За пять лет своего существования Центр мультимедиа Русского музея превратился в своеобразную музейную лабораторию, занимающуюся проблемами цифровой визуализации коллекции музея. Здесь разрабатываются цифровые экспозиции и выставки, изучаются вопросы интерпретации художественных произведений средствами цифровых технологий, создаются мультимедийные фильмы, развивается взаимодействие с современными формами театрального и хореографического искусства, ведется работа по стратегии создания единой цифровой платформы для аккумуляции всех ресурсов, а онлайн-трансляции из Мультимедийного кинотеатра Центра мультимедиа стали уже нормой нашей работы [11].

Накопленный практический опыт, а также определенная теоретическая рефлексия по интерпретации музейного контента средствами цифровых технологий позволили команде Центра мультимедиа разработать онлайн-курс «Создание мультимедиа фильма: от идеи до воплощения» для наших партнеров из Санкт-Петербурга, Ленинградской области и городов России — сотрудников музеев, библиотек, высших учебных заведений и других учреждений культуры (бóльшая часть участников являются нашими партнерами по проекту «Русский музей: виртуальный филиал»).

Специфика курса заключалась в его подготовительном и мотивационном значении для участия в ИЗОмарафоне «Художник и война» 2021. Участие в курсе перерастало в разработку собственного фильма. Проект Русского музея ИЗОмарафон «Художник и война», посвященный Дню Победы, а также формат его проведения — онлайн-трансляция — родился в 2020 году в условиях пандемии в действительно сложной ситуации изоляции, когда только этот формат позволял выразить тему искусства военного времени так широко, убедительно, визуально зрелищно и эмоционально.

Именно эта идеологическая значимость, эмоциональная отзывчивость на участие в проекте, конфликтная тема, дающая разнообразные формы решения побудили нас, сотрудников Русского музея, инициировать ИЗОмарафон 2021 года и предварить его специальным онлайн-курсом.

Что же лежит в основе нашего понимания проблематики музейного фильма? Чем мы хотели поделиться? И как эта концепция повлияла на формирование основных блоков программы? Для выявления некоей определенности, будем отталкиваться от известных понятий. Хотя, надо оговориться, что проблема терминов — одна из самых сложных.

Этот курс не ставил образовательных задач — мы не стремились дать образование для будущей новой профессии, провести оценку знаний, выдать сертификат. Мы, прежде всего, делились своим музейным опытом в этой области, пытались выявить проблемы и способствовать тому, чтобы участники нашего курса задумались над вопросами: как и для чего мы используем технологии, что нам важно донести до нашего зрителя, как подать материал и прочее.

Как подать музейный материал в фильме — казалось бы, эта задача смыкается с распространенным ныне понятием сторителлинга. Какими способами музей может «рассказывать истории» — обсуждаемая тема [4]. Думается, стоит задуматься о специфике этого метода. Сторителлинг — умение рассказывать истории — вырос из приемов и средств искусства и прежде всего, устного и письменного творчества. Сейчас, это одно из выразительных средств в искусстве, стало независимо существующим приемом и, в большей степени, маркетинговым приемом. Если, совсем недавно в общественной жизни эти методы практиковались в сфере политики, ораторского искусства, на религиозной проповеди, в школе учителем при объяснении темы, то теперь — это прежде всего один из важных способов убеждения в различных медиа и брендинга того или иного продукта или фирмы [5, 10].

Сами по себе методы сторителлинга оправданы и действительно приносят результат. Однако стоит отметить, что их принципы, как упоминалось ранее, лежат в сфере выразительных приемов искусства и отсылают нас к многовековой культурной традиции словесного творчества.

Признанный исследователь фольклора В. Я. Пропп в 1928 году выпустил знаковое для XX века исследование «Морфология волшебной сказки», в которой смог выделить структурные элементы сказки, алгоритм, по которому строится любая сказка. Эти элементы следующие: завязка, приход Антагониста, который уносит мир, наступление беды, затем появляется Герой, который начинает противодействовать злу, Герою встречается Волшебный помощник, дающий ему некое волшебное средство, происходят различные перипетии, Герой оказывается в ином мире, происходит Борьба Героя и Антагониста, Враг наказывается, и после развязки наступает свадьба, мир, спокойствие. Все это нанизано на единый стержень, состоящий из поступков или функций действующих лиц [9].

