В настоящий момент ситуация социально-личностного, познавательного, коммуникативно-деятельностного развития детей и подростков представляет собой весьма сложную, системно проблемную картину.

Частично излишний дидактизм и схоластика социально-образовательной среды обучающихся начального школьного возраста компенсируются усилиями учёных и практиков, родителей и руководителей образовательных организаций по внедрению личностно ориентированных, здоровьесберегающих, социально активизирующих, интерсубъектных, проектных технологий в образовании [1].

Более старшие возрастные группы обучающихся менее обеспечены современными личностно и когнитивно значимыми подходами в образовании. Возрастание же информационно-технологического компонента познавательной сферы здесь перегружено некачественным, а то и искажённым содержанием.

Субъективно же значимые преференции старших школьников и их семей в образовании ориентированы на чисто количественные показатели — рейтинг, спецификации, возможность поступления, соответствия ожиданиям вузов.

В перспективе дальнейшего познавательного, личностного, коммуникативного развития молодые люди в недостаточной степени мотивированы на целенаправленную компенсацию недостаточности проектной, интегративно значимой и критически состоятельной занятости. Средовые реалии и запросы профессиональной сферы также инициируют механизмы разобщения, рассогласования личностно-деятельностных и интеллектуальных компонентов занятости молодёжи.

В данном аспекте, данной ситуации возрастает значимость подходов, инициирующих проектные, креативные ресурсы обучающихся, с опорой на аффективное стимулирование когнитивных процессов, согласно учению Л.С. Выготского.

Динамическое единство аффекта с интеллектом рассматривалось Л.С. Выготским как краеугольный камень теории  психического развития: «Всё дело в том, что мышление и аффект представляют части единого человеческого сознания» [2]. В современной литературе интерпретацией и осмыслением наследия Выготского в данной области занимается Г.Г. Кравцов, выделяя на первый план значение аффективного компонента познавательной сферы человека [3]. Как продолжает раскрывать в недавнее время этот аспект данной проблемы Д.Б. Эльконин: «До настоящего времени существенным недостатком рассмотрения психического развития ребёнка является разрыв между процессами умственного развития и развития личности. Развитие личности без достаточных оснований сводится при этом к развитию аффективнопотребностной или мотивационнопотребностной сферы» [4].

Таким образом, критика и переосмысление исторических погрешностей какого-либо контента в данном аспекте для детей, подростков, молодёжи создаёт пространство для гражданского становления, развития критического мышления, креативного самоопределения и определения уникального стиля личностей.

Одно из направлений в нашей исследовательской работе по поиску таких подходов, эффективных для актуализации, самоактуализации проектных ресурсов старших школьников, использует протестные моменты детей и подростков по поводу искажений действительности, исторической, биологической, технологической, а также логики событий и природы человеческой деятельности.

Исторические же погрешности в данном направлении в процессе самостоятельного критического изучения и аргументированного опровержения с проектным преобразованием контента различного формата имеют высокое значение для гражданского созревания школьников, объединения их в социально созидательные сообщества, перспективно для глобально ответственного международного резонанса.

Работу в данном направлении наши научные, общественные объединения и учебно-исследовательские группы ведут в различном организационном формате. Это ряд тематических научных и учебно-исследовательских проектов, сопровождение работы методических объединений и личная профессиональная супервизия, консультирование образовательных проектов, волонтёрских объединений, поддержка издательских профессиональных проектов, работа Межрегиональной Межведомственной Интернет-Гостиной «Белая Речь», «Кабинета консультирования и коррекции», молодёжного объединения «Моногородок» и международного творческого профессионального объединения «Форум Дидактик».

Таким образом, спецификой нашего сотрудничества учёных, специалистов и общественности является органичное единство всех субъектов образования в творческом и социально ответственном диалоге.

В год юбилея Великой Победы мероприятия наших общественных активистов обретают особенную значимость, а научные мероприятия — практическое подкрепление.

Случайно или целенаправленно игровые контенты несут в себе сомнительные, ошибочные, а то и зловредные информационные включения этнического, исторического, социально-культурного, экономического плана, искажая представления, условия образовательного позиционирования учащихся и содержание диалога поколений.

Таким образом, к уже имеющимся, объективным и субъективным, противоречиям в представлениях, критических подходах и прогностических моментах добавляются стремительно тиражируемые искажения социально значимой информации, усугубляя проблемы самопозиционирования подрастающих поколений, создавая ложные элементы общественного мнения и конфликтогенные алгоритмы коммуникации.

Реалии истории, на наш взгляд, особенно значительно искажаются в содержательном компоненте компьютерных игр, ангажированно или по причине некомпетентности авторов.

Научная разработка как ресурсного компонента исторических погрешностей в игровом контенте, так и критического осмысления таковых пока не представлена в литературе. Между тем именно в проектном формате существуют большие возможности для объединения, интеграции детей, подростков, молодых людей — в противовес тем явлениям, которые создают вокруг информационно-технологической, игровой занятости разделяющие механизмы, составляющие значимые факторы «урбанистического аутизма». Но растёт именно критическое отражение исторических погрешностей игрового контента в интернет-пространстве: на форумах, пабликах и обзорах.

