В соответствии с Основами государственной культурной политики, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808, одной из приоритетных задач государственной культурной политики в области осуществления всех видов культурной деятельности и развития связанных с ними индустрий, является использование цифровых коммуникационных технологий, в том числе для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания. В настоящее время электронное музейное пространство формируется на базе Государственного каталога Музейного фонда Российской федерации [1]. В этой связи огромное значение приобретает задача по формированию единого российского электронного пространства знаний на основе оцифрованных книжных, архивных, музейных фондов, собранных в Национальную электронную библиотеку и национальные электронные архивы по различным отраслям знания и сферам творческой деятельности. Государственный каталог, в свою очередь, представляет собой федеральную государственную информационную систему государственного учета музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, созданную в целях обеспечения их правовой защиты и государственного контроля [2].

Для Центрального музея связи имени А.С. Попова важнейшая задача настоящего времени состоит в размещении сведений о музейных предметах, включая знаки почтовой оплаты, в комплексной автоматизированной музейной информационной системе КАМИС, которая сопрягается с Государственным каталогом Музейного фонда Российской федерации, и позволяет передавать туда электронные данные по музейным артефактам, что обеспечивает расширение доступа посетителей к историко-культурному наследию ЦМС имени А.С. Попова [3].

Знаки почтовой оплаты, как значительная часть фонда музейных предметов ЦМС имени А.С. Попова, представляют собой многофункциональные почтовые графические произведения, которые, несмотря на свой крошечный размер, обладают глубоким содержанием и решают многочисленные задачи. Социально-культурные функции знаков почтовой оплаты многозначны: почтовая (условие пересылки); финансовая (способ оплаты пересылки); рекламно-пропагандистская (метод стимулирования интереса к какому-либо государству или событию или к какой-либо определённой тематике); мемориальная (способы сохранения исторической памяти о событиях, юбилеях, объектах культуры и искусства); художественная (концептуальность, символика, код эпохи) и другие.

Традиционно мы относим знаки почтовой оплаты, как массово-культурные издания, к достижениям материальной культуры, наряду с техникой, технологиями, материальными ценностями, которые в совокупности составляют искусственные условия и средства человеческого существования. Но мы относим знаки почтовой оплаты также и к достижениям духовной культуры, поскольку они представляют собой художественную визуализацию образов науки, искусства, религии, морали, философии, права. Однако условное разграничение материального и духовного в культуре касается только форм воплощения культуры, а каждая из этих форм состоит из совокупности элементов: норм, законов, обычаев, традиций, идей, образов, символов и языка, поэтому, в век стремительного технического прогресса и наукоемких технологий, когда дигитализация охватывает все больше и больше сфер человеческой жизни, логично использовать все преимущества цифрового формата в музейной деятельности, связанной с сохранением культурного наследия [4].

Сегодня, несмотря на развитие информационно-телекоммуникационных технологий, позволяющих совершать операции по мгновенной пересылке информации без участия напечатанных почтовых наклеек (знаков), сами знаки почтовой оплаты не утрачивают своего значения и навсегда остаются символами эпохи, основываясь на различных критериях оценки, художественных образах, акцентах и направлениях. И в пространстве различных музеев для представления тематических разделов экспозиции филателия играет одну из важнейших ролей.

При этом, трудно переоценить преимущества знаков почтовой оплаты в оцифрованном виде, как документальных источников. В отличие от памятников на традиционных носителях, многие из которых находятся в плохом физическом состоянии, цифровые документы (оцифрованные знаки почтовой оплаты):

  • легко доступны;
  • легко читаются;
  • позволяют вести исследовательскую работу;
  • облегчают расшифровку деталей изображений и надписей;
  • легко копируются;
  • качественно публикуются;
  • практически не подвержены старению;
  • не занимают физического места.

Классификационно знаки почтовой оплаты относятся к графическим памятникам истории и культуры. По сути, мы стремимся к переводу наших графических памятников на бумажной основе, знаков почтовой оплаты, в некий цифровой вид или код, доступный затем для просмотра, редактирования, копирования и публикации.