Подобное построение свойственно любой сказке, и именно оно гарантирует эмоциональное восприятие и понимание ее слушателем или зрителем. Все эти элементы сказочного построения, идущие из глубины веков, затем наследуются последующей литературой в построении композиции, а теперь как приемы используются сторителлиннгом (сообщение, персонаж, конфликт, сюжет, построенный на конфликте). Современные исследователи сообщают, что алгоритм волшебной сказки, описанный В. Проппом, используется и сценаристами Голливуда при создании фильмов [2, с. 28].

В нашем курсе мы не рассказывали о принципах сторителлинга, хотя, конечно, приемы построения композиции, контраст — наиболее выразительное ее средство, законы литературного, драматургического и кинематографического произведения, которые укоренены в традиции, используются нами. И здесь стоит сказать об отличии от кино. Кинематограф — это искусство, каждый кадр выстроен по законам композиции, монтаж дает композицию целого фильма. Многое из этой специфики есть в музейном фильме: и какая будет у вас динамика кадров, и как вы сделаете монтаж видео, и как вы выстроите кадр в сцене интервью.

Однако если фильм относится к искусству кинематографа, движущейся картинки, то музейный фильм ни в коем случае не должен забывать о том, что мы будем говорить о статичных изображениях, которые превратим в видео, в длящуюся картинку, и эту трансформацию мы должны обосновать нашим сюжетом, нашим пониманием произведения искусства — почему мы именно так «движемся» по картине, почему мы фрагментируем, и как мы сопоставляем фрагменты, и так далее (рис. 1). Конечно, в наш фильм мы, возможно, включим видео (видео по экспозиции или сцену интервью и др.), но, тем не менее, центральный фокус музейного фильма — произведение искусства, картина, графический лист, время которого замкнуто рамой, картинной плоскостью. Мы выразим свое понимание этого произведения с помощью сценария и монтажа, но доминировать должно все же САМО ПРОИЗВЕДЕНИЕ, авторский замысел его творца, то, что нам предстоит раскрыть.

Рис. 1. Пример работы со статичным изображением в музейном фильме. Видео

Поэтому вторым аспектом, который хочется подчеркнуть, является прежде всего, то, что фильм больше «озабочен» авторской передачей того или иного художественного образа, которые выражают сценарист и режиссер, а фильм о музейных предметах призван говорить о произведении(ях) искусства, и его задача — РАСКРЫТИЕ уже заложенных СМЫСЛОВ произведения через специально построенный сюжет. Мы ни в коем случае не должны забывать о сложной и длинной истории, уже заключенной в работе.

Если вспомнить исследования Э. Панофского, то смысл изображения раскрывается прохождением вглубь от плана к плану — от сюжета, его иконографии, к погружению в мир обычаев и традиций с их символами и аллегориями, и затем к раскрытию внутреннего смысла через понимание того, почему именно эти образы были выбраны творцом, как они интерпретируются, учитывая личность художника, эпоху, философию. Эта система приведена здесь, чтобы дать представление о сложности смысловой нагрузки, уже заложенной в произведении искусства, о котором мы собираемся сделать фильм [8, с. 43–57].

Очертив круг проблем создания музейного видео, обратимся к идеологии проекта.

Русский музей как крупнейший музей национального искусства, хранитель памяти и традиции, инициировал проект ИЗОмарафон «Художник и война». Память о Великой Отечественной войне генетически наследуется от поколения к поколению, это потрясение, которое лежит в основе мировоззрения многих и многих поколений и в том числе, художников. В коллекции музея хранится целый корпус графических и живописных работ, созданных как во время войны, так и позднее, но посвященных этой теме. Особенную актуальность приобретают именно те вещи, которые были созданы в тот период или теми художниками, которые сами воевали, или жили в условиях военного времени. Зачастую это совсем небольшие листы, с неровными краями, но они насыщены необыкновенной энергией. Эти графические работы, альбомы — сложны для экспонирования, и иногда цифровой формат показ — единственно возможный. Сюжеты, выросшие из конкретных произведений и разработанные сотрудниками Русского музея для ИЗОмарафона, обладали исследовательской глубиной и новизной.

