Современный читательский и, соответственно, покупательский запрос ныне настоятельно демонстрирует предпочтение информационным средствам, обеспечивающим, консультирующим — позволяющим самостоятельно освоить какие-либо компетенции.

Эта ярко выраженная тенденция совпадает с изменениями в социально-личностных аспектах жизнедеятельности человека: институционально значимое обособление ряда групп граждан, изменение статуса обучения и готовности к принятию чужих авторитетов и позиций, чужой оценки и прогнозов ориентирует общество на поиск инновационных средств и форматов коммуникации, на разработку каналов их предоставления, на обеспечение системы анализа и планирования дистанцированного, абстрагированного сопровождения занятости граждан, равно приемлемого для самих граждан и социума.

Аутистические и аутоподобные состояния, социально-личностные кризисы, дефицитарные состояния сенсорного и иного характера, их производные проявления особенно настоятельно повышают в жизни человека роль независимых, отстранённых поставщиков информации, позволяющих индивидуально организовать темпоральный, структурный, содержательный и даже стилевой, фантазийный, неоднородный формат освоения компетенций, сведений, взглядов.

Мировая наука на текущем этапе рассматривает развернутый ряд вторичной аутизации и иных производных форм дискоммуникации, дистанцирующих человека от источников информации и общения. Также и сенсорные, сенсомоторные нарушения не дают человеку в полной мере применять многие из средств коммуникации традиционного формата.

Ситуация осложняется фактором наследуемости дискомпетенций, как сенсомоторного и собственно коммуникативного плана, — так и позиционирующего характера, связанного с передачей негативного микросоциального опыта взрослых, отражающего нередко реакции окружения на особенности социализации и общего праксиса, свойственные ранее самим этим окружающим взрослым, зачастую страдавшим сходными нарушениями, состояниями, предрасположенностями. Участники студенческих и волонтёрских исследовательских групп на базе Башкирского Государственного Университета и Белорецкой Педагогической Гостиной [1] обнаружили не только значительное совпадение подобных черт у взрослых и детей — но и свыше половины случаев сопутствующих негативных проявлений, оценок, реакций взрослых, в чьих воспоминаниях, поведении, склонности и готовности имеет место известная парадигма: дискомпетенция — неприятие окружения — негативизм — дискомпенсация.

Растёт доля изолированных от образовательных и иных организаций детей и взрослых: находящихся на стационарном и домашнем лечении, получающих как надомное и дистанционное (согласно рекомендациям врачебных комиссий и ПМПК, психолого-медико-педагогических комиссий), так и домашнее (по решению родителей, хоумскулинг) обучение, удаленно обучающихся и работающих, путешествующих, сопровождающих пожилых и болеющих людей.

Например, слабослышащий или медлительный человек желает освоить образовательные, культурные, допрофессиональные, профессиональные компетенции, навыки оздоровления, саморегуляции, танцевальной, иной досуговой терапии самостоятельно, в своём индивидуальном темпе, на своей территории, в избирательно приемлемом окружении.

Печатные и цифровые самоучители, первоначально акцентированные на презентацию инноваций и авторский посыл, некоторую защиту авторских прав, нашли весьма существенный отклик среди лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Не только люди с сенсорными нарушениями испытывают трудности в процессе получения информации и обеспечения обратной связи: нуждаются в большем времени, прилагают больше усилий, больше утомляются, раздражаются, впадают в отчаяние и апатию, сомневаются в достижимости результата и продуктивности будущего применения получаемых навыков.

Проведённое нами исследование готовности взрослого окружения детей с нарушениями зрения принять их сенсомоторные, социально-образовательные, личностно-коммуникативные особенности обнаружило, что даже среди активных посетителей лекций, тренингов и собраний, освещающих сущность ограниченных возможностей здоровья их детей и соответствующие социально-образовательные обстоятельства, — такое принятие было в значительной степени формально. Детей часто упрекали в том, что они менее успешно справлялись с жизненными ситуациями и учебными заданиями, им менее необходимого для них предоставлялось времени и пояснений, постепенно ограничивалась их ситуативная свобода и возможности проявления личности, характера, приоритетов и мнения. Когда тифлопедагог провела тренинг «Ощути дефект» [2], где родители с помощью самодельных тренажёров вынуждены были справляться с детскими заданиями, испытывая такие же трудности визуального характера, как и их дети, — эти образованные, подготовленные, активные родители испытали катарсис. Они жаловались на истерическое состояние, сильную одышку, сердцебиение, агрессивный настрой. Таким образом мы видим, что источники информации и коммуникации, предоставляемые взрослым, а также нормативно действующим окружением, зачастую оказываются недостаточными, неспецифичными, не обеспечивающими необходимых условий для развития и самостоятельной деятельности детей и взрослых с нарушениями в развитии.

Неврологические нарушения также зачастую создают оперативные и системные барьеры для эффективной и индивидуально приемлемой жизнедеятельности людей. Темп, выразительность, содержательные аспекты, проявления избирательности в коммуникации и отвращают (в том числе неосознаваемо) окружающих, и препятствуют продуктивной, социально приемлемой, личностно адресной занятости людей с ограниченными возможностями здоровья. В результате такого негативного опыта они испытывают драматичные переживания, ожидания, самопрогнозы, искажающее их дальнейшее самопозиционирование и целеполагание.