Заботясь о надлежащей систематизации и хранении знаков почтовой оплаты путём создания необходимых температурно-влажностно-световых условий, мы, тем не менее, понимаем, что сохранить на длительное время наши сокровища мы можем только при помощи оцифровки [5]. Однако, при всей кажущейся простоте, оцифровка графики не такое уж и простое дело. Качественная оцифровка знаков почтовой оплаты представляет собой достаточно кропотливый и трудоемкий процесс, поскольку включает в себя не столько сам процесс сканирования, сколько дополнительные операции по обработке документов [6]. Особенно важно сверять с результатом оцифровки ветхие источники: почтовые марки и конверты с повреждённым или смытым клеевым слоем, скрученные в трубочку, с разрывающейся перфорацией, где имеются стертые, нечитаемые, рукописные или специальные заверки или пометки, которые плохо распознаются компьютерными программами [7]. При обнаружении неточностей исправлять их приходится уже вручную. Таким образом, не считая наличия профессионального оборудования по сканированию и современного программного обеспечения, качественная оцифровка требует профессиональных навыков и немалого опыта специалистов.

Именно такой проект родился в Центральном музее связи имени А.С. Попова. Этот проект состоит из двух этапов. Первый этап был поддержан Президентской библиотекой имени Б.Н. Ельцина (Санкт-Петербург) и представляет собой оцифровку редкостей и уникумов государственной коллекции знаков почтовой оплаты музея [8].

Президентская библиотека обеспечила сканирование раритетов Центрального музея связи (рис. 1) с использованием своего уникального технологического оборудования, временно размещённого в музее; участием своих сотрудников, обладающих профессиональными компетенциями работы с такого рода техникой и обеспечивающих получение цифровых изображений в высоком разрешении, что позволяет публиковать качественные иллюстрации в последующих проектах музея, а также расширить доступ посетителей к музейным ценностям за счёт размещения их в библиотечном электронном архиве [9].

Рис. 1. Фрагменты рабочих будней по оцифровке знаков почтовой оплаты в ЦМС имени А.С. Попова с участием сотрудников музея и Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина

Сегодня первый этап проекта оцифровки историко-культурного наследия знаков почтовой оплаты ЦМС имени А.С. Попова выполнен, но не завершен — будет продолжение, как связанное со сканированием ценнейших артефактов музея из других фондов хранения, так и с последующими проектами публикации наследия для широкой публики. В течение первых месяцев 2021 года совместными усилиями было оцифровано более тысячи музейных предметов, включающих редкости и раритеты отечественной филателии.

В первую очередь, это предметы, хранящиеся в музейном фонде открытого хранения «Сокровищница знаков почтовой оплаты России» (рис. 2): подготовительный материал к изданию первой русской почтовой марки (рис. 3), подготовительные материалы к изданию первых знаков почтовой оплаты; маркированных карточек и конвертов; домарочные письма, первое из которых было отправлено из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород в 1743 году; почтово-благотворительные выпуски почтовых марок Российской империи (рис. 4) и первых лет молодого советского государства; маркированных писем с объявлениями (рис. 5).

Рис. 2. Сокровищница знаков почтовой оплаты России в ЦМС имени А.С. Попова
Рис. 3. Проект утверждённого рисунка первой русской Почтовой марки с этикеткой, написанной рукой А.К.Фаберже. 1857.
Рис. 4. Образцы почтовых марок РИ. 17.11.1914. Серия почтовых марок «В пользу воинов и их семейств».
Рис. 5. Закрытое благотворительное письмо с объявлениями. РИ. 20.01.1899. Серия 44. Саратов (Пенза). 7 коп. Бумага, рукопись (синяя и красная), чернила (черные чернила). 298х425.

Отдельными разделами, подлежавшими оцифровке, стали: раздел подготовительного материала к изданию коммеморативной серии почтовых марок 1913 года, посвящённых 300-летию Дома Романовых (рис. 6).

Рис. 6. Эссе почтовой марки (эссе и проект). РИ. 1910–1913. Серия «300-летие Дома Романовых». Николай II. 10 коп. (на паспарту, с проектом рисунка неизданной почтовой марки, синяя). Автор: Зарриньш Р.Г. Бумага простая, печать литографская (синяя). 52х61; 20х26,5.

И, конечно, замечательная коллекция земских знаков почтовой оплаты 1864–1919 годов (рис. 7).

Рис. 7. Лист почтовых марок. 1 шт. (тет-беш горизонтальные: 2 из №4, 1 — из №4 и №5, пара вертикальная 3: №№4 и 5 в правой нижней части листа, абкляч рисунка. №4 — 3 штуки блоком в центре правой части листа). РИ, Херсонская губ., Александрийский уезд. 1880. Герб и корона Российской империи. 10 коп. Шмидт № 4 (15шт.) + Шмидт № 5 (3шт.)

