1. Введение

Комплексное дизайн-проектирование включает в себя широкий спектр дизайн-разработок, объединенных одним проектом, начиная с разработок знаковых и графических систем и составляющих фирменного стиля, заканчивая представлением проекта в мультимедийной среде. Развитие современных технологий постепенно смещает акцент с печатных носителей к экранному представлению материала в мультимедийном формате. Активное развитие мультимедиа-носителей в выставочной и музейной среде, требует актуализации и адаптации дизайн-проектов для комплексного сопровождения выставочных проектов.

В современном контексте мультимедийная составляющая играет важную роль в дизайне и проектировании музейных и выставочных проектов. Она позволяет создать интерактивные и привлекательные среды, обогащающие опыт посетителей и помогающие им лучше понять и запомнить представленную информацию.

Мультимедийные элементы могут включать в себя различные технологии, такие как аудио- и видеоматериалы, интерактивные экраны, проекции, виртуальную реальность и дополненную реальность. Они могут использоваться для представления исторических фактов, исследований, историй и персональных рассказов, а также для создания впечатляющих визуальных эффектов.

Преимуществами мультимедийной составляющей являются:

  • Интерактивность: посетители могут взаимодействовать с экспонатами и информацией, выбирая интересующие их темы или путешествуя по временным линиям и периодам.
  • Визуализация: мультимедийные элементы позволяют визуально представить сложные концепции и абстрактные идеи, делая их более понятными и доступными для широкой аудитории.
  • Погружение: технологии виртуальной и дополненной реальности позволяют посетителям погрузиться в виртуальные миры или добавить дополнительные слои информации к реальным объектам, создавая уникальные и захватывающие впечатления.

В статье рассматривается опыт разработки комплексных дизайн-проектов с внедрением мультимедийной составляющей, на примере проектов студентов кафедры «Дизайна» СПбГУ в рамках 7 семестра и дипломного проектирования.

2. Опыт комплексного дизайн-проектирования для музейных и выставочных проектов, на примере работ студентов кафедры Дизайна СПбГУ

2.1. Дизайн-проектирование для музеев СПбГУ

В Санкт-Петербургском университете находится один из самых широко известных музеев-квартир — музей-архив Д. И. Менделеева, основанный в 1911 г. на месте бывшей университетской квартиры ученого.

На момент открытия мемориальное собрание Д. И. Менделеева называлось «Кабинет имени Д. И. Менделеева при Императорском Санкт-Петербургском университете». Важно учитывать, что ни один университетский музей не являлся в полной мере общедоступным, даже мемориальный кабинет Д. И. Менделеева, несвязанный непосредственно с учебным процессом, был открыт для посещения только по воскресеньям с 13 до 15 часов за исключением летних месяцев. В 1913 г. его посетило всего 122 человека. Во многие собрания посторонних посетителей допускали только в составе организованных групп или в дни университетских торжественных актов. На данный момент музей также ограничен для свободного доступа.

Дмитрий Иванович Менделеев — русский ученый-энциклопедист, знаменитый химик и профессор Императорского Санкт-Петербургского университета. В служебной квартире на первом этаже Санкт-Петербургского государственного университета выдающийся химик проживал на протяжении 25 лет. Именно здесь был открыт Периодический закон, написан первый российский учебник по химии и собрано огромное количество книг, энциклопедий и «конволют» [1, 2].

Непосредственно в музее-квартире было сделано одно из самых известных открытий — Периодический закон химических элементов. Этим открытием интересуется огромное количество посетителей, которые приезжают в музей специально из разных стран, чтобы узнать историю открытия одного из фундаментальных законов мироздания. В современное время музей также не рассчитан на большое количество посетителей, так как занимает ограниченное пространство и имеет ограниченный доступ. Поэтому была поставлена задача разработать дизайн-проект музея с учетом указанных требований.

В результате в дизайн-проект было решено включить медиа-составляющую, которая дает возможность создать необходимую атмосферу для проведения экскурсий и лекций на тему Периодического закона Менделеева. Дизайн-проект сложился из разработанной векторной графики и анимации. В комплексе это дало возможность решить проблему организации музейного пространства для проведения экскурсионной работы. Медиа-составляющая образно рассказывающая об истории создания таблицы, поиске элементов, который протекал беспрерывно, перетекая из карточной игры в образы и сновидения, преследовавшие ученого, нашла отражение в медиа-ролике.

Проект выполнялся в рамках дипломной работы магистра из КНДР Ван Юйвэй и был опубликован на сайте СПбГУ (URL: https://webdesignprojects.spbu.ru/mdg2_20/wangyuiwei.html).

Основная концепция всего проекта состоит в том, чтобы оживить историю создания таблицы Менделеева в музее, используя актуальные методы мультимедиа-проектирования. Медиа-составляющая проекта занимает доминирующую роль в разработке и рассчитана на трансляцию на медиа-проекторе в входной зоне мемориального музея.

Разработанные графические элементы проекта были вдохновлены научной графикой [3]. Проект условно разделен на три разных стиля, соответствующих разным периодам работы ученого.

Графика, визуально отсылающая посетителя к истории XIX века (время работы
Д. И. Менделеева) (рис. 1).

Рис. 1. Графика 1 части проекта

Элементы графического дизайна XX века (отображение поиска / разработки таблицы Д. И. Менделеевым) (рис. 2).

Рис. 2. Графика 2 части проекта

Создание таблицы химических элементов было условно разделено также на три периода:

1 период. Поиск. Д. И. Менделеев ищет закономерности элементов таблицы.

2 период. Рождение. Появление первых вариантов таблицы.

3 период. Развитие. Постоянное обновление и развитие таблицы элементов в настоящее время.

Графические эффекты с включением анимированной 3D графики использовались как отражение современной визуализации таблицы химических элементов (рис. 3).

Рис. 3. Графика 3 части проекта

Общая хронология анимации состоит из трех вышеуказанных частей временной шкалы. Графика, изменяясь, также образует линейную связь от плоскостной к объемной. Цвет, использованный в проекте, также меняется от простого к более сложному цветовому сочетанию, символизируя непрерывное движение и преобразование времени от прошлого к настоящему.

Разработанный дипломный проект состоит из двух основных частей, что образует комплексный дизайн-проект для использования в пространстве музея:

1. Цифровая часть: анимированный логотип, мультимедийный ролик, анимированное приглашение для электронной почты (рис. 4).

Рис. 4. Анимированный логотип

2. Печатная часть: плакаты и открытки (рис. 5).

Рис. 5. Плакаты для музея-архива Д.И. Менделеева

Плакаты, открытки и приглашения для электронной почты составляют комплексное решение и разработаны как часть графического сопровождения для показа мультимедиа-роликов в музее. Данный проект, посредством актуального внедрения мультимедиа-составляющей, в полной мере отвечает задаче, поставленной музеем. И позволяет реализовать объемный проект в условиях ограниченного пространства музея-квартиры.

2.2. Дизайн-проектирование для ЦПКиО им. Кирова

В течение пяти лет кафедра дизайна Санкт-Петербургского Государственного Университета сотрудничает с ЦПКО им. С. М. Кирова на Елагином острове. Для разработки выбирались разнообразные темы от фестивалей и выставок, до сопровождения музейных экспозиций.

Комплексная разработка должна включать работу над фирменным стилем мероприятия и задействовать как основные печатные носители, так и мультимедийный проект. Работа начинается с анализа и изучения аналогов и всех разработок, созданных для музеев на протяжении последних лет. На основе проведенного анализа, происходит определение целей и задач проектирования, и разрабатывается концепция дизайн-проекта в графике и анимации.

В данной статье рассматривается разработка проекта для Музея художественного стекла, который является структурным подразделением Елагиноостровского дворца-музея. Основу собрания составила коллекция произведений ведущего стекольного предприятия Советского Союза — Ленинградского завода художественного стекла, который прекратил свое существование в 1996 году. Коллекция заводского музея стекла насчитывала около семи тысяч предметов и была размещена в фондохранилище Кухонного корпуса. На основе этой коллекции создан первый в Санкт-Петербурге Музей художественного стекла. Сейчас музей находится в Оранжерейном корпусе Елагиноостровского ансамбля и демонстрирует коллекцию в выставочных залах корпуса. Одним из уникальных экспонатов музея, является стеклянная скульптура Веры Мухиной, на которой был сделан акцент в проекте Степана Петрова (рис. 6).

Рис. 6. Плакаты для музея художественного стекла

В рамках комплексного дизайн-проекта были разработаны плакаты для музея, как в печатном, так и в мультимедийном формате с включением 3D-моделей экспонатов Музея художественного стекла на Елагином острове (рис. 7). Автор проекта совместил 3D-моделирование и анимацию, чтобы показать все грани уникальных экспонатов музея. Такой формат демонстрации экспоната позволил привлечь внимание к отдельным экспонатам музея.

Рис. 7. Мультимедиа для музея художественного стекла

В результате комплексного проектирования мультимедиа-составляющая позволила расставить акценты в многообразии коллекции музея, на экспонатах, к которым было необходимо привлечь внимание посетителя. Наличие мультимедийных экранов в музее, позволит транслировать разработанный проект и расставлять приоритеты при демонстрации коллекции музея.

3. Выводы

Современное оснащение музеев имеет технические возможности для демонстрации мультимедиа-составляющей как в постоянной экспозиции, так и в рамках проведения выставок. Поэтому включение мультимедийной составляющей является востребованным и актуальным для проектов музейной экспозиции. Особенно актуальным внедрение мультимедиа является для музеев, имеющих ограничение в пространстве и доступе к экспозиции.

Мультимедийные элементы позволяют существенно расширить информационную и визуальную насыщенность музея, сделать экспонаты более доступными для широкой аудитории. Поэтому при разработке проектов для музея необходимо включать в проектирование мультимедиа-составляющую, как одну из основных частей комплексного проекта.

Особенно важно учитывать это при разработке и актуализации программ дизайн-проектирования в высших учебных заведениях. На примере опыта дизайн-проектирования в СПбГУ можно проследить, как мультимедиа становится значимой частью комплексного дизайн-проектирования и позволяет расширять возможность внедрения дизайн-проектов в пространство музейных экспозиций, что особенно актуально для небольших музеев с ограниченной зоной экспонирования.

Bibreference

ГОСТ 7.0.5 - 2008

Лапутенко, Ю.В. Мультимедиа-составляющая в дизайн-проектировании музейных и выставочных проектов [электронный текст] // Культура и технологии. 2023. Том  8. Вып. 4. С. 161-167. URL:  http://cat.itmo.ru/ru/2023/v8-i4/448, DOI: 10.17586/2587-800X-2023-8-4-161-167

DOI
10.17586/2587-800X-2023-8-4-161-167
References
  1. Museum of D. I. Mendeleev. Guide. (1975). L. S. Kerov, N. A. Minaev (pres.). Leningrad. Publishing LGU.
  2. Museum-Archive of Dmitry Ivanovich Mendeleev SPbSU. Academic Guide. (2014). I. S. Dmitriev (ed.). Saint-Petersburg. Publishing SPbU.
  3. Mazurs, E. G. (1974). Graphical Representations of the Periodic System During One Hundred Years. Alabama. University of Alabama Press.
English