Современный читательский и, соответственно, покупательский запрос ныне настоятельно демонстрирует предпочтение информационным средствам, обеспечивающим, консультирующим — позволяющим самостоятельно освоить какие-либо компетенции.

Эта ярко выраженная тенденция совпадает с изменениями в социально-личностных аспектах жизнедеятельности человека: институционально значимое обособление ряда групп граждан, изменение статуса обучения и готовности к принятию чужих авторитетов и позиций, чужой оценки и прогнозов ориентирует общество на поиск инновационных средств и форматов коммуникации, на разработку каналов их предоставления, на обеспечение системы анализа и планирования дистанцированного, абстрагированного сопровождения занятости граждан, равно приемлемого для самих граждан и социума.

Аутистические и аутоподобные состояния, социально-личностные кризисы, дефицитарные состояния сенсорного и иного характера, их производные проявления особенно настоятельно повышают в жизни человека роль независимых, отстранённых поставщиков информации, позволяющих индивидуально организовать темпоральный, структурный, содержательный и даже стилевой, фантазийный, неоднородный формат освоения компетенций, сведений, взглядов.

Мировая наука на текущем этапе рассматривает развернутый ряд вторичной аутизации и иных производных форм дискоммуникации, дистанцирующих человека от источников информации и общения. Также и сенсорные, сенсомоторные нарушения не дают человеку в полной мере применять многие из средств коммуникации традиционного формата.

Ситуация осложняется фактором наследуемости дискомпетенций, как сенсомоторного и собственно коммуникативного плана, — так и позиционирующего характера, связанного с передачей негативного микросоциального опыта взрослых, отражающего нередко реакции окружения на особенности социализации и общего праксиса, свойственные ранее самим этим окружающим взрослым, зачастую страдавшим сходными нарушениями, состояниями, предрасположенностями. Участники студенческих и волонтёрских исследовательских групп на базе Башкирского Государственного Университета и Белорецкой Педагогической Гостиной [1] обнаружили не только значительное совпадение подобных черт у взрослых и детей — но и свыше половины случаев сопутствующих негативных проявлений, оценок, реакций взрослых, в чьих воспоминаниях, поведении, склонности и готовности имеет место известная парадигма: дискомпетенция — неприятие окружения — негативизм — дискомпенсация.

Растёт доля изолированных от образовательных и иных организаций детей и взрослых: находящихся на стационарном и домашнем лечении, получающих как надомное и дистанционное (согласно рекомендациям врачебных комиссий и ПМПК, психолого-медико-педагогических комиссий), так и домашнее (по решению родителей, хоумскулинг) обучение, удаленно обучающихся и работающих, путешествующих, сопровождающих пожилых и болеющих людей.

Например, слабослышащий или медлительный человек желает освоить образовательные, культурные, допрофессиональные, профессиональные компетенции, навыки оздоровления, саморегуляции, танцевальной, иной досуговой терапии самостоятельно, в своём индивидуальном темпе, на своей территории, в избирательно приемлемом окружении.

Печатные и цифровые самоучители, первоначально акцентированные на презентацию инноваций и авторский посыл, некоторую защиту авторских прав, нашли весьма существенный отклик среди лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Не только люди с сенсорными нарушениями испытывают трудности в процессе получения информации и обеспечения обратной связи: нуждаются в большем времени, прилагают больше усилий, больше утомляются, раздражаются, впадают в отчаяние и апатию, сомневаются в достижимости результата и продуктивности будущего применения получаемых навыков.

Проведённое нами исследование готовности взрослого окружения детей с нарушениями зрения принять их сенсомоторные, социально-образовательные, личностно-коммуникативные особенности обнаружило, что даже среди активных посетителей лекций, тренингов и собраний, освещающих сущность ограниченных возможностей здоровья их детей и соответствующие социально-образовательные обстоятельства, — такое принятие было в значительной степени формально. Детей часто упрекали в том, что они менее успешно справлялись с жизненными ситуациями и учебными заданиями, им менее необходимого для них предоставлялось времени и пояснений, постепенно ограничивалась их ситуативная свобода и возможности проявления личности, характера, приоритетов и мнения. Когда тифлопедагог провела тренинг «Ощути дефект» [2], где родители с помощью самодельных тренажёров вынуждены были справляться с детскими заданиями, испытывая такие же трудности визуального характера, как и их дети, — эти образованные, подготовленные, активные родители испытали катарсис. Они жаловались на истерическое состояние, сильную одышку, сердцебиение, агрессивный настрой. Таким образом мы видим, что источники информации и коммуникации, предоставляемые взрослым, а также нормативно действующим окружением, зачастую оказываются недостаточными, неспецифичными, не обеспечивающими необходимых условий для развития и самостоятельной деятельности детей и взрослых с нарушениями в развитии.

Неврологические нарушения также зачастую создают оперативные и системные барьеры для эффективной и индивидуально приемлемой жизнедеятельности людей. Темп, выразительность, содержательные аспекты, проявления избирательности в коммуникации и отвращают (в том числе неосознаваемо) окружающих, и препятствуют продуктивной, социально приемлемой, личностно адресной занятости людей с ограниченными возможностями здоровья. В результате такого негативного опыта они испытывают драматичные переживания, ожидания, самопрогнозы, искажающее их дальнейшее самопозиционирование и целеполагание.

Нарушения опорно-двигательной системы, даже без выраженных сенсорных дисфункций и неврологических отклонений, существенно снижают скорость и сокращают время продуктивной занятости детей и взрослых, ощущение продуктивности и успеха, сенсорной и моторной удовлетворённости, уверенности в своих силах и способность программировать занятость. Приноравливаясь к выявленным особенностям деятельности ребёнка или взрослого данного нозологического плана, окружающие невольно приуменьшают его текущие и перспективные возможности.

Ведущее диалектическое противоречие коррекционного сопровождения, когда по состоянию здоровья ребёнку или взрослому необходим щадящий режим, ограничение нагрузок и зоны ответственности, а в связи с необходимостью достижения равных стартовых возможностей, максимальной социальной адаптации и образовательной интеграции, лица с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в ускоряющем социально-образовательном маршруте, усиливает запрос социума на реализацию сверхкомпенсаторных возможностей организма, личности, группы, обоснованных учением Л.С. Выготского.

Необходимость личной территории, индивидуальной успешности [3, 4], личного инструментария обучения [5] и жизнедеятельности как граждан с ограниченными возможностями здоровья — так и тех, кого ныне принято называть нейронормальными, институционально значимы и для социально-образовательной сферы, и для общественного самосознания.

Обеспечить потребности человека в сообразной его нуждам деятельностно ориентированной среде необходимо и ради благополучия общества в целом [6, 7]. Не всегда мы готовы понимать, что успешность и благополучие лиц с ОВЗ создают необходимый ресурс для развития общества. Их удовлетворённость процессом и результатами познания, общения, деятельности отвечает их внутренней потребности и способствует гармонизации общественной жизни, общественного сознания. Диспраксии сопутствует дисфория, что увеличивает вероятность социально неприемлемого поведения и в дальнейшем формирования деструктивных стандартов занятости, что может угрожать в дальнейшем общественному правопорядку и спокойствию.

Многие преподаватели надомного, частного обучения, дистанционных школ компенсируют дефицитарность образовательного маршрута детей-инвалидов с помощью интенсивного, интегрирующего обмена ссылками на отдельные контенты, форумы, на образовательные курсы, формируя тем самым и личную социальную привлекательность учащихся среди сверстников, а нередко — и среди близких людей. Наши волонтёры отмечают по результатам сопровождения таких детей, по анкетированию родителей и педагогов следующие значимые позиции целеполагания и мотивации всех участников социально-образовательного диалога:

  • занимательность контента, форума, ресурса как механизм вовлечения, включения, социализации сопровождаемого и его семьи;
  • повышение собственно образовательных возможностей сопровождения, освоения необходимых компетенций и соответствующих организующих навыков, самоконтроля, самопозиционирования ученика, формирование статуса ученика;
  • подлинно здоровьесберегающий компонент образования, то есть осознанное здоровьесбережение с осознанием целей, средств, планирования и самоконтроля;
  • допрофессиональное и профессиональное обеспечение информацией, навыками, интегрирующими средствами (в том числе в отношении редких профессий, повышающих востребованность сопровождаемого);
  • общеразвивающий компонент занятости;
  • досуговое благоприятствование, повышение социальной привлекательности и устойчивости сопровождаемого;
  • формирование имиджевых и рейтинговых ресурсов интеграции ребёнка, взрослого, находящегося в той или иной степени изоляции, выявление и поддержание индивидуального стиля информационной социализации.

Конечно, присутствие в обиходе современных электронных устройств не должно отменять и ограничивать развитие традиционных средств коммуникации, но в ряде случаев, после достаточно показательного периода диагностико-коррекционного сопровождения, окружению ребёнка приходится принимать необходимость акцентирования ведущей модальности общения в пользу альтернативных форматов связи.

Примечательно, что в ходе практической работы наши участники пришли к осознанию ресурсного значения собственного индивидуального стиля интернет-общения и цифрового саморазвития.

Дополнительным, но существенным показателем эффективности такой совместной работы становится повышение продуктивности научной деятельности кафедр и факультетов как в отношении информационно-технологического компонента образовательного пространства, так и в более широком плане.

Развитие системы цифровых средств коммуникации происходит, конечно, весьма представительно, и прогнозы здесь также очень развёрнутые. Но повышение роли информационных компонентов жизнедеятельности в занятости людей с ограниченными возможностями здоровья, видимая корреляция роста и проявления описанных здесь нозологических групп с интенсивным преобразованием цифровой цивилизации как обязывает усилить плановость, эффективность информационной эволюции [8, 9] — так и соотносить её реалии с преобразованием человеческой среды, проявляющей постоянно всё новые свои инновации.