Искажение истории (в интересах тех или иных групп) в искусстве вообще и в видеоиграх в частности стало настолько системным явлением, что не могло не вызвать ответную реакцию в виде целого раздела развёрнутой авторской критики. Яркий пример такой критики — обзор канала «Taganay» на советскую кампанию в игре «Call of Duty» (видео «Игро-клюква №1. Советская кампания «Call of Duty». Берем Рейхстаг с черенками от лопат»), как и обзоры (на русском, на английском и на русском в текстовом формате) на канале «BadComedian» на игру «Company of Heroes 2». В них авторы разбирали вопиющие примеры искажения истории Великой Отечественной войны. Вообще реалии этой войны претерпевают искажение не только в содержании игр, но и в фильмах, книгах и комиксах, как отечественного производства, так и иностранного. Примеры можно найти на том же канале «BadComedian».

Современные военные конфликты тоже испытывают грубые искажения. Как, например, содержание игры про вымышленный военный конфликт, напоминающий конкретные реальные события, где российские персонажи напоминают нацистов, а военное преступление заокеанской державы приписывается русским военным. И данный продукт детально разобран в видеовыпуске на том же канале «Taganay» (видео «Русские оккупанты в Call of Duty Modern Warfare 2019. Пропаганда и русофобия в играх» [5]) и в видео на канале «VANDELEY» («CoD: Modern Warfare | ОБЗОР СЮЖЕТА и ЦЕНЗУРЫ | Русские опять злые»).

Сочетание развивающейся и зрелой критики само по себе является резонансным, интегрирующим и привлекательным фактором для различных поколений и имеет значительный обучающий, интегрирующий потенциал.

Фактографические перверсии могут и должны являться предметной базой для актуализации критического мышления подрастающих поколений и даже молодёжи, их креативных возможностей, углубляя, уточняя исторические и более общие представления; проектная занятость участников должна способствовать их самопозиционированию, интеграции, становлению самобытных социально позитивных общностей и вкуса к наукоёмкому общению [6, 7, 8, 9].

Исходным моментом проектной деятельности участников эффективно выступает как раз поиск и осмысление исторических погрешностей игрового контента, признаки заказного характера, частотность отдельных направлений и причины некоторых трендовых явлений.

Уже на данном этапе хорошо осуществляются тематические и оперативные кейсы учебно-исследовательского, презентативного характера, определяются элементы личного стиля, совершенствуется приоритетная сфера [10, 11, 12, 13].

Предметом проектной деятельности может быть как один и тот же объект изучения, критики, интерпретации, трансмоделирования и пополнения реестра исторических погрешностей игровых контентов, так и две игры, группа компьютерных игр, с моментами тематической, проблемной близости, позволяющих просматривать градации и перспективы искажающих тенденций.

База исследования и последующего проектного моделирования формируется как по выбору учащихся, в соответствии с их индивидуальными и групповыми приоритетами, так и по предложению руководителя проектной занятости. Хорошо мотивирует участников запрос от младших групп игроков.

Исследовательский и социально ориентированный интерес представляет здесь также вербальный аспект проблемно-аналитической коммуникации различных поколений и категорий участников. Существенно, что тематическое обогащение речевого праксиса совершенствует общие вербальные компетенции и задаёт синергирующие тенденции дальнейшего речевого развития.

Органично обогащается и арт-формат дальнейшей проектной занятости. Как выразительные средства общего вида, так и цифровые возможности в процессе обобщения результатов исследования, презентации проекта по индивидуальному выбору, по способностям обогащают личный деятельностный и коммуникативный статус участников, групповой аналитический и проектный ресурс, в перспективе возможно появление более общественно значимых трендов самовыражения, алгоритмов художественного творчества.

Отдельным этапом историко-аналитических проектов в области компьютерных игр становится проведение предметной или тематической дискуссии, в том числе с позиции противника, развернутое аргументирование мотивов и мнений.

Компетенции презентативного плана и все остальные совершенствуются при этом подчас во взрывной актуализации.

Пополняя реестр искажений исторических и иных реалий, участники проекта закономерно приходят к мысли о необходимости категоризации, классификации, каталогизации как предмета изучения, так и противостоящих средств, ресурсов, алгоритмов.

Искажение исторической перспективы в сознании, деятельности детей и молодёжи неблагоприятно не только применительно к их профильной компетентности. Здоровьесберегающие технологии в образовательной деятельности учащихся предполагают, не в пример существующих представлений, отнюдь не санитарно-гигиенический комплекс, и даже не только целенаправленное развивающее здоровьесбережение обучающихся. Но означает стройное, жизнеспособное, синергирующее социально-образовательное пространство, наукоемкое и резонирующее с внутренним когнитивным статусом, отвечающее запросам и социально-личностному самопозиционированию участников любой, в том числе проектной, занятости в данной и иной сфере.