Какой был взгляд художника на происходящее, почему кто-то создавал практически репортажные зарисовки, а кто-то работал декоративно, изысканно, писал на сказочные или исторические сюжеты? Как физиология изможденного дисторофичного художника блокадного Ленинграда влияла на его творчество? Художник и война — тема полемичная [1].

Эта конфликтность ситуации была положена в основу нашей концепции ИЗОмарафона «Художник и война». Конфликт, который заключен в основе темы «Художник и война», позволял мотивировать участников курса отказаться от стандартного, линейного построения темы, а сразу заложить в основу своего будущего фильма конфликт, что способствовало бы бóльшей зрелищности и эмоциональности воздействия. По сути дела, проект включал две большие взаимосвязанные части: программа связывала воедино практическую сторону с идеологической. Это очень важное качество проекта, так как здесь форма (как сделать фильм) и содержание (о чем, на каком материале, по какому сценарию) соединились в единое целое (рис. 2).

Рис. 2. Фрагмент фильма. Вера Зенькович. Блокадный альбом (Русский музей, 2021). Видео

Сейчас нет недостатка в обучающих курсах, как сделать красивые планы, как грамотно проводить монтаж видео, какая композиция кадра предпочтительнее, как снять сцену интервью и пр. Однако, думается, все рассуждения сводятся к презентации коллекции или какого-либо музейного объекта, а презентация — это прежде всего средство прорекламировать, «продать» свой продукт. И хотя естественно музей не должен закрывать глаза на изменившееся восприятие современного человека в обществе, тем не менее, музей обладает своей миссией, отличной от рекламных компаний и торговых центров.

При сохранении всех акцентов зрелищности, конфликтности, которые завладевают восприятием современного зрителя, мы настаивали на серьезности, исследовательской глубине и значимости раскрытия темы: от проблемы к исследованию художественного материала и качественной художественной его подаче. Таким образом, курс обладал подлинной музейной спецификой.

Приведу фактическую информацию, как все происходило и что получилось в результате.

Онлайн-курс «Создание мультимедиа фильма: от идеи до воплощения» состоял из нескольких последовательных блоков, которые отвечали нашему видению создания ресурса и практике работы:

  • Концепция проекта ИЗОмарафон «Художник и война»;
  • Как снять свой материал?
  • Разработка сценария будущего фильма;
  • Установка программного обеспечения;
  • Работа в графическом редакторе;
  • Работа в аудио-редакторах;
  • Правовые аспекты использования изображений и музыки;
  • Изучение программ по монтажу видео. Теоретические аспекты монтажа компьютерного фильма по искусству;
  • Завершение работы над ресурсом.

Курс в целом состоял из 16 видео занятий, которые выкладывались на странице для участников в определенный день и которые они могли затем освоить в удобном для себя режиме. Кроме того, мы провели 7 онлайн-консультаций, когда мы могли обсуждать возникшие вопросы вживую [6].

Как можно увидеть из программы, от объяснения концепции проекта мы переходили к практическим навыкам по фото и видео съемке. Затем следовало три онлайн-занятия по написанию сценария. Здесь мы делились опытом уже созданных командой Центра мультимедиа фильмов, обсуждали процесс разработки ресурса, который готовился нами к ИЗОмарафону. Рассказывали о музейной специфике видеоконтента. Особое внимание мы уделили общению с участниками курса онлайн — обсуждали темы и старались совместно выявить конфликт, который будет лежать в основе их будущего сюжета. Затем по логике процесса мы переходили к изучению технологий и программ, необходимых для осуществления замысла. Мы не ставили своей задачей дать образовательный курс по графическому или видео-редактору: мы выявляли те моменты, которые являются ключевыми при создании мультимедийного фильма и рассказывали, как это можно сделать.

По завершении курса мы провели итоговую консультацию, и у участников курса оставалось время для завершения своих ресурсов.

Одновременно с проведением курса сотрудники Русского музея разрабатывали фильмы по материалам коллекции, работали над общим стилем, координировали курс, консультировали коллег-участников, готовили все фильмы к онлайн-трансляции.

Результатом проведенного курса стали созданные нашими партнерами фильмы, которые были показаны из Центра мультимедиа во время онлайн-трансляции. Участники курса отталкивались от своего «локального» материала и провели большую исследовательскую работу. Например, участники из города Кириши [Фильмография, 10], возможно, впервые так широко представили фронтовое творчество художника Николая Дулова — его рисунки, выполненные в Киришах, где он воевал, и более поздние картины, созданные уже после войны. Новизна материала заключалась как в показе мало известного зрителю материала, так и в исследовательской работе, проведенной авторами по выяснению фактов жизни Н. Дулова, особенностей его личности. Кроме того, фильм показывает через военные рисунки Дулова те места Кириши, которые были уничтожены во время боев, а теперь они появляются в кадре в современном их облике, в виде памятников погибшим солдатам. Такую же историю «своего» художника, уроженца их города подняли и коллеги из Чебоксар [Фильмография, 9], представив творчество художника Ореста Филиппова. Неизвестные материалы по истории Изостудии в Тамбове [Фильмография, 14] по дневникам Вячеслава Гроздова были визуализированы коллегами из Тамбова. Авторы из Донецкого художественного музея [Фильмография, 13] актуализировали тему войны, показывая в своем фильме работы художника Бориса Вакса, художника, прошедшего Великую Отечественную войну, и Мелика Агабекяна, современного живописца, который оказался волею судеб свидетелем военного конфликта в Донбассе. Среди важных тем, прозвучавших в фильмах — как война повлияла на сложение художественного видения начинающего художника — это фильмы о Элии Белютине (Тверская картинная галерея) [Фильмография, 8], Владимире Старове (Гимназия № 209, Санкт-Петербург) [Фильмография, 11], Елене Марттила (Русский музей) [Фильмография, 5] (рис. 3).

Рис. 3. Кадры из мультимедийных фильмов участников онлайн-курса

Коллеги из Военно-медицинского музея (Санкт-Петербург) [Фильмография, 12], Ярославского художественного музея и Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического музея-заповедника [Фильмография, 17] присоединились к нашей программе позже.

Перечислю все фильмы, подготовленные в рамках курса:

  • Борис Сергеевич Угаров. «Ленинградка в 41-м году». «Путь к самому себе». Академия музыки им. Е.Образцовой. Санкт-Петербург;
  • Война глазами Элия Белютина. Тверская областная картинная галерея. Тверь;
  • Судьба художника Ореста Филиппова. Культурно-выставочный центр «Радуга». Чебоксары;
  • Николай Дулов. «Я рисовал мгновения войны». Дворец культуры. Кириши;
  • «Искусство дает людям крылья…». Художник В. Старов. Гимназия № 209, Санкт-Петербург;
  • Эхо блокады. Ленинград глазами Амшея Нюренберга. Неизвестные работы художника из собрания Военно-медицинского музея. Военно-медицинский музей. Музей медицины России и военно-медицинской службы. Санкт-Петербург;
  • Дети войны в работах Бориса Вакса и Мелика Агабекяна. Донецкий республиканский художественный музей. Донецк;
  • Читая дневники Вячеслава Гроздова. Изостудия в Тамбове в годы войны. Тамбовский областной краеведческий музей. Мемориальный дом-музей архиепископа Луки. Тамбов;
  • Его великая война. Е. А. Ноздрин — художник-фронтовик. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи. Саранск;
  • Фронтовой блокнот Бориса Ивановича Французова. Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник. Усть-Каменогорск;
  • Художник и война. Василий Верещагин. Ярославский художественный музей. Ярославль;
  • Константин Рудаков: «Уметь оторваться от земли». Государственное бюджетное учреждение культуры Ленинградской области «Музейное Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей агентство», Тихвин;
  • Художник Константин Леонидович Буторов. Музей изобразительных искусств. Петрозаводск.

Русский музей подготовил к трансляции ИЗОмарафона шесть фильмов разных жанров. Впервые так полно были показаны фронтовые рисунки художника Павла Кондратьева [Фильмография, 2], листы альбома «Блокадный трамвай» Веры Зенькович [Фильмография, 1], о их творчестве говорили исследователи — научные сотрудники Русского музея (Н. М. Козырева, Л. М. Вострецова). Один из фильмов освещал выставку работ Ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны, которая продемонстрировала всей стране то, что происходило в блокадном Ленинграде [Фильмография, 3]. Сотрудники Центра мультимедиа в своем фильме об издании «Атлас переливания крови» [Фильмография, 4], подготовленного в самые сложные годы блокады и иллюстрированного В. Конашевичем, А. Пахомовым, Я. Николаевым, В. Измайловичем и другими, исследовали тему взаимопроникновения искусства и физиологии, положения художника на грани. Искусство спасало истощенных врачей, а художники спасали врачей-дистрофиков. Фильм был разработан в сотрудничестве с Российским научно-исследовательским институтом гематологии и трансфузиологии (рис. 4).

