Ряд сегодняшних актуальных гуманитарных исследований затрагивает изучение различных аспектов музыки и аудиального контента в повседневности современных субъектов культуры. Так на примере восприятия и прослушивания молодежью классической академической музыки могут демонстрироваться новые полифункциональные модели поведения современного слушателя, которые становятся возможными благодаря развитию цифрового медиапространства и растущей популярности музыкальных стриминговых сервисов, в рамках которых пользователи составляют персонализированные музыкальные подборки из ранее недоступного для широкого круга людей музыкального контента, количество которого становится практически неограниченным [1]. 
Помимо работ, касающихся изучения трансформаций «взаимоотношений» слушателя и музыкальных произведений, исследовательский интерес вызывает изучение звука как такового в целом, так и в контексте культуры в рамках «sound studies». В частности, подобные исследования могут обращать своё внимание на изучение аудиальной стороны окружающей человека действительности, например, какую роль звук играет в организации и восприятии городского пространства [2]. Вместе с этим в рамках изучения современной культуры особую роль занимают исследования медиа, направленные на анализ медиа, феноменов медиареальности и артефактов медиакультуры [3], а также сопутствующие тематические области, связанные, в том числе, с использованием цифрового медиапространства в ежедневной жизни субъектов культуры. Внимание также уделяется способам и особенностям репрезентации аудиального контента в современном медиапространстве, например, специфики применения классической академической музыки, которая зачастую теряет собственную репрезентативную ценность как отдельный вид искусства, выполняя тривиальные функции оформления и «обслуживания» современной действительности [4]. 
В целом возрастающее внимание к изучению аудиального в культуре можно считать естественным следствием осознания необходимости смещения фокуса внимания с изучения визуального в культуре, после утверждения так называемого «визуального поворота» или «иконического поворота» в культуре [5] и развитии исследований в русле «visual studies», а также констатации факта, что при исследовании «аудиовизуальной культуры» основной фокус внимания зачастую все также остается на визуальном, а аудиальная сторона вопроса остается в конфигурации «само собой разумеющегося», а значит, по сути дела, не подвергается анализу должным образом [6]. Таким образом различные варианты исследовательских подходов и междисциплинарная специфика современных гуманитарных исследований способствуют обращению внимания на аудиальное в культуре и, тем самым, позволяют анализировать одни и те же феномены и артефакты с разных, а, зачастую, и диаметрально противоположных точек зрения с использованием соответствующих им оптик взгляда и исследовательских парадигм. 
Традиционно принято считать, что музыка играет особую роль в истории человечества, говорим ли мы о Древней Греции и о музыкальном воспитании человека [7, с. 198], рассуждаем ли мы о смысле церковных песнопений в Средневековье, изучаем ли мы органные хоралы времен барокко [8, c. 348], либо рассматриваем особенности народного и традиционного музыкального творчества разных народов мира, или вовсе анализируем характерные черты коммерческой музыки современной эпохи. Зачастую предлагаются позиции, которые предполагают «онтологичность», первостепенность и исключительную позицию музыки среди других видов искусств: «Только музыка способна разом увести от мира, разрушить неодолимые чары господства света и породить сладкую иллюзию того, что здесь мы прикасаемся к глубинной тайне души» [9, с. 475]. Иными словами, количество материала для исследования достаточно большое, как и число потенциально применимых исследовательских подходов к одним и тем же музыкальным феноменам культуры. Но во всех случаях мы отмечаем, что музыка в любой своей форме была и является сопровождением разных моментов повседневной жизни человека, вне зависимости от того, говорим ли мы о музыке как об искусстве, разделяем ли мы музыку на сакральную и профанную, применяем ли мы какие-то другие варианты классификации или вовсе не дифференцируем её между собой по каким-либо признакам. 
