Указанная тематика является весьма дискуссионной в современных цифровых трансформационных реалиях системы высшего образования. Так, в своей статье Л. Г. Пак отмечает в формате задачи для всей системы высшего образования организацию качественно-новых подходов к социализации цифрового поколения обучающихся, при этом указанная задача теснейшим образом перекликается с обеспечением профессиональной подготовки [1, с. 190]. Также Л. Г. Пак обращает внимание на наличие необходимой совокупности отечественной теоретической базы, содержащей фундаментальные концепции социализации обучающихся, которые, полагаем, можно использовать, в том числе, и в рамках формирования цифровой гигиены обучающихся в современной России. Согласимся с позицией автора о необходимости комплексного подхода к решению обозначенной автором проблематики, прежде всего, со стороны заинтересованных субъектов образовательных правоотношений. Методологическим аспектам педагогики в контексте цифровых гуманитарных наук уделяет внимание Е. Г. Гаевская [2, с. 111]. Полагаем, особую значимость и исследовательский интерес будут иметь теоретико-практические разработки междисциплинарного характера, подготовленные на стыке различных наук. Например, в философском аспекте рассматривает цифровую педагогику М. Ю. Гудова [3]. Безусловно, философский подход к обозначенной в статье проблематике необходим, ввиду разрушения в настоящее время у молодежи целостного, системного восприятия, наличия клипизации мышления, а противостоять этому возможно через понимание философских основ цифровой гигиены. Необходимо минимизировать факты подмены у молодежи знаний информацией и мнениями.
Освоение обучающимся образовательной программы осуществляется в формируемой отдельным вузом образовательной среде1, включая электронную информационно-образовательную среду, требования к которой определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами по конкретному направлению подготовки и специальности. Применительно к предмету исследования в данной статье особенностью такой среды является ее цифровой характер. Именно формированию цифровых компетенций уделяется пристальное внимание в настоящее время. В вузах правоохранительной направленности существует специфика операций, осуществляемых с информацией, ввиду отнесения информации к сведениям, составляющим государственную тайну (в соответствии со степенями секретности). Кроме того, сегодняшние обучающиеся вузов правоохранительной направленности — это завтрашние сотрудники правоохранительных органов.
Особый правовой статус всех участников образовательных отношений включает в себя требования по формированию цифровых навыков, которые корреспондируют правам и обязанностям с целью обеспечения безопасного обращения с информацией. В. А. Гусев объективно отмечает факт отсутствия у государственных правоохранительных органов эффективных инструментов профилактики киберпреступлений и совершенно, на наш взгляд, справедливо указывает на актуальность самостоятельного обеспечения личной безопасности [4, с. 103]. Полагаем, уместно судить об информационной безопасности в вузе (в контексте цифровой гигиены) в том числе. Закономерен вопрос о том, кто из участников образовательных правоотношений в наибольшей степени оказывает воздействие на формирование цифровой гигиены в вузе? Однозначно, соблюдение правил цифровой гигиены всеми участниками образовательных правоотношений минимизирует риски возникновения обстоятельств, способствующих совершению преступлений, прежде всего, в цифровой сфере. Отдельным аспектам подобного рода преступлений посвящено исследование Н. В. Летелкина [5].
О распространении цифровых технологий в различных сферах жизнедеятельности, где образование не является исключением, свидетельствуют неутешительные статистические сведения о количестве киберпреступлений в России. Например, за минувшие пять лет количество киберпреступлений выросло в 2,3 раза — с 294 тысяч в 2019 году до 677 тысяч в 2024 году. При этом за последнее время сам характер киберпреступности заметно изменился: специалисты отмечают рост утечек и незаконной коммерциализации персональных данных, а в 2023 году к нему добавилась новая угроза — выросло количество кибератак с целью разрушения информационных систем, а не с целью создания инфоповода или получения выкупа [6].
