Введение
Согласно «Методическим рекомендациям по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации высшего образования» (утверждены Министерством науки и высшего образования Российской Федерации 29 декабря 2023 г.), проектная деятельность студентов относится к одному из приоритетных видов деятельности обучающихся в воспитательной системе вузов. Она может иметь творческую, научно-образовательную или практико-ориентированную направленность и характеризуется высоким воспитательным потенциалом, активизирует самостоятельность студентов, способствует их социализации.
Понятие «неформальная проектная деятельность»
Понятие «неформальная проектная деятельность» мы используем по двум причинам. Во-первых, чтобы дистанцироваться от учебной дисциплины с одноименным названием, которая становится частью учебных планов все большего числа вузов, иными словами, «формальной» проектной деятельностью. Во-вторых, чтобы подчеркнуть, что проектная деятельность, осуществляемая в вузах за рамками основного образовательного процесса, может рассматриваться как элемент неформального образования. Проведенное нами исследование показало, что неформальное образование может осуществляться на базе вузов [1, 2, 3].
Характеристики неформальной проектной деятельности как элемента неформального образования на базе вузов
Согласно распространенному мнению [4, 5], к числу основных характеристик неформального образования относятся, в том числе, следующие:
- чаще всего имеет добровольный характер;
- ориентировано на студентов, их персонально значимые цели и потребности;
- включает в себя когнитивные, эмоциональные, социальные и поведенческие элементы;
- может не сопровождаться присвоением квалификации, выдачей документа государственного образца.
Все то же самое, соответственно, характерно и для неформальной проектной деятельности, которая, с одной стороны, поощряется вузами, а с другой стороны, не является для студентов обязательной, и как следствие, ведение этой деятельности требует от инициаторов, преподавателей, других специалистов, вовлеченных в ее реализацию, проработки не только содержательной и методической составляющих (содержания и методов обучения), но и информационной, мотивационной и организационной работы.
Проблема. Цель. Метод
Настоящее исследование посвящено обсуждению проблемы того, какие существуют способы предотвращения полного отсутствия участников на момент начала или минимизации их выпадения из процесса неформальной проектной деятельности, которая, будучи поощряемой вузами, не является для студентов обязательной.
Цель данной статьи — поделиться опытом применения цифровых сервисов и мультимедийных технологий для организации неформальной проектной деятельности студентов вуза, а именно для привлечения, удержания и доведения до результата участников этого процесса.
Основным методом, использующимся в настоящем исследовании, является систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, которая велась нами в ГУАП в сентябре – декабре 2023 года в формате факультативного проектно-ориентированного курса под названием «Студенческая проектная лаборатория «Разработка и реализация проектов в интересах вуза»».
Стадии организации неформальной проектной деятельности
Данный курс был подготовлен1 для работы со смешанной группой студентов (не более 20 человек) и реализовывался в ГУАП с сентября по декабрь 2023 года. Продолжительность курса – 48 ак.ч. аудиторной работы и 22 ак.ч. самостоятельной работы студентов в перерывах между занятиями. Занятия в формате лекционно-практических встреч проводились один раз в неделю по вечерам в пространстве коллективной работы «Точка кипения — Санкт-Петербург. ГУАП». Дизайн курса представлен на рис. 1.
Одна из ключевых и наиболее сложных задач в рамках этого проекта, помимо непосредственно содержательной, методической и технологической проработки курса2, заключалась в привлечении и удержании студенческой аудитории, совместной проектной работе со студентами в течение всего периода его реализации.
Решение этой задачи условно было разбито на несколько стадий:
- информирование студентов о старте курса (первичное информирование проводилось за месяц до старта курса);
- вовлечение, формирование состава участников (осуществлялось в течение трех недель до старта курса);
- регулярное взаимодействие (происходило на протяжении всего периода реализации курса — три месяца).
Цифровые сервисы и мультимедийные технологии, использовавшиеся на каждой стадии неформальной проектной деятельности
Курс был открыт для участия студентов любых годов обучения и направлений подготовки, поэтому для информирования обучающихся ГУАП о его старте было решено использовать официальные каналы вуза в Telegram3 и затем — в VK4, как наиболее читаемые. Помимо новостного освещения, журналистом пресс-службы ГУАП было записано интервью с автором и ведущей курса, освещавшее подробности того, какой проектный опыт имеется у эксперта, разработкой и реализацией каких проектов предполагается заниматься в рамках курса и как будет организован процесс. Записанное интервью было опубликовано на официальной странице ГУАП на платформе Дзен5.
На стадии вовлечения заинтересовавшимся студентам предлагалось зарегистрироваться, заполнив анкету на сервисе Яндекс.Формы. Анкета, помимо вопросов об образовательном профиле, содержала также такие вопросы в адрес студентов:
- Чем, кроме учебы, вы занимаетесь в вузе (например, работа на кафедре, руководство или членство в студенческих объединениях и т.д.)?