Нарушения опорно-двигательной системы, даже без выраженных сенсорных дисфункций и неврологических отклонений, существенно снижают скорость и сокращают время продуктивной занятости детей и взрослых, ощущение продуктивности и успеха, сенсорной и моторной удовлетворённости, уверенности в своих силах и способность программировать занятость. Приноравливаясь к выявленным особенностям деятельности ребёнка или взрослого данного нозологического плана, окружающие невольно приуменьшают его текущие и перспективные возможности.

Ведущее диалектическое противоречие коррекционного сопровождения, когда по состоянию здоровья ребёнку или взрослому необходим щадящий режим, ограничение нагрузок и зоны ответственности, а в связи с необходимостью достижения равных стартовых возможностей, максимальной социальной адаптации и образовательной интеграции, лица с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в ускоряющем социально-образовательном маршруте, усиливает запрос социума на реализацию сверхкомпенсаторных возможностей организма, личности, группы, обоснованных учением Л.С. Выготского.

Необходимость личной территории, индивидуальной успешности [3, 4], личного инструментария обучения [5] и жизнедеятельности как граждан с ограниченными возможностями здоровья — так и тех, кого ныне принято называть нейронормальными, институционально значимы и для социально-образовательной сферы, и для общественного самосознания.

Обеспечить потребности человека в сообразной его нуждам деятельностно ориентированной среде необходимо и ради благополучия общества в целом [6, 7]. Не всегда мы готовы понимать, что успешность и благополучие лиц с ОВЗ создают необходимый ресурс для развития общества. Их удовлетворённость процессом и результатами познания, общения, деятельности отвечает их внутренней потребности и способствует гармонизации общественной жизни, общественного сознания. Диспраксии сопутствует дисфория, что увеличивает вероятность социально неприемлемого поведения и в дальнейшем формирования деструктивных стандартов занятости, что может угрожать в дальнейшем общественному правопорядку и спокойствию.

Многие преподаватели надомного, частного обучения, дистанционных школ компенсируют дефицитарность образовательного маршрута детей-инвалидов с помощью интенсивного, интегрирующего обмена ссылками на отдельные контенты, форумы, на образовательные курсы, формируя тем самым и личную социальную привлекательность учащихся среди сверстников, а нередко — и среди близких людей. Наши волонтёры отмечают по результатам сопровождения таких детей, по анкетированию родителей и педагогов следующие значимые позиции целеполагания и мотивации всех участников социально-образовательного диалога:

  • занимательность контента, форума, ресурса как механизм вовлечения, включения, социализации сопровождаемого и его семьи;
  • повышение собственно образовательных возможностей сопровождения, освоения необходимых компетенций и соответствующих организующих навыков, самоконтроля, самопозиционирования ученика, формирование статуса ученика;
  • подлинно здоровьесберегающий компонент образования, то есть осознанное здоровьесбережение с осознанием целей, средств, планирования и самоконтроля;
  • допрофессиональное и профессиональное обеспечение информацией, навыками, интегрирующими средствами (в том числе в отношении редких профессий, повышающих востребованность сопровождаемого);
  • общеразвивающий компонент занятости;
  • досуговое благоприятствование, повышение социальной привлекательности и устойчивости сопровождаемого;
  • формирование имиджевых и рейтинговых ресурсов интеграции ребёнка, взрослого, находящегося в той или иной степени изоляции, выявление и поддержание индивидуального стиля информационной социализации.

Конечно, присутствие в обиходе современных электронных устройств не должно отменять и ограничивать развитие традиционных средств коммуникации, но в ряде случаев, после достаточно показательного периода диагностико-коррекционного сопровождения, окружению ребёнка приходится принимать необходимость акцентирования ведущей модальности общения в пользу альтернативных форматов связи.

Примечательно, что в ходе практической работы наши участники пришли к осознанию ресурсного значения собственного индивидуального стиля интернет-общения и цифрового саморазвития.

Дополнительным, но существенным показателем эффективности такой совместной работы становится повышение продуктивности научной деятельности кафедр и факультетов как в отношении информационно-технологического компонента образовательного пространства, так и в более широком плане.

Развитие системы цифровых средств коммуникации происходит, конечно, весьма представительно, и прогнозы здесь также очень развёрнутые. Но повышение роли информационных компонентов жизнедеятельности в занятости людей с ограниченными возможностями здоровья, видимая корреляция роста и проявления описанных здесь нозологических групп с интенсивным преобразованием цифровой цивилизации как обязывает усилить плановость, эффективность информационной эволюции [8, 9] — так и соотносить её реалии с преобразованием человеческой среды, проявляющей постоянно всё новые свои инновации.