Рис. 4. Кадры из мультимедийных фильмов, подготовленных Центром мультимедиа Русского музея

Итогом программы стали подготовленные фильмы и онлайн-трансляция из Центра мультимедиа, которая состоялась 8 мая 2021 года. Ее можно было посмотреть на сайте Русского музея, в социальных сетях и медиапортале Русского музей, на Youtube-канале «Виртуальный Русский музей» и на портале Культура.РФ. В настоящее время проект доступен также на отдельном сайте [3].

Трансляция длилась чуть более 222 минут, общий объем информации: 15,5 Гб. Файлы были подготовлены в формате mp4 c разрешением 1920х1080.

Программа курса достигла своих результатов: она сформировала общую идеологию разработки музейного фильма, заложила перспективы на дальнейшее (у нас уже в работе новые материалы и обсуждение планов с партнерами), сформировала определенную методическую базу на местах (коллеги погрузились в проблематику создания музейного цифрового контента и получили схему, по которой можно развиваться).

Bibreference

International

Rudenskaya, M.V. (2021) Online Course on Developing of Digital Museum’s Content: Ideology and Practice. From the Experience of the Multimedia Centre of the Russian Museum Activities (Service “The Virtual Russian Museum”). Culture and technologies studies. Vol. 6, № 3. P. 159-168. Available at:  http://cat.itmo.ru/en/2021/v6-i3/287, DOI: 10.17586/2587-800X-2021-6-3-159-168

Russian

Rudenskaya, M.V. Online Course on Developing of Digital Museum’s Content: Ideology and Practice. From the Experience of the Multimedia Centre of the Russian Museum Activities (Service “The Virtual Russian Museum”) // Culture and technologies studies. 2021. Vol.  6. № 3. P. 159-168. DOI: 10.17586/2587-800X-2021-6-3-159-168

DOI
10.17586/2587-800X-2021-6-3-159-168
References

 

  1. Biruikova, S.V. IZOmarafon. Hudozhnik i vojna [ART Marathon. An Artist and War]. Intermuzej 2020. Jermitazhnaja Akademija. Pamjat' o vojne v muzejah razlichnogo napravlenija — [Intermuseum 2020. The Hermitage Academy. Memory on war in the different museums]. Available at https://rusmuseumvrm.ru/data/events/2020/05/obschee._izomarafon_hudozhn… (accessed date: 10/06/2021).
  2. Eremina, V.I. (2021).  V.Ja. Propp – vzgljad v budushhee [Vladimir Propp – a look into the future] // Propp, V.Ja. Morfologija volshebnoj skazki [ Morphology of the tale]. 3-29.
  3. ART marathon. “An Artist and War” 2021. Available at https://cm.rusmuseumvrm.ru/art_marathon (accessed date: 10/06/2021).
  4. Kachurovskaja, D., Vasil'eva, P. Muzej kak rasskazchik. Mul'timedia, kommunikacii, storitelling (Museum as a storyteller. Multimedia, communications, storytelling). Available at http://mmbook-hse.ru/books/27/sections/198/ (accessed date: 10/06/2021).
  5. Kuzovenkova, A.I. Storitelling kak novaja mediatehnologija (Storytelling as a new media technology)/ Available at https://cyberleninka.ru/article/n/storitelling-kak-novaya-mediatehnolog… (accessed date: 10/06/2021).
  6. Kurs «Sozdanie mul'timedia fil'ma: ot idei do voploshhenija» (Creation of a multimedia film: from an idea to the realization” course). Available at https://rusmuseumvrm.ru/data/events/2021/02/obschee._kurs_sozdaem_svoy_… (accessed date: 10/06/2021).
  7. Onlajn-seminar “Snimaem o kul'ture – kak sdelat' krasivyj kadr”(Online seminar “Making film on culture – how to make a beautiful shot”. Available at: https://vk.com/videos-201964058?list=beaee5300bc18e86d0&z=video-2019640…
  8. Panofskij, Je. (1999).  Smysl i tolkovanie izobrazitel'nogo iskusstva. Stat'i po istorii iskusstva [Meaning of the Visual arts]. St.Petersburg. Gumanitarnoe agentstvo «Akademicheskij proekt» Publ. 400 p. 
  9. Propp,V.Ja. (2021). Morfologija volshebnoj skazki [ Morphology of the tale]. St. Petersburg. Piter Publ. 256 p.
  10. Simmons, A. (2013). Storitelling. Kak ispol'zovat' silu istorij [Storytelling. How to use the power of stories].  Moscow. Mann, Ivanov i Ferber Publ. 272 p.
  11. Centr mul'timedia Russkogo muzeja [The Multimedia Centre of the Russian Museum]. Available at https://rusmuseumvrm.ru/centr_multimedia/index.php (accessed date: 10/06/2021).