- Какой опыт проектной деятельности вы уже имеете?
- Каковы ваши ожидания от участия в лаборатории?
Анализ полученных ответов на эти вопросы позволил выявить степень подготовленности и персональные цели потенциальных участников проекта, а также определить вектор корректировки / доработки содержательной части курса.
Помимо асинхронного общения, на этапе вовлечения было также организовано очное интерактивное мероприятие с участием автора курса и зарегистрировавшихся на курс студентов. Это было сделано для личного знакомства студентов с преподавателем и определения финального состава участников проекта.
Когда состав участников из числа студентов вуза был определен, им было предложено присоединиться к специально созданному чату проекта в Telegram. Необходимость наличия общего чата, объединяющего всех участников (ведущую курса, студентов, а также нескольких представителей администрации вуза) обуславливалась следующими факторами:
- курс реализовывался за рамками учебных планов, поэтому стандартные сервисы информирования о предстоящих занятиях, заданиях и других организационных вопросах были недоступны;
- курс, несмотря на наличие каркаса в виде тем и структуры занятий и дат их проведения, создавался как гибкий и мог быть адаптирован под возможности или запросы студенческой аудитории, а также требований ситуации; все организационные вопросы обсуждались с участниками курса в чате, затем там же в оперативном режиме озвучивались итоговые решения;
- сама по себе работа над проектами предполагала непрерывность процесса, сочетание аудиторной и внеаудиторной работы студентов; наличие общего чата позволяло вовлекать в процесс обсуждения идей и проработки проектных решений не только преподавателя курса, но и коллег — других участников лаборатории и работников вуза;
- участники выразили заинтересованность в том, чтобы презентации к занятиям и методические материалы, необходимые для работы над проектами, были всегда под рукой и выкладывались преподавателем в общий чат.
Еще одним цифровым сервисом, использовавшимся на стадии регулярного взаимодействия в процессе реализации курса, был облачный Яндекс.Диск, он позволил создать модель курса в цифровой среде. Когда дисциплина интегрирована в учебный план, такая модель чаще всего создается на официально используемой вузом платформе LMS (например, Moodle, Blackboard и др.). На Яндекс.Диске, в силу ограниченного числа доступных функций6, использовалась система папок, очередность создания и названия которых помогали отслеживать содержательную логику курса и динамику работы студентов (рис. 2). Так, после каждого занятия в соответствующую папку преподавателем выкладывались наработки, сделанные студентами в ходе аудиторной работы, а студентами к следующему занятию — результаты внеаудиторного выполнения заданий и подготовленные материалы. Наличие такого инструмента позволяло систематизировать материалы, которые находились в работе, а также выявлять дефициты.
В табл. 1 приведена информация об использовании различных сервисов и технологий на разных стадиях организации НПД.
Таблица 1. Применение цифровых сервисов и мультимедийных технологий на разных стадиях организации неформальной проектной деятельности
Стадия организации неформальной проектной деятельности | Период проведения | Название цифрового сервиса / мультимедийной технологии | Цель применения цифрового сервиса / мультимедийной технологии |
Информирование | За месяц до старта курса | Официальный канал вуза в Telegram | Первичное анонсирование курса, ссылка на интервью с автором курса. |
Официальная страница вуза в Дзен | Интервью с автором — подробная информация о курсе. | ||
Вовлечение | В течение трех недель до старта курса | Официальная группа вуза в VK | Вторичное анонсирование курса, ссылка на анкету для регистрации. |
Сервис Яндекс.Формы | Регистрация, определение образовательного профиля, опыта, ожиданий потенциальных участников. | ||
Взаимодействие | В течение всего периода реализации курса: 13.09 – 05.12.2023 | Чат участников в Telegram | Обмен информацией, в том числе размещение презентационных и методических материалов, обсуждение орг. вопросов и проектов. |
Сервис Яндекс.Диск | Модель курса в цифровой среде — система облачных папок с рабочими материалами, воспроизводящая логику курса. | ||
Сервис Яндекс.Телемост, аппаратно-программные средства для организации видеоконференцсвязи | Перевод части очных встреч в смешанный формат — обеспечение участия большего числа студентов. |
Результаты: студенты — участники неформальной проектной деятельности
На стадии информирования на курс зарегистрировалось 22 человека. При этом постоянными участниками лаборатории, посетившими более половины из 12 занятий-встреч, стали 14 человек из разных структурных подразделений университета. Среди них — обучающиеся как инженерно-технических, так и гуманитарных направлений подготовки. Распределение студентов по годам обучения выглядело следующим образом: 2 курс — 7 чел., 3 курс — 4 чел., 4 курс — 2 чел., 6 курс (2 курс магистратуры) — 1 чел.
Образовательный профиль участников проекта представлен на рис. 3.
Почти все студенты, принимавшие участие в проекте, одновременно являлись членами существующих в вузе студенческих объединений и / или совмещали учебу с работой на кафедрах или в других структурных подразделениях университета.