Bibreference

International

(2019) IT Tutorials in the Lives of Children and Adults with Disabilities. Culture and technologies studies. Vol. 4, № 2. P. 77-82. Available at:  http://cat.itmo.ru/en/2019/v4-i/182, DOI: 10.17586/2587-800X-2019-4-2-77-82

Russian GOST 7.0.5 - 2008

IT Tutorials in the Lives of Children and Adults with Disabilities [electronic text] // Culture and technologies studies. 2019. Vol.  4. № 2. P. 77-82. URL:  http://cat.itmo.ru/en/2019/v4-i/182, DOI: 10.17586/2587-800X-2019-4-2-77-82

DOI
10.17586/2587-800X-2019-4-2-77-82
References
  1. Rybakov D.G., Rybakova E.V., Mustafina D.M. (2014). Informacionnye tehnologii i novaja filosofija obshhenija. Organizacija internet-gostinoj v formate mezhvedomstvennogo mezhregional'nogo sotrudnichestva social'no orientirovannyh sluzhb i obshhestvennyh organizacij [Information technology and new communication philosophy. Organization of an Internet lounge in the format of interdepartmental interregional cooperation of socially oriented services and public organizations.]. – Materialy IX mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Rossija i Evropa: svjaz' kul'tury i jekonomiki" – Praga, World Press.
  2. Rybakova E.V.. Tiflomodelirujushhie ochkiи [TIFF Model glasses]. – Zhurnal «Obruch» [Magazine «Hoop»] No.3, 20044.
  3. Rybakova E.V., Sultanova R.M, Gajazova G.A.. MODULING OF CONTACT WITH OF CHILDREN WITH ASD AND MANIFESTATIONS OF NEGATIVISM DIDACTIC. – Materialy VII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Obrazovanie: tradicii i innovacii" [Proceedings of the VII International Scientific and Practical Conference "Education: Tradition and Innovation"]. Praga, World Press, 2015.
  4. Rybakov D.G., Rybakova E.V. Territorija RAS. Zashhishhjonnye ot suetnosti [PAC territory. Protected from vanity]. – Ridero.ru, 2016. Dannoe posobie posvjashheno sovremennym aspektam organizacionnogo obespechenija social'no-obrazovatel'nogo prostranstva, sochetajushhego samye berezhnye, shhadjashhie, tolerantnye principy soprovozhdenija detej s rasstrojstvami autisticheskogo spektra — i sistemnuju organizaciju sredy, pozvoljajushhuju rebjonku v izbiratel'nom rezhime osvaivat' raznoplanovye kompetentnostnye resursy [This handbook is devoted to modern aspects of organizational support of social and educational space, combining the most careful, sparing, tolerant principles of accompanying children with autism spectrum disorders - and systematic environmental management, allowing the child to selectively diversify competence resources in a selective manner].
  5. Rybakov D.G (2012). Shkol'naja logistika kak razvivajushhij resurs lichnosti v processe formirovanija social'nogo kapitala [School logistics as a developing personality resource in the process of social capital formation]. – Vserossijskaja nauchnaja konferencija "Social'nyj kapital sovremennogo obshhestva". - Sankt-Peterburg  [All-Russian Scientific Conference "Social Capital of Modern Society". - St. Petersburg] SPBU, 2012.
  6. Sultanova R. M., Gajazova G. A., Rybakova E. V. (2017). Sovremennyj lichnostno-pravovoj aspekt adresnogo soprovozhdenija detej s RAS [Modern personality-legal aspect of targeted support for children with ASD]. – Itogovyj sbornik materialov Vtorogo S#ezda defektologov [The final collection of materials of the Second Congress of defectologists], Moscow, 2017.
  7. Rybakova E.V., Sultanova R.M., Gajazova G.A., Obespechenie pozitivistskogo podhoda v sisteme adresnogo soprovozhdenija starsheklassnikov s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja [Ensuring a positivistic approach in the system of targeted support for high school students with disabilities]. – Obrazovanie. Innovacii i tehnologii. II Mezhregional'naja s mezhdunarodnym uchastiem internet-konferencija [Education. Innovation and technology. II Interregional with international participation Internet conference] http://www.dpo-smolensk.ru/meropr-1/1-dop-i-korrekciya/.
  8. Rybakov D.G. (2015) Sinhronizacija global'nyh IT-processov i sovremennyh social'no-obrazovatel'nyh vyzovov [Synchronization of global IT processes and modern social and educational challenges.]. – Materialy X Mezhdunarodnoj konferencii "Fundamental'nye i prikladnye issledovanija v sovremennom mire" [Proceedings of the X International Conference "Fundamental and Applied Research in the Modern World"], Sankt-Peterburg.
  9. Rybakova E.V., Rybakov D.G., Sultanova R.M., Gajazova G.A., Akubekova G.D., Rezjapov R.A. Korrelirujushhie pozicii informacionnogo razvitija sociuma i nejropsihicheskogo sostojanija podrastajushhih pokolenij [Correlated positions of informational development of society and the neuropsychic state of the younger generations]. – Materialy VIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Obrazovanie: tradicii i innovacii" [Proceedings of the VIII International Scientific and Practical Conference "Education: Tradition and Innovation",], Praga. World Press 2015.
English