Ризоморфность современной цифровой культуры влияет на характер репрезентации города, современной городской культуры, а также памятников прошлого в виртуальном пространстве, и, как следствие, на конституирование образа города в сознании современного человека. Вместе с интенсивным развитием цифровых технологий и их распространением на все сферы человеческой деятельности, и особенно в контексте проблем, которые поставила перед обществом пандемия 2020 года, происходит трансформация нашего взгляда на город, его прошлое, настоящее и будущее.
Настоящий сборник статей сформирован на основе научных докладов, подготовленных к конференции «Digital краеведение 2020», которая проходила 11 декабря 2020 года и была посвящена цифровой трансформации методов изучения и репрезентации локальной истории. Это была первая научно-практическая конференция с таким названием, организованная Международным центром цифровых гуманитарных исследований Университета ИТМО (DH Center), нацеленная на рассмотрение широкого круга теоретических проблем и практических подходов в их разрешении, основанных на цифровых технологиях и междисциплинарных методах исследований городского культурного ландшафта.
Мотивацией к проведению этой конференции послужили собственные проектные и исследовательские интересы организаторов. DH Center на протяжение последних двух лет работает над масштабным проектом «St.Retrospect», нацеленном на создание цифровых инструментов для систематизации разрозненных краеведческих данных о Санкт-Петербурге на основании связей историко-культурных топонимов, персоналий и текстов и их визуализации на интерактивной карте. Данный проект стал попыткой создать единую полномасштабную онлайн-платформу, способную стать полем, в котором гуманитарное знание о Петербурге, выраженное в мета-тексте объединяется с городскими локациями в единый цифровой культурный ландшафт. На базе собранных данных также ведётся разработка игрового мобильного приложения «Que.St», объединяющее базу данных проекта «St.Retrospect» с техникой сторителлинга и игровыми механики квеста, сбора карточек исторических персонажей и достижений.
С самого начала работы над проектом команда с разной степенью успешности предпринимала попытки обратиться к помощи культурных институций в сборе и подготовке источников, а также в осуществлении отдельных кейсов в рамках разрабатываемых платформ: например, совместно с Музеем городской скульптуры был подготовлен кейс «Чайковский в Петербурге», а Государственный музей истории религии любезно предоставил нам данные для создания тематической подборки «Религиозный Петербург».
Параллельно с работой над проектом аккумулировалась информация об аналогичных инициативах: портале «Мир Петербурга» и хронокарте районов города, разработанных Центром петербурговедения ЦГПБ им. В.В. Маяковского, проекте «Педаль сцепления с реальностью», а также краеведческих проектах, которые осуществляются на базе ИТМО, в частности на Факультете Технологического Менеджмента и Инноваций. В то же время ощущалась явная нехватка сторонних экспертных мнений о нашем проекте и открытой дискуссии относительно методов репрезентации сложных и разноформатных краеведческих данных и платформы, на которой такая дискуссия могла бы развернуться. Таким образом, основной идеей и нашей целью, как организаторов, было создание пространства для рефлексии и открытых научных дискуссий на тему цифрового преломления взгляда на город и его историю, новых подходов к репрезентации краеведческих данных, обсуждения краеведческих цифровых проектов, находящихся в процессе разработки и уже реализованных.
Участники профессионального и любительского краеведческих сообществ живо откликнулись на приглашение установить диалог между историками, урбанистами, культурологами и другими учеными, изучающими город и процессы цифровой трансформации. Конференция прошла в виде двух параллельных секций и круглого стола «Краеведение в эпоху digital: новые вызовы и поиск решений». В сборник вошли 6 избранных статей, отражающих научную и практическую насыщенность мероприятий конференции, которая позволила обобщить и систематизировать представления о возможностях цифровых инструментов в приложении к малоформализованным и разноформатным культурологическим и историческим данным.
Статья Е. В. Смолиной является попыткой отрефлексировать вопросы, связанные с освоением библиотеками виртуального пространства и подумать о практических решениях для цифровой репрезентации краеведческих данных. На примере моделирования электронного ресурса «Петербурговедение» автор предлагает алгоритм создания масштабируемой коллекции национальной памяти на базе электронной библиотеки.
Работа Л. Б. Краевой посвящена репрезентации локальной истории в социальных сетях. Л. Б. Краева анализирует цифровые образы объективной и субъективной историй микрорайона «Форель». Выстраивая своё исследование вокруг яркого примера трансформации коммеморативных практик в виртуальном пространстве, статья приводит читателя к выводу, что виртуальные сообщества посвящены в большей степени эмоционально заряженной рефлексии над историей и эстетикой микрорайона, чем актуальному решению социальных проблем.
Исследование, представленное в статье Г. П. Жирковой, Д. А. Мартыновой и А. А. Смолина направлено на сохранение и подготовку к реставрации особняка П. С. Строганова. Практическим результатом исследования стала 3D модель интерьеров особняка. Опираясь на полученные визуальные материалы и проведенные исследования, авторы показывают значение цифровых технологий для реконструкции памятников историко-культурного наследия, демонстрируя дальнейшие возможности для их использования.
В статье Е. А. Новохацкой, посвященной анализу памятников и мемориалов в городском пространстве, предпринята попытка переосмысления герменевтического контекста памятников. Автором поднимается актуальная, на наш взгляд, проблема «мемориального конфликта» и справедливо подчеркивается важность разделения исторического и мемориального дискурсов. В заключительной части статьи предложен оригинальный подход к репрезентации мемориального и исторического контекстов памятников.
Исследование, представленное в статье Н. А. Маткина направлено на определение содержания и структуры образа города (на примере Перми) в общественном сознании его жителей посредством машинного анализа комментариев в социальных сетях. Автор достаточно подробно описывает инструментарий с обоснованием выбранных методов и предпринимает довольно удачную, на наш взгляд, попытку интеллектуального обобщения полученных результатов.
Статья Е. В. Королевой посвящена исследованию возможностей персонификации пользовательского опыта в туристических приложениях. За концептуальную основу решения проблем машинного обучения взяты стили обучения типа ВАК (VAK). Предложенное в статье решение может стать удачным примером разрешения проблем типовых обезличенных туристических программ.
Столь широко обозначенная тематика позволяет надеяться, что сборник до некоторой степени репрезентирует актуальный тематический репертуар, стиль научной и методологической рефлексии над современными проектами на стыке краеведения и информационных технологий, а также наблюдения за конструированием локальной истории и идентичности в новых медиа.
Редакторы выпуска
А. А. Пучковская, доцент факультета ИМРиП, директор Международного центра цифровых гуманитарных исследований Университета ИТМО, руководитель УМС по направлению подготовки «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» ФУМО ВО по УГСН 45.00.00 Языкознание и литературоведение
Л. В. Зимина, младший научный сотрудник Международного центра цифровых гуманитарных исследований