Цифровой материал знаков почтовой оплаты, в первую очередь, сохраняется для музея в электронной базе данных комплексной автоматизированной музейной информационной системы КАМИС, с которой ЦМС имени А.С. Попова работает. Во-вторых, этот цифровой материал в качественном разрешении с глубокой деталировкой вносится в библиотечный архив Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина и становится доступным для реальных и дистанционных посетителей библиотеки [10]. И, в-третьих, музей намеревается опубликовать часть предметов в обозримом будущем в совместном издании «Знаки почтовой оплаты в истории России. 1858–1958», а также в последующих отдельных изданиях, связанных с музейным фондом открытого хранения «Сокровищница знаков почтовой оплаты России» и Государственной коллекцией знаков почтовой оплаты России. Работа с оцифрованными артефактами позволит больше не взаимодействовать с оригиналами для фотосъёмок, публикаций, перемещения, тем самым оберегая их физическую сохранность для будущего [11].

Описанный проект — это интереснейший совместный музейный проект, который, как мне кажется, для ЦМС имени А.С. Попова будет продолжаться и в виде дальнейшей оцифровки артефактов, и в прекрасных публикациях, которые увидят свет, и будут радовать читателей и коллекционеров.

Кроме профессиональных сотрудников музея и библиотеки, ознакомиться с процессом оцифровки и помочь действиями удалось студентам, осваивающим основную образовательную программу магистратуры по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» по учебному плану «Визуальные технологии в музее» в Санкт-Петербургском Государственном университете. Те, кому повезло попасть в нужное время в Центральный музей связи имени А.С. Попова на технологическую (производственную) практику под непосредственным руководством сотрудников музея, — успешно ознакомились со специальным музейным оборудованием для хранения и экспонирования знаков почтовой оплаты; поучаствовали в сложном процессе оцифровки исторического графического наследия в виде знаков почтовой оплаты и последующем монтаже музейных предметов в специальные витрины фондохранилища. Для некоторых студентов прошедшая практика открыла совершенно новый взгляд на «утилитарные» почтовые марки, передала новые знания и компетенции, показала особенности работы с этими графическими миниатюрами, имеющими высокую материальную цену и являющимися историческим наследием России. Студентам понравилось работа с таким необычным для них материалом, поэтому параллельно музей выполнил и другую задачу — создал небольшую, но профессиональную, референтную группу посетителей будущих выставок и программ, связанных со знаками почтовой оплаты.

В качестве практического задания обучающиеся на магистерской программе «Визуальные технологии в музее» студенты СПБГУ провели исследование размещения знаков почтовой оплаты в открытом доступе на официальном сайте Государственного каталога Музейного фонда Российской федерации, проанализировав особенности их публикации. Ольгой Реуф и Елизаветой Артюшиной путем поиска по ключевым словам (почтовая марка / марка почтовая; маркированный конверт / почтовый конверт (конверт почтовый); маркированная карточка / почтовая карточка (карточка почтовая)) были собраны данные по размещению артефактов в официальных разделах Госкаталога. Госкаталог музейного фонда Российской Федерации состоит из трех реестров. Первый — это реестр музеев, где регистрируются не только музеи, но и организации, в собственности, владении или пользовании которых находятся предметы музейного фонда Российской Федерации и частные музеи по желанию. Второй реестр — это реестр музейных предметов, в котором фиксируются изменения собственника и другие изменения, подпадающие под договорные отношения. Через него осуществляется движение музейного фонда: оформление разрешений на выставку, передача музейных предметов в безвозмездное пользование религиозным организациям. Третий реестр — это публичный портал Госкаталога, который и исследовали студенты. Для анализа было необходимо изучить все разделы, представленные на сайте, кроме раздела «Графика», в котором в соответствии с инструкцией и должны размещаться Государственные знаки почтовой оплаты.

Результаты даже беглого знакомства с разделами Госкаталога МФ РФ позволили увидеть, что почти полмиллиона (413169 единиц хранения) знаков почтовой оплаты размещены в несоответствующих требованиям разделах, что, несомненно, затрудняет поиск артефактов и работу каталога в целом (табл. 1).

Таблица 1. Сводная таблица показателей размещения знаков почтовой оплаты в открытом доступе на официальном сайте Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации в разных тематических разделах

Раздел Госкаталога МФ РФ Количество музеев, разместивших сведения о знаках почтовой оплаты не в разделе «Графика» Количество размещённых единиц хранения
Живопись 12 16
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии 42 478
Предметы археологии 2 3
Фотографии и негативы 25 5128
Предметы техники 6 12
Документы 54 68598
Предметы печатной продукции 26 260464
Скульптура 1 1
Предметы нумизматики Более 50 23455
Предметы минералогической коллекции 13 428
Предметы естественнонаучной коллекции 2 2
Редкие книги 13 650
Прочие   53334
  Итого 413169

Попытка обосновать целесообразность создания отдельного, специализированного, раздела Государственного каталога Музейного фонда Российской федерации, посвящённого знакам почтовой оплаты, как уникальным, имеющим свою специфику и особенности, музейным предметам, не имеющим аналогов, в настоящий момент, к сожалению, не реализована.