Участникам образовательных отношений и экспертному сообществу необходимо осознавать, что вектор цифровизации социально ориентирован и важнейшим индикатором выступает кибербезопасность [7]. Сегодня мы уже спокойно можем утверждать, что цифровые технологии — это уникальный механизм для разностороннего развития современной образовательной организации, включая повышение качества образовательного процесса в целом [8]. Вместе с тем, возвращаясь к вопросу о системном воздействии участников образовательных правоотношений на состояние цифровой гигиены в вузе заметим, что ответ кроется в федеральном законодательстве [9]. Так, в ст. 2 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» приведены основные понятия, среди которых «образование» представляется как целенаправленный процесс воспитания и обучения, следовательно, обучающее и воспитывающее воздействие направлено от субъекта к объекту, которым является обучающийся, чей статус в системе образовательных правоотношений, на наш взгляд, достаточно сложен, ведь обучающийся является объектом и одновременно субъектом образовательных правоотношений. К слову, по поводу статуса обучающегося интересная точка зрения у М. В. Кочеткова, который в свое время, уделяя внимание понятийно-категориальному аппарату в теории образования, отмечал некорректность использования понятия «обучающийся» [10]. Считаем, отчасти точка зрения автора актуальна и сейчас. Ведь законодатель, заменив понятие «обучаемый» на «обучающийся», тем самым фактически исключил любого рода воздействие на него, будь то воспитательное или обучающее, а и то, и другое продолжает существовать. Более того, именно в процессе правоотношений формируется необходимая вузу образовательная среда и цифровая гигиена как ее неотъемлемая составляющая.
К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования наряду с иными относят и формирование, и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этой связи особо актуальным представляется вопрос о формировании цифровых компетенций у участников образовательного процесса (преподаватель и обучающийся). Представляется целесообразным сделать это для преподавателей путем изучения методической документации, литературных источников, дополнительного профессионального образования, а для обучающихся — посредством определения ядра учебных дисциплин на уровне федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки и (или) специальности. Помимо указанного обстоятельства стоит исходить из необходимости их реализации профильной кафедрой. Например, в СК России на уровне образовательных программ в ходе подготовки будущих специалистов сформировано ядро учебных дисциплин, позволяющих формировать необходимые цифровые компетенции на базе специально созданной кафедры информационных технологий и организации расследования киберпреступлений.
Во многом цифровые технологии способны оптимизировать работу в образовательных организациях. Представляется, что автоматизация образовательного процесса должна оказывать посильную помощь образовательной организации для достижения поставленных образовательных целей, однако, она требует психологической адаптации участников образовательного процесса к новым технологиям, способам работы, освоению навыков и новых способов безопасной работы с информацией.
Президент Российской Федерации В. В. Путин, уделяя внимание проблемам в области сохранения и укрепления традиционных ценностей определил, что их решение должно осуществляться по ряду направлений, среди которых:
- развитие и совершенствование форм и методов противодействия рискам, связанным с распространением деструктивной идеологии в информационном пространстве;
- совершенствование форм и методов воспитания и образования детей и молодежи в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей [11].
Примечательно, что в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 145 (далее – СНТР) [12], определены векторы долгосрочного научно-технологического развития. СНТР при этом направлена на научно-технологическое обеспечение реализации задач и национальных приоритетов Российской Федерации, где образовательный приоритет, полагаем, является первостепенным, о чем свидетельствуют масштабные изменения в сфере образования с предварительной реализацией пилотных образовательных проектов.
В этой связи отметим, что для реализации СНТР требуется консолидированная позиция применительно к объекту нашего исследования со стороны федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, научно-образовательных сообществ и институтов гражданского общества по созданию благоприятных условий цифровизации образования в целом и цифровой гигиены в частности. Ведь именно находящиеся в руках перечисленных субъектов инструменты должны обеспечивать на должном уровне цифровую гигиену. СНТР является отправной точной для формирования нормативно-правового инструментария, который, считаем, призван стать фундаментом в вопросах цифровизации образования и цифровой гигиены. Высокий темп освоения новых компетенций диктует необходимость разработки методических рекомендаций в вопросах цифровой гигиены участников образовательного процесса, что увеличит эффективность национальных стратегий безопасности, включая информационную.
Наиболее значимым для научно-технологического развития большим вызовом, закрепленным в СНТР, являются как раз новые гибридные внешние угрозы национальной безопасности, в том числе информационные, усиление их взаимосвязи с внутренними угрозами национальной безопасности.
С учетом формирования государственной политики в области образования в условиях больших вызовов требуется именно научное обоснование мер, которые государство и общество должны принять для противодействия возможным угрозам персональных данных в условиях цифровизации образования. Лишь своевременное создание нормативно-методического базиса будет способствовать эффективному противодействию угрозам информационной безопасности в вузах. К слову, ранее нами в одной из статей [8] приводился яркий пример наличия типов публикаций базы данных РИНЦ по цифровизации образования (рис. 1).
Диаграмма достаточно наглядно отражает, что основной площадкой для обсуждения проблем цифровизации образования и вопросов цифровой гигиены как ее неотъемлемой составляющей являются конференции, основной формой подачи материала — статьи. Вместе с тем, в условиях цифровизации образования и стоящими в этой связи задачами, участникам образовательного процесса необходимо обратить более пристальное внимание на то, что методическое обеспечение, как неотъемлемая часть образовательных программ, находится на стартовой позиции, в связи с чем его показатели достаточно малы. Кроме того, цифровая эра требует от участников образовательного процесса концептуально иного подхода к организации самого обучения.
В данной статье автор умышленно не дублировал многочисленные правила цифровой гигиены, которые, безусловно, важны и заслуживают внимания в рамках отдельных исследований.
С учетом изложенного автор полагает, что начинать формировать цифровую гигиену в вузе нужно посредством ресурсного обеспечения, к которому относится соответствующее:
- нормативно-правовое обеспечение;
- кадровое обеспечение;
- финансовое обеспечение; информационное обеспечение;
- научно-методическое и учебно-методическое обеспечение;
- материально-техническое обеспечение.
Сноски
- Под средой в данном случае автор подразумевает совокупность условий, необходимых для обучения, воспитания и развития человека, становления его личности.
Бокарева, Т.С. Цифровая гигиена участников образовательных отношений в условиях цифровизации образования // Культура и технологии. 2024. Том 9. Вып. 4. С. 174-179. DOI: 10.17586/2587-800X-2024-9-4-174-179
- Pak, L.G. (2021). Socialization of the digital generation of student youth in the architectonics of higher education: theoretical and applied aspect. Vestnik of Orenburg State Pedagogical University. Electronic Scientific Journal. No. 1(37). 190-204. DOI: 10.32516/2303-9922.2021.37.16.
- Gaevskaya, E.G. (2019). Pedagogy as a field of digital humanities. Communicology: the electronic scientific journal. 2019. Vol. 4. No 2. 110-120. URL: https://drive.google.com/file/d/1NVeLuCJi-GCIFaPz6tcdHKSfTvi_AaAL/view (accessed date: 12/12/2024).
- Gudova, M.Yu. (2023). Cifrovaya pedagogika kak sostavnaya chast' filosofii obrazovaniya. In Cifrovaya pedagogika: ot didaktiki k pedagogicheskomu dizajnu : sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Konvent — UGI 2023 (Ekaterinburg, 31 marta — 1 aprelya 2023 g.). Ekaterinburg. Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 3-6. URL: http://elar.urfu.ru/handle/10995/127325 (accessed date: 12/12/2024).
- Gusev, V.A. (2022). Digital Hygiene vs. Cybercrime. Psychopedagogy in Law Enforcement. Vol. 27. No. 1(88). 102-108. DOI: 10.24412/1999-6241-2022-188-102-108.
- Letelkin, N.V. (2020). Ugolovno-pravovoe protivodejstvie prestupleniyam, sovershaemym s ispol'zovaniem informacionno-telekommunikacionnyh setej (vklyuchaya set' «Internet»). Monografiya. Moscow. Prospekt. 176 p.
- Kozin, N. (2024). Kolichestvo kiberprestuplenij v Rossii vyroslo v 2,3 raza za pjat' let // Parlamentskaja gazeta. URL: https://www.pnp.ru/social/kolichestvo-kiberprestupleniy-v-rossii-vyrosl… (accessed date: 04/12/2024).
- Bokareva, T.S. (2021). Cifrovizaciya kak trend sovremennogo obrazovaniya. In Globalizaciya i publichnoe pravo : Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 19 noyabrya 2021 goda. Moskva. Rossijskij universitet druzhby narodov (RUDN). 115-126.
- Bokareva, T.S. (2024). Povyshenie kachestva obrazovatel'nogo processa v obrazovatel'nyh organizaciyah Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii putem ispol'zovaniya elementov gejmifikacii. Vestnik Sankt-Peterburgskoj akademii Sledstvennogo komiteta. No. 2(2). 41-48.
- Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 No. 273-FZ (red. ot 28.12.2024) “Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii”.
- Kochetkov, M.V. (2004). Obuchaemye ili obuchayushchiesya? Higher Education in Russia. No. 8. 130-131.
- Ukaz Prezidenta RF ot 09.11.2022 No. 809 “Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej”.
- Ukaz Prezidenta RF ot 28.02.2024 No. 145 “O Strategii nauchno-tehnologicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii”.