Соответственно, для детей с особыми образовательными потребностями, для взрослых граждан маломобильной категории участие в подобного рода проектной деятельности может существенно обогатить компетентностный статус, качество жизнедеятельности и социально-личностные возможности [14, 15] с перспективой более широких возможностей выбора в профессиональной, досуговой, социально-личностной сфере.

Как для данных категорий граждан, так и для населения в целом небезразлично развитие социально активной среды с заданными условиями совершенствования вербальной коммуникации, научных, культурных интересов и общественного доверия.

Как групповые, так и личные цифровые проекты должны быть перспективно ориентированы на программную реализацию существенных социально-образовательных компетенций, но и сама деятельность в таком формате задаёт, запрашивает, выдвигает наиболее значимые в перспективе социальной адаптации направления сотрудничества.

Существенно, что и текущую нагрузку здесь можно рассчитывать по возможностям участников, как индивидуально, так и корпоративно.

Органично, что при данном подходе у участников развиваются и гражданское самосознание, и вкус к общественной дискуссии, обеспечиваются условия для преодоления урбанистической отчужденности, формируются способности к метасистемному моделированию.

Библиографическое описание

ГОСТ 7.0.5 - 2008

Гаязова, Г.А. Проектный ресурс исторических искажений в игровом пространстве [электронный текст] / Гаязова, Г.А., Рыбаков, Д.Г., Рыбакова, Е.В., Султанова, Р.М. // Культура и технологии. 2020. Том 5. Вып. 1. С. 37-43. DOI: 10.17586/2587-800X-2020-5-1-37-43

DOI
10.17586/2587-800X-2020-5-1-37-43
Литература
  1. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении. Учебное пособие для обучающихся по дополнительной профессиональной образовательной программе «Современные образовательные технологии: Проектная деятельность в образовательном учреждении». Москва, издательство «ФЛИНТА», 2014;
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Л.С. Выготский. Москва: издательство «Лабиринт», 1999;
  3. Кравцов Г.Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей. Г.Г. Кравцов. Вопросы психологии. 1996. № 6;
  4. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопр. психол. 1971. № 4.;
  5. Taganay Русские оккупанты в Call of Duty Modern Warfare 2019. Пропаганда и русофобия в играх. [Электронный ресурс]. Taganay –  электрон. видео данные.   Челябинск: [б.и.], 2019. – Режим доступа https://www.youtube.com/watch?v=PaG9K3MFJ4w,  свободный;
  6. Рыбаков Д.Г. Школьная логистика как развивающий ресурс личности в процессе формирования социального капитала. Всероссийская научная конференция «Социальный капитал современного общества». Санкт-Петербург СПбГУ, 2012;
  7. Рыбакова Е.В., Рыбаков Д.Г., Султанова Р.М., Гаязова Г.А., Акубекова Г.Д., Резяпов Р.А. Коррелирующие позиции информационного развития социума и нейропсихического состояния подрастающих поколений. Материалы VIII международной научно-практической конференции «Образование: традиции и инновации», Прага, World Press 2015;
  8. Рыбакова Е.В., Султанова Р.М., Гаязова Г.А. Обеспечение позитивистского подхода в системе адресного сопровождения старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья. Образование. Инновации и технологии. II Межрегиональная с международным участием интернет-конференция http://www.dpo-smolensk.ru/meropr-1/1-dop-i-korrekciya/;
  9. Рыбакова Е.В., Рыбаков Д.Г., Султанова Р.М., Гаязова Г.А., Борисова И.В.. Особенности мышления младших школьников и выбор текстов для их самостоятельного чтения.  Материалы Международной научной конференции, посвящённой Году литературы в России (2015) Психология и литература в диалоге о человеке под редакцией Н.А. Борисенко, Н.Л. Карповой, С.Ф. Дмитренко. М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2016;
  10. Dmitry Rybakov, Yelena Rybakova, Rosa Sultanova, Gulshat Gajazova. Entropy component microsocial environment of children with internet addiction. Science Time, september 2016;
  11. Рыбакова Е.В., Султанова Р.М., Гаязова Г.А.. Демотивация разума. Компонентный анализ трендового мышления. LAP Lambert Academic Publishing, Саарбрюккен 2016;
  12. Рыбакова Е.В., Султанова Р.М., Гаязова Г.А., Рыбакова Д.Г.. Воспитание конфликтности или включение в гармонию актуальности.  Солидарность и конфликты в современном обществе. Материалы научной конференции XII Ковалевские чтения 15 - 17 ноября 2018 года;
  13. Рыбакова Е. В., Султанова Р. М., Гаязова Г. А., Рыбаков Д. Г. Особенности лексических компетенций современных детей. ISSN 2520-6990. Сolloquium-journal №9(20), 2018;
  14. Рыбакова Е.В., Султанова Р.М., Гаязова Г.А.. Личное время, личная территория ребёнка с ОВЗ – основные составляющие его социально-деятельностного определения в образовательном пространстве. Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве. Материалы международной научно-практической конференции, Белгород,  2018, стр. 291;
  15. Рыбаков Д.Г., Рыбакова Е.В., Султанова Р.М., Гаязова Г.А.. Lessons of autism.  Ridero.ru, 2019.
Russian