Bibreference

International

Gayazova, G.A., Rybakov, D.G., Sultanova, R.M. (2019) IT Tutorials in the Lives of Children and Adults with Disabilities. Culture and technologies studies. Vol. 4, № 2. P. 77-82. Available at:  http://cat.itmo.ru/en/2019/v4-i2/176, DOI: 10.17586/2587-800X-2019-4-2-77-82

Russian

Gayazova, G.A., Rybakov, D.G., Sultanova, R.M. IT Tutorials in the Lives of Children and Adults with Disabilities // Culture and technologies studies. 2019. Vol.  4. № 2. P. 77-82. DOI: 10.17586/2587-800X-2019-4-2-77-82

DOI
10.17586/2587-800X-2019-4-2-77-82
References
  1. Rybakov D.G., Rybakova E.V., Mustafina D.M. (2014). Informacionnye tehnologii i novaja filosofija obshhenija. Organizacija internet-gostinoj v formate mezhvedomstvennogo mezhregional'nogo sotrudnichestva social'no orientirovannyh sluzhb i obshhestvennyh organizacij [Information technology and new communication philosophy. Organization of an Internet lounge in the format of interdepartmental interregional cooperation of socially oriented services and public organizations.]. – Materialy IX mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Rossija i Evropa: svjaz' kul'tury i jekonomiki" – Praga, World Press.
  2. Rybakova E.V.. Tiflomodelirujushhie ochkiи [TIFF Model glasses]. – Zhurnal «Obruch» [Magazine «Hoop»] No.3, 20044.
  3. Rybakova E.V., Sultanova R.M, Gajazova G.A.. MODULING OF CONTACT WITH OF CHILDREN WITH ASD AND MANIFESTATIONS OF NEGATIVISM DIDACTIC. – Materialy VII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Obrazovanie: tradicii i innovacii" [Proceedings of the VII International Scientific and Practical Conference "Education: Tradition and Innovation"]. Praga, World Press, 2015.
  4. Rybakov D.G., Rybakova E.V. Territorija RAS. Zashhishhjonnye ot suetnosti [PAC territory. Protected from vanity]. – Ridero.ru, 2016. Dannoe posobie posvjashheno sovremennym aspektam organizacionnogo obespechenija social'no-obrazovatel'nogo prostranstva, sochetajushhego samye berezhnye, shhadjashhie, tolerantnye principy soprovozhdenija detej s rasstrojstvami autisticheskogo spektra — i sistemnuju organizaciju sredy, pozvoljajushhuju rebjonku v izbiratel'nom rezhime osvaivat' raznoplanovye kompetentnostnye resursy [This handbook is devoted to modern aspects of organizational support of social and educational space, combining the most careful, sparing, tolerant principles of accompanying children with autism spectrum disorders - and systematic environmental management, allowing the child to selectively diversify competence resources in a selective manner].
  5. Rybakov D.G (2012). Shkol'naja logistika kak razvivajushhij resurs lichnosti v processe formirovanija social'nogo kapitala [School logistics as a developing personality resource in the process of social capital formation]. – Vserossijskaja nauchnaja konferencija "Social'nyj kapital sovremennogo obshhestva". - Sankt-Peterburg  [All-Russian Scientific Conference "Social Capital of Modern Society". - St. Petersburg] SPBU, 2012.
  6. Sultanova R. M., Gajazova G. A., Rybakova E. V. (2017). Sovremennyj lichnostno-pravovoj aspekt adresnogo soprovozhdenija detej s RAS [Modern personality-legal aspect of targeted support for children with ASD]. – Itogovyj sbornik materialov Vtorogo S#ezda defektologov [The final collection of materials of the Second Congress of defectologists], Moscow, 2017.
  7. Rybakova E.V., Sultanova R.M., Gajazova G.A., Obespechenie pozitivistskogo podhoda v sisteme adresnogo soprovozhdenija starsheklassnikov s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja [Ensuring a positivistic approach in the system of targeted support for high school students with disabilities]. – Obrazovanie. Innovacii i tehnologii. II Mezhregional'naja s mezhdunarodnym uchastiem internet-konferencija [Education. Innovation and technology. II Interregional with international participation Internet conference] http://www.dpo-smolensk.ru/meropr-1/1-dop-i-korrekciya/.
  8. Rybakov D.G. (2015) Sinhronizacija global'nyh IT-processov i sovremennyh social'no-obrazovatel'nyh vyzovov [Synchronization of global IT processes and modern social and educational challenges.]. – Materialy X Mezhdunarodnoj konferencii "Fundamental'nye i prikladnye issledovanija v sovremennom mire" [Proceedings of the X International Conference "Fundamental and Applied Research in the Modern World"], Sankt-Peterburg.
  9. Rybakova E.V., Rybakov D.G., Sultanova R.M., Gajazova G.A., Akubekova G.D., Rezjapov R.A. Korrelirujushhie pozicii informacionnogo razvitija sociuma i nejropsihicheskogo sostojanija podrastajushhih pokolenij [Correlated positions of informational development of society and the neuropsychic state of the younger generations]. – Materialy VIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Obrazovanie: tradicii i innovacii" [Proceedings of the VIII International Scientific and Practical Conference "Education: Tradition and Innovation",], Praga. World Press 2015.
English