С середины XX века в капиталистических странах быстрыми темпами развивается аттракционная промышленность. Годовые прибыли фирм от производства, продажи и эксплуатации игровых автоматов оценивались в миллионы долларов. Лидирующую позицию занимали США, где на 1973 год действовало около 150 специализированных фирм, производящих аттракционы. К примеру, крупнейшая американская фирма «Bally», увеличила свой доход в 1971 году по сравнению с 1970 годом с 33,5 млн долларов до 40,5 млн долларов, то есть годовой прирост капитала составил 21%. Финансовая эффективность игровых автоматов стала ясна еще в то время, когда они были в основном механическими [1].
На этом фоне в 1969 году Постановлением Совета Министров СССР была развернута работа по налаживанию производства отечественных парковых аттракционов и игровых автоматов. Для изучения мировой промышленности аттракционостроения в 1970 году делегация Министерства культуры СССР посетила производства и парки аттракционов Японии [2], ФРГ [3] и США [4]. Целью поездок было ознакомление с зонами отдыха, аттракционами, оборудованием парков и их эксплуатацией, с заводами-изготовителями аттракционов, производственным оборудованием и номенклатурой выпускаемой продукции. Впоследствии отечественная аттракционная промышленность во многом опиралась на опыт, полученный в этих поездках.
Для изучения рентабельности игровых автоматов в СССР летом 1970 года были организованы гастроли двух чешских Луна-парков в Сочи, Минске и Дубулты, и открыт зал игровых автоматов в павильоне «Времена года» в московском ЦПКиО им. Горького. Эксплуатация аттракционов показала их популярность среди советского населения, перспективность развития отрасли и ее высокую маржинальность [2].
Зарубежные поездки дали возможность отобрать наиболее интересные экспонаты для иностранной специализированной выставки современных аттракционов «Аттракцион-71» (Рис. 1). Выставка была организована Министерством культуры СССР и Всесоюзной торговой палатой и проходила с 10-31 августа 1971 года в Москве в ЦПКиО им. Горького и Измайловском парке. Экспонентами выступили 50 фирм из 11 стран. Бельгия, Великобритания, Италия, Лихтенштейн, Нидерланды, США, Франция, Финляндия, ФРГ, Швеция, Япония показали на выставке 50 современных аттракционов и 180 игровых автоматов. За время работы выставки ее посетило 2,5 млн человек [5, 6, 7, 8]. Все аттракционы ФРГ были закуплены Министерством культуры СССР и в 1972 году прошли экспериментальную эксплуатацию в Москве, Ленинграде, Киеве, Баку и Тбилиси [3].
В 1969 году при Министерстве культуры СССР было организовано Всесоюзное объединение «Союзаттракцион», занимающееся эксплуатацией, проектированием, закупкой за границей и выпуском новых автоматов. В/О «Союзаттракцион» включало 11 региональных дирекций по эксплуатации, Центральную научно-исследовательскую лабораторию по разработке и внедрению новой аттракционной техники (ЦНИЛАТ) и Специализированный производственный комбинат по монтажу и ремонту аттракционной техники [9].
Советское правительство решило наладить собственное производство игровых автоматов, заменив массовые закупки зарубежной техники, приобретение лицензий и патентов изготовлением адаптированных копий. Например, прