. Tampere, Finland. 29 July-3 August 2000. Tampere. P. 66.
  24. Bogomazova T.G., Malevanov C.A. Virtuality in Russian Museums on the Web: in Search of Adequate Way of Representation of Cultural Heritage Information // VI International Conference on Virtual Systems and Multimedia. Gifu, Japan. October 4-6, 2000. Pp. 9-20.
  25. Poslednee puteshestvie kapitana Kuka. Kunstkamera. URL: http://www.kunstkamera.ru/ museums_structure/sluzhby_i_podrazdeleniya/exhibitions_dep/exhibitions_archive/arhiv_vystavok/capitan_cooks_last_voyage/ (data obrashcheniya: 10.10.2017).
  26. Bogomazova T.G. Koncepciya ehlektronnoj ehkspozicii Nacional'nogo muzeya respubliki Tatarstan // Vestnik Nacional'nogo muzeya respubliki Tatarstan. Kazan', 2003.
  27. Bogomazova T.G. EHlektronnaya muzejnaya ehkspoziciya kak sub"ekt mezhkul'turnoj tolerantnosti // EHlektronnyj potencial muzeya: stimuly i ogranicheniya, dostizheniya i problemy. Tezisy dokladov XXX mezhdunarodnoj konferencii CIDOC/ADIT, 2003. 1–5 sentyabrya. SPb, 2003. S. 55–56.
  28. Bogomazova T.G. Rekonstrukciya kak reinkarnaciya: novaya koncepciya muzeya i ehlektronnaya ehkspoziciya // 2003 Moscow Electronic Imaging & the Visual Arts. Materialy konferencii. Moskva, 2003.
  29. CHistov YU.K., Bogomazova T.G. Ot muzejnoj ehkspozicii k informacionno-ehkspozicionnomu kompleksu: Opyt i perspektivy razvitiya Kunstkamery // Tekhnologii informacionnogo obshchestva – Internet i sovremennoe obshchestvo: Tr. VII Vserossijskoj ob"edinennoj. konferencii, 10–12 noyabrya 2004 g., Sankt-Peterburg. SPb., 2004. S.148–151.
  30. Bogomazova T.G., Ickova I.F. EHlektronnaya ehkspoziciya v ehtnograficheskom muzee: opyt, problemy, perspektivy // VI Kongress ehtnografov i antropologov Rossii, S.-Peterburg, 28 iyunya – 2 iyulya 2005 g.: Tez. dokl. SPb.: MAEH RAN, 2005. C. 391.
  31. Bogomazova T.G., Kupina YU.A., CHistov YU.K. Proekt «Sozdanie mul'timedijnogo informacionno-ehkspozicionnogo kompleksa MAEH RAN» (po grantu IFPK ) // Informacionnoe obshchestvo, kul'tura i obrazovanie. 10 let ezhegodnoj mezhdunarodnoj konferencii «EVA Moskva». Sbornik stat'ej. M., 2007. S. 385-395.
  32. Bogomazova T.G., Kupina YU.A., CHistov YU.K. Mul'timedijnyj gid v zalah ehtnograficheskogo muzeya: opyt Muzeya antropologii i ehtnografii RAN // «EHtnos. Obshchestvo. Civilizaciya: Vtorye Kuzeevskie chteniya». Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 17-18.04.2009 g., g. Ufa. Izdanie Instituta ehtnologicheskih issledovanij Ufimskogo nauchnogo centra RAN – 1 ehl. opt.
  33. Bogomazova, T. Museum Photo Depository as a Visual Encyclopedia of World Cultures // Museums for Reconciliation and Peace Roles of Ethnographic Museums in the World. ICOM-ICME Annual Meeting, Seoul, Korea, October 19-21. 2009. Vol. 2.
  34. CHistov YU.K., Kupina YU.A., Bogomazova T.G. Kompleksnaya informatizaciya muzeya: opyt muzeya antropologii i ehtnografii imeni Petra Velikogo (Kunstkamera) RAN // Muzej. 2013. № 5. S. 29–33.
  35. Kollekcii onlajn. Kunstkamera. URL: http://collection.kunstkamera.ru/ (data obrashcheniya: 10.10.2017).
  36. Kollekcii onlajn: Al'bomy. Kunstkamera. URL: http://collection.kunstkamera.ru/entity/ALBUM (data obrashcheniya: 10.10.2017).
  37. CHistov YU.K., Kupina YU.A., Bogomazova T.G. Po doroge k posetitelyu: postroenie novoj kommunikacionnoj modeli kak sposob rebrendinga muzeya // Spravochnik rukovoditelya uchrezhdeniya kul'tury. N8. 2015. S. 14-30.
English