В начале XX века французский композитор и пианист Эрик Сати предлагает учредить «меблировочную музыку». В письме к Жану Кокто он набрасывает примерное содержание слоганов для продвижения и популяризации своего творения, среди которых есть такие: «Меблировочная музыка» для нотариальных контор, банков и тд.», «На сон грядущий слушайте «Меблировочную музыку», иначе вы будете плохо спать» или «Никаких собраний, ассамблей и т.д. без «Меблировочной музыки» [10, с. 205]. В том же послании Эрик Сати предлагает сопровождать все возможные жизненные ситуации сочиненной им «меблировочной музыкой», указывая на то, что уже имеющаяся в его эпоху музыка совсем не соответствует «удовлетворению «полезных» нужд» [10, с. 205]. 
В последующем в течении XX века с распространением звукозаписывающей техники и наступлением эпохи массовой культуры любая музыка начинает использоваться для «меблирования» окружающей действительность: в фильмах, в рекламе, в различных культурных пространствах, в том числе первоначально не предназначенных для прослушивания музыки (например, бензоколонки и рестораны быстрого питания) и в других ситуациях. Если развитие технических устройств для воспроизведения музыки первоначально осуществлялось в целях наиболее точного транслирования ранее записанной на аналоговые носители музыки, то в последующем музыка уже репрезентируется через эти устройства как через медиумы, которые, в свою очередь, могут и должны изменять первоначальный музыкальный материал (эквалайзеры, программное изменение тональности и так далее). Можно сказать, что во всех этих случаях музыкальный материал «подгоняется» под необходимые режимы использования или вовсе под конкретные практические задачи «меблирования» тех или иных жизненных ситуаций.
На рубеже XX и XXI веков аналоговые устройства и носители информации всё чаще сменяются цифровыми. Вместе с развитием цифровых технологий данный процесс привел к популярности различных сетевых сервисов, в том числе созданных для стриминга музыки. Они одновременно стали и логическим продолжением, и заменой классического радио. Одной из ключевых особенностей, которая отличает классическое радио от стриминговых сервисов является то, что пользователи могут не только слушать готовые музыкальные подборки, примерно так же, как слушатели радио выбирают радиостанцию согласно своим предпочтениям, но и самостоятельно составлять свои подборки музыки и в последующем делиться ими с другими участниками медиапространства. Вместе с этим сами музыкальные стриминговые сервисы предлагают точно так же, как и радио, свое «видение» того, какие музыкальные подборки будет востребованы современными пользователями. 
Можно выбрать из очевидных и во всех смыслах тривиальных путей, и на примере статистики одного из стриминговых сервисов проанализировать музыкальные предпочтения пользователей цифровых медиа, например, на предмет востребованности и популярности музыки того или иного автора, и на основании этого сделать выводы. Но можно подойти к вопросу с другой стороны и применить иной подход, обратив внимание на то, для каких жизненных ситуаций современной повседневности стриминговые сервисы предлагают свои подборки. В этом отношении сервис «Яндекс Музыка» можно расценивать в качестве одного из репрезентативных источников, который позволяет определить характерные особенности и «реконструировать» основные черты пользователей цифровых технологий, которые во многом и выступают субъектами культуры современной эпохи. Среди предлагаемых в «Яндекс Музыка» подборок в рамках нашего рассмотрения мы обратим вниманием на два «симптоматичных» для нашего времени раздела: «Плейлисты, подобранные под настроение или по жанру» и «Нейромузыка».
Первый из них «Послушать фоном», в котором предлагаются музыкальные подборки, разделенные по разным видам «Занятий». Среди них выделяется следующий список: «Проснуться», «Бег», «Тренировка», «За рулем», «Путешествие», «Фоновая музыка», «Вечеринка», «Свидание», «Секс», «Заснуть» (рис. 1). По поводу причины выделения в рамках данного сервиса перечисленных «категорий» существования можно выдвинуть как минимум несколько гипотез. 