Многое в музейном мире делается для того, чтобы не утратить историко-культурное наследие России и обеспечить достойное состояние сохранности музейных предметов и музейных коллекций. В частности, для этой цели используется и дигитализация артефактов [2]. Для научных сотрудников и хранителей ЦМС имени А.С. Попова в настоящее время и в будущем цифровые коллекции знаков почтовой оплаты сохранятся в электронной базе данных музейной информационной системы ЦМС имени А.С. Попова, а также в качестве резервных копий в системе КАМИС; для исследователей знаков почтовой оплаты и истории почты, обычно посещающих ЦМС имени А.С. Попова, благодаря проекту Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, к свободному просмотру будут доступны оцифрованные копии более 1000 артефактов раздела «Сокровищница знаков почтовой оплаты России», представленные в высоком разрешении. Тем самым, ЦМС имени А.С. Попова содействует расширению доступа российского населения к изучению музейных предметов и музейных ценностей фонда знаков почтовой оплаты [5].

Bibreference

International

Bakayutova, L.N. (2021) The Digital Future of Postage Stamps: A Museum Approach. Culture and technologies studies. Vol. 6, № 3. P. 141-149. Available at:  http://cat.itmo.ru/en/2021/v6-i3/290, DOI: 10.17586/2587-800X-2021-6-3-141-149

Russian

Bakayutova, L.N. The Digital Future of Postage Stamps: A Museum Approach // Culture and technologies studies. 2021. Vol.  6. № 3. P. 141-149. DOI: 10.17586/2587-800X-2021-6-3-141-149

DOI
10.17586/2587-800X-2021-6-3-141-149
References
  1. O Goskataloge Muzejnogo fonda RF / Ministerstvo kul'tury Rossijskoj federacii. https://culture.gov.ru/press/news/ (obrashchenie 02.06.2021)
  2. Sohranenie elektronnoj informacii v informacionnom obshchestve. Sbornik materialov Mezhdunarodnoj konferencii (Moskva, 3–5 oktyabrya 2011 g.) [Elektronnyj resurs.] /Rossijskij komitet programmy YUNESKO «Informaciya dlya vsekh». http://www.ifapcom.ru/files/News/Images/2012/dig_pres_is_rus.pdf. (data obrashcheniya: 12.09.2012).
  3. Agafonova E.A. (2015). Ensuring the safety of photographic documents during their storage and use. St. Petersburg. Rosphotos.
  4. Privalov V.F. (2009). Recommendations for assessing the status of state archives documents during work on storage, use, special processing of documents, taking into account their properties, potential durability and specifics of defects. M. VNIIDAD.
  5. Principles and approaches to combining submission and access to library, archival and museum resources: a collection of scientific and methodological materials of the Working Group of the Presidential Library (2013). St. Petersburg. FGBU "Presidential Library. B.N. Yeltsin.
  6. Methodical recommendations for cataloging and indexing electronic copies of documents (2014). St. Petersburg. FSBI "Presidential Library. B.N. Yeltsin.
  7. Karavaev V.S. (2014). Digitization of archival documents: technical and technological problems. Document. Archive. Story. Modernity. No. 14. 243-257.
  8. Yumasheva Yu.Yu. (2011). Creating electronic copies of archival documents: problems and possible solutions. Regulatory and technological aspects of creating electronic copies of documents - libraries and information resources in the modern world of science, culture, education and business: materials of the problem seminar and round table within the 18th international Conferences (Autonomous Republic of Crimea, Sudak, June 4-12, 2011). M., CJSC "Dimi-Center". URL: https://www.aiteh.ru/conference-krim-2011.html.
  9. Technical requirements for translation into digital form of library and archival materials to replenish the presidential library B.N. Yeltsin. (2012). "St. Petersburg VNIIDAD. FSBI "Presidential Library. B.N. Yeltsin.
  10. Saving electronic information in the information society (2012). Collection of materials of the International Conference (Moscow, October 3-5, 2011) / Sost. Kuzmin E. I., Murovna T. A. M.: MCBS. 344.
  11. Groom-Grzhimailo Yu.V., Sabennikova I.V (2006). Some problems of publishing archival documents in electronic publications. Vestn. archivist. № 2-3. 306-318. URL: http://printed.e-notabene.ru/istinf/article_21766.html
English