Filmography

  1. Vera Zen'kovich. «Blokadnyj tramvaj» (Russkij muzej, 2021)
  2. Pavel Mihajlovich Kondrat'ev. «Risovat' kak letopisec» (Russkij muzej, 2021)
  3. Vystavka rabot Leningradskih hudozhnikov v dni Velikoj Otechestvennoj vojny (Russkij muzej, 2021)
  4. Atlas perelivaniya krovi. Kak mediki i hudozhniki sozdavali «Atlas perelivaniya krovi» (Russkij muzej, 2021)
  5. Elena Oskarovna Marttila. «Iskusstvo kak zhiznevyrazhenie...» (Russkij muzej, 2021)
  6. Aleksej Fedorovich Pahomov. Estamp «V detdome». Istoriya sozdaniya (Russkij muzej, 2021)
  7. Boris Sergeevich Ugarov. «Leningradka v 41-m godu». «Put' k samomu sebe» (Akademiya muzyki im. E.Obrazcovoj. Sankt-Peterburg, 2021)
  8. Vojna glazami Eliya Belyutina (Tverskaya oblastnaya kartinnaya galereya. Tver', 2021)
  9. Sud'ba hudozhnika Oresta Filippova (Kul'turno-vystavochnyj centr «Raduga». CHeboksary, 2021)
  10. Nikolaj Dulov. «YA risoval mgnoveniya vojny» (Dvorec kul'tury. Kirishi, 2021)
  11. «Iskusstvo daet lyudyam kryl'ya…». Hudozhnik V. Starov (Gimnaziya № 209. Sankt-Peterburg, 2021)
  12. Ekho blokady. Leningrad glazami Amsheya Nyurenberga. Neizvestnye raboty hudozhnika iz sobraniya Voenno-medicinskogo muzeya (Voenno-medicinskij muzej. Muzej mediciny Rossii i voenno-medicinskoj sluzhby. Sankt-Peterburg, 2021)
  13. Deti vojny v rabotah Borisa Vaksa i Melika Agabekyana (Doneckij respublikanskij hudozhestvennyj muzej. Doneck, 2021)
  14. CHitaya dnevniki Vyacheslava Grozdova. Izostudiya v Tambove v gody vojny (Tambovskij oblastnoj kraevedcheskij muzej. Memorial'nyj dom-muzej arhiepiskopa Luki. Tambov, 2021)
  15. Ego velikaya vojna. E.A.Nozdrin – hudozhnik-frontovik (Mordovskij respublikanskij muzej izobrazitel'nyh iskusstv im. S.D.Er'zi. Saransk, 2021)
  16.  Frontovoj bloknot Borisa Ivanovicha Francuzova (Vostochno-Kazahstanskij oblastnoj arhitekturno-etnograficheskij i prirodno-landshaftnyj muzej-zapovednik. Ust'-Kamenogorsk, 2021)
  17. Hudozhnik i vojna. Vasilij Vereshchagin (YAroslavskij hudozhestvennyj muzej. YAroslavl', 2021)
  18. Konstantin Rudakov: «Umet' otorvat'sya ot zemli» (Gosudarstvennoe byudzhetnoe uchrezhdenie kul'tury Leningradskoj oblasti «Muzejnoe Tihvinskij istoriko-memorial'nyj i arhitekturno-hudozhestvennyj muzej agentstvo». Tihvin, 2021)
  19. Hudozhnik Konstantin Leonidovich Butorov (Muzej izobrazitel'nyh iskusstv. Petrozavodsk, 2021)
English