Рис. 1. «Занятия»

Одна из них будет подразумевать, что данный набор «активностей» современного субъекта культуры основан на каком-нибудь неизвестном для нас и пользователей данного музыкального стримингового сервиса социальном исследовании, но при этом его результаты соответствуют положению дел в окружающей нас действительности, то есть тому, какие реальные современные жизненные ситуации необходимо «меблировать» с помощью той или иной музыки. В таком случае «диапазон» модусов существования субъекта культуры определен создателями сервиса на основании собственного исследования. 
Другая из них будет предполагать, что любой продукт или сервис, созданный в контексте массовой культуры и в ситуации общества потребления, всегда конструируется в целях, которые не содействуют «трансцендентным» устремлениям и развитию духовных качеств человека, а направлены на мирское, профанное или «понятное» для большинства. Тогда сам набор «активностей», с одной стороны, является повторением общепризнанных и универсальных для условно усредненного пользователя цифровых медиа занятий, а с другой стороны, является целенаправленным программированием определенных маршрутов существования в современной культуре. В данном варианте любые отклонения от заданных опций в целом не предполагаются, а сами «активности» детерминированы создателями сервиса. 
Тем не менее вне зависимости от выбора гипотезы очевидно, что данный набор «занятий» уже является достоверной наличностью современной культурной среды и речь скорее может идти о слиянии этих двух гипотез воедино, так как выявить настоящую причинно-следственную связь будет невозможно, как и определить первопричину или «архэ» феномена. Здесь мы остаемся в уже ставшей традиционной при рассмотрении медиапространства модели, согласно которой и человек конструирует медиа, и медиа конструируют человека. Таким образом представляется наиболее обоснованным рассматривать данный набор «занятий» как некий предельный диапазон, который претендует на тотальное обрамление основного спектра повседневных занятий человека (пользователя медиа) в современной культуре. Вместе с этим сам музыкальный сервис содержит в себе музыку разных жанров, в том числе не относящихся к исключительно массовой культуре (от андеграундной музыки разных направлений до классической академической музыки). В связи с этим получается, что вне зависимости от предпочтений слушателя, музыка любого жанра может классифицироваться и распределяться по определенным в стриминговом сервисе «занятиям», которые выступают в качестве искусственно созданных универсалий.
Второй из них «В настроение», в котором содержатся музыкальные подборки, составленные в соответствии с разным «Настроением». Предлагается следующий перечень: «Весеннее», «Мечтательное», «Красивое», «Энергичное», «Крутое», «Радостное», «Расслабленное», «Для влюбленных», «Сентиментальное», «Грустное», «Агрессивное», «Спокойное», «Эпичное», «Мрачное», «Зимнее», «Новогоднее», «Осеннее» и «Летнее» (по состоянию на 23.06.2023) (рис. 2). В данном списке представлены варианты «меблирования» основных эмоций и настроений пользователей сервиса. Продолжая анализировать подборки музыкального стримингового сервиса «Яндекс Музыка» с позиции выявления и изучения актуальных признаков субъектов культуры современной эпохи, можно отметить, что задаваемые опции выбора «Настроений», с одной стороны, целенаправленно редуцируют разнообразие спектра потенциально испытываемых человеком эмоций, с другой стороны, ещё раз свидетельствуют о том, что для взаимодействия с субъектом культуры в рамках медиапространства фактически могут не предполагаться более «тонкие» настройки и дифференциация по набору настроений. Иными словами, сам субъект культуры при выборе подборки в соответствии со своим настроением вынужден встраиваться в предлагаемую систему координат и обусловленные ею описательные практики.

Рис. 2. «Настроения»

В разделе «Нейромузыка» пользователю музыкального сервиса предлагается ещё более скромный набор вариантов для выбора, состоящий из «Спокойствие», «Вдохновение» и «Бодрость» (по состоянию на 23.06.2023) (рис. 3). Согласно новостям официальной пресс-службы компании «Яндекс» в 2022 году три доступных режима «…помогут сфокусироваться на творчестве, учебе, работе, тренировке, чтении и любых других занятиях, которые требуют высокой концентрации» [11]. Также в этой же новости указывается, что «нейромузыка ритмически выверена: в ней нет слов или пауз, которые могли бы отвлечь человека» [11]. Нейромузыка по своей сути является деперсонализированной и дегуманизированной с точки зрения авторства, минималистичной и выверенной с точки зрения музыкального содержания. Удобство, практичность, конкретно определенная функциональность, комфортность и «созвучность» жизненным ситуациям выходит на первое место, что позволяет встроиться в общий повседневный контекст, а фактически способствовать выполнению конкретных целей и задач пользователей цифровых устройств. В связи с этим можно сказать, что сгенерированная музыка играет по-настоящему «меблировочную» роль, становясь «дружелюбным» аудиальным дизайном повседневности, и вместе с этим нацелена на «удовлетворение полезных нужд», о которых 100 лет назад писал Эрик Сати.

Рис. 3. «Нейромузыка»

В рассмотренных случаях мы не затрагивали алгоритмы создания подборок, не изучали их музыкальное содержание, не анализировали их на предмет соответствия идейно-сущностных и содержательных аспектов музыки заданными опциями выбора, не задавались вопросом о целях «меблирования» тех или иных настроений субъектов культуры и ситуаций повседневности, как и многое другое. Тем не менее можно отметить, что задаваемые в музыкальном стриминговом сервисе «Яндекс Музыка» описательные практики в виде классификаций музыкальных подборок окружают цифровую повседневность пользователей новых медиа, а, значит, в любом случае эксплицитно и имплицитно оказывают свое влияние на оформление человеческой жизни и современной культуры в целом. При этом сами описательные практики, с одной стороны, могут демонстрировать актуальную повседневность, поведенческие характеристики и набор сценариев существования субъектов культуры, а с другой стороны, также становиться ключом к анализу конкретных вариантов присутствия пользователей современного медиапространства в культуре.
Эрик Сати выступая с идей «меблировочной» музыки был новатором своего времени и во много предвосхитил минимализм в музыке. Вместе с этим он в значительной степени упростил требования к композиционной сложности музыкального материала по сравнению с его предшественниками, отказался от восприятия музыки как исключительно элитарного произведения искусства и в контексте концепции «меблировочной» музыки обратил свой взор в практическую область оформления окружающей его повседневности. Сегодня мы ежедневно оказываемся свидетелями ситуации, когда цифровое медиапространство участвует в формировании и конструировании «реальной» (внесетевой) жизни субъектов культуры. Повседневные занятия и настроения человека классифицируются и подгоняются под заданные и детерминированные в цифровых медиа образцы. Таким образом, при «меблировании» подобными описательными практиками упрощается и вульгаризируется не только окружающая повседневность, которая, конечно же, не ограничивается набором выше рассмотренных активностей, но и восприятие и понимание человека как сложносочиненной сущности, чья жизнь во многих аспектах обрамляется обусловленными в новых медиа маршрутами существования, но и не ограничивается только ими.  
Среди отечественных музыкальных стриминговых сервисов также популярностью пользуется «VK музыка», который тем не менее ограничивается более «традиционным» функционалом, в рамках которого пользователю предлагается стандартная опция по созданию собственных подборок музыки (плейлиста), возможность прослушивать подборки, созданные алгоритмами сервиса по результатам анализа предпочтений пользователя (VK Mix), а также прослушивать музыку своих друзей из одноименной социальной сети «ВКонтакте» и слушать другие музыкальные тематические подборки. Категоризация тематических подборках сделана в менее упорядоченном формате, в рамках которого, например, предлагаются подборки «Слово мужчинам», «Ни о чем не думать», «Прочь, апатия!», «Вдыхай свежий воздух» и многие другие (по состоянию на 23.06.2023). Тем не менее стриминговый сервис также вызывает исследовательский интерес с точки зрения изучения современной повседневности пользователей цифровых медиа и анализа оформляющих её описательных практик. 
Среди иностранных музыкальных стриминговых сервисов одну из лидирующих по популярности позиций занимает «Apple Music», организация которого по многим параметрам схожа с «Яндекс Музыка». Внутри сервиса в разделе «Музыка по настроению» предлагаются следующие категории: «Хорошее самочувствие», «Концентрация», «Мотивация», «Спокойствие», «Сон», «Меланхолия» и другие (по состоянию на 23.06.2023). В другом разделе «Просто попросите Siri» выделяются следующие подборки: «Можно выспаться», «Готовка с семьей», «Мгновение тишины», «Спа-процедуры», «С той ноги», «С чистого листа» и другие (по состоянию на 23.06.2023). По сути дела, также как и в случае с «Яндекс Музыка» внутри сервиса предлагаются определенным образом заданные варианты оформления и маршруты «меблирования» ежедневной повседневности. 
Здесь же необходимо отметить, что функционал и предлагаемые для пользователей опции в различных музыкальных стриминговых сервисах в своем основании между собой унифицируются согласно общим модным веяниям и трендам в ситуации естественной экономической конкуренции между компаниями, а также борьбы за самый ценный и «дефицитнейший» ресурс современности [12, c. 18] — внимание пользователей цифровых технологий. Поэтому случайные отклонения, например, в виде особенностей оформления каждого отдельного сервиса, в большинстве случаев могут и не предполагать дополнительного исследования, поскольку оно не повлияет на результаты рассмотрения основных характеристик исследуемых феноменов медиапространства. 

Bibreference

International

Romanov, N. A. (2023) «Furniture Music» and «Yandex Music»: to the study of modern human. Culture and technologies studies. Vol. 8, № 3. P. 114-121. Available at:  http://cat.itmo.ru/en/2023/v8-i3/424, DOI: 10.17586/2587-800X-2023-8-3-114-121

Russian GOST 7.0.5 - 2008

Romanov, N. A. «Furniture Music» and «Yandex Music»: to the study of modern human [electronic text] // Culture and technologies studies. 2023. Vol.  8. № 3. P. 114-121. URL:  http://cat.itmo.ru/en/2023/v8-i3/424, DOI: 10.17586/2587-800X-2023-8-3-114-121

DOI
10.17586/2587-800X-2023-8-3-114-121
References
  1. Cvetkovskaja, T.A. (2021). Polifunkcionalnaya model povedeniya sovremennogo slushatelya [Multifunctional model of behavior of a modern listener]. Hudozhestvennaja kultura — [Artistic culture]. No. 3 (38). 128-147.
  2. Majorova, K.S. (2017). Urban sound studies: Novye gorizonty gorodskih issledovanij [Urban sound studios: New horizons of urban research]. Gorodskie issledovanija i praktiki [Urban studies and practices]. No. 4(9). 11-19.
  3. Savchuk, V.V. (2013). Mediafilosofija. Pristup realnosti. [Media philosophy. An attack of reality]. Saint-Petersburg. RHGA Publ. 350 p.
  4. Romanov, N.A. (2017). Reprezentacija klassicheskoj muzyki v sovremennom mediaprostranstve [Representation of classical music in the modern media space]. Kultura i iskusstvo— [Culture and art]. No. 7. 97-104.
  5. Savchuk, V.V. (2013). Fenomen povorota v kulture XX veka [The phenomenon of turning in the culture of the XX century]. Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kultury — [International Journal of Cultural Studies]. No. 1(10). 93-108.
  6. Baranova, I.A. (2011). Audialnaja kultura, ili «Zvuchashhij socium» kak predmet filosofskogo analiza [Auditory culture, or "Sounding society" as a subject of philosophical analysis]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta — [Bulletin of Samara State University]. No. 7 (88). 5-9.
  7. Platon (2007). Sochinenija v chetyreh tomah. T. 3. Ch. 1 [Works in four volumes. Vol. 3. Part 1]. Saint-Petersburg. Saint-Petersburg University Publ. Oleg Abyshko Publ. 752 p.
  8. Shvejcer, Α. (2011). Iogann Sebastjan Bah. Moscow, «Klassika-XXI» Publ. 816 p.
  9. Shpengler, O. (2014). Zakat Zapadnogo mira; Ocherki morfologii mirovoj istorii. Polnoe izdanie v odnom tome. [The decline of the Western World; Essays on the morphology of World History. Complete edition in one volume.]. Moscow, «ALFA-KNIGA» Publ. 1085 p.
  10. Sati, E. (2015). Zametki mlekopitayushchego: Proza. Pisma. Vospominaniya sovremennikov [Notes of a mammal: Prose. Letters. Memoirs of contemporaries]. Saint-Petersburg, Limbakh Publ. 416 p.
  11. V Yandeks Muzyke poyavilas Nejromuzyka (Neuromusic appeared in Yandex Music). Available at: https://yandex.ru/company/services_news/2022/02-08-2022 (accessed date: 23/6/2023).
  12. Bolcz, N. (2011). Azbuka media. [The ABC of Media]. Moscow, «Evropa» Publ. 136 p.
English