До финала дошли 11 человек, представившие свои проекты руководству, сотрудникам ГУАП и партнерских организаций на завершающем мероприятии.
Результаты: проекты участников неформальной проектной деятельности
Курс был направлен на организацию условий для приобретения студентами опыта разработки и реализации практико-ориентированных проектов по созданию общественно значимых продуктов. Такими продуктами потенциально могли стать материалы аналитического, стратегического, рекламного характера; отдельные события и несколько взаимосвязанных мероприятий, объединенных общей темой и программой; мультимедийные и IT-решения; арт-объекты и инженерно-технические изделия; комплексные продукты. Главное (но не единственное) требование ко всем проектам заключалось в том, чтобы они были направлены на удовлетворение интересов или потребностей какой-либо целевой аудитории в контуре вуза.
В ходе мероприятий курса участниками было сгенерировано девять проектных идей, четыре из них были взяты в работу. В результате были разработаны и прошли пилотную реализацию один индивидуальный и три групповых проекта. Среди них:
- аналитический проект — Концепция создания технологического пространства коллективной работы для студентов и сотрудников ГУАП;
- сервисный проект — Продвижение ресурсов университета среди молодежи;
- событийные проекты: Экомарафон «Зеленая миля» и Цикл мероприятий по нетворкингу и адаптации обучающихся ГУАП.
Заключение
Настоящая статья представляет собой попытку рефлексивного осмысления проблемы вовлечения и удержания студенческой аудитории в течение продолжительного периода реализации неформальной проектной деятельности и той роли, которую может сыграть в этом контексте использование общедоступных цифровых сервисов и мультимедийных технологий.
Как показал опыт реализации в ГУАП факультативного курса «Студенческая проектная лаборатория «Разработка и реализация проектов в интересах вуза»», применение указанных сервисов и технологий не позволяет в полной мере избежать ситуации выхода или ротации участников неформальной проектной деятельности; однако их использование, согласно обратной связи, полученной от студентов-участников проекта, может положительно сказаться на качестве взаимодействия всех вовлеченных сторон. По окончании курса многие участники лаборатории отдельно отмечали высокий уровень вовлеченности преподавателя курса в процесс НПД, что было бы невозможно без использования перечисленного инструментария.
Сноски
- Курс был разработан автором настоящей статьи на основании многолетнего опыта проектной работы автора в Фонде «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» и СПб ГБОУ ДПО «Корпоративный университет Санкт-Петербурга».
- При разработке курса автор руководствовался моделью педагогического дизайна под названием TPACK, которая подразумевает необходимость проработки всех трех составляющих: технологий, педагогических методов и предметных знаний. Согласно TPACK модели, содержание (то, чему учат) и педагогика (то, как преподаватель передает этот контент) должны формировать основу для любой эффективной интеграции образовательных технологий. Этот порядок важен, поскольку внедряемая технология должна передавать содержание и поддерживать педагогику, чтобы улучшить образовательный опыт участников.
- Впервые для студентов ГУАП будет реализован курс «Разработка и реализация проекта в интересах вуза». URL: https://t.me/new_guap/2495
- Курс «Разработка и реализация проекта в интересах вуза». URL: https://vk.com/wall-122496494_71099
- Опытным путём. URL: https://dzen.ru/a/ZMeUHUGigxGDFSGf
- Яндекс.Диск – это облачное хранилище для файлов разных форматов.
Ласкина, И.И. Опыт применения цифровых сервисов и мультимедийных технологий в процессе организации неформальной проектной деятельности студентов вуза // Культура и технологии. 2024. Том 9. Вып. 4. С. 155-162. DOI: 10.17586/2587-800X-2024-9-4-155-162
- Bashirova, E.I. (2016). Rol’ neformal’nogo obrazovaniya v razvitii mezhprofessional’nogo vzaimodeystviya v sfere arhitecturi [Role of non-formal education in the development of interprofessional cooperation in the field of architecture]. Vestnik KazGUKI. No. 4. 146-150.
- Lashkova L.L., Chyuykova I.V., Shants E.A. (2022). Neformal’noe obrazovanie v pedagogicheskom vuze [Non-formal education in the pedagogical higher educational institution]. Kontsept. No. 1. 15-28. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11002.
- Kicherova M.N., Trifonova I.S. (2023). Non-formal education: The review of current studies. The Education and Science Journal. Vol. 25. No. 2. 46–67. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-2-46-67.
- Vlasova O.V. (2016). Social’niye praktiki organizatsii neformal’nogo obrazovaniya studentov [Social practices in organizing non-formal student education]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogitcheskogo universiteta – [Bulletin of Surgut State Pedagogical University]. No. 1 (40). 12-16.
- Johnson, M., Majewska, D. (2022). Formal, non-formal, and informal learning: What are they, and how can we research them? Cambridge University Press & Assessment Research Report. DOI: 10.17863/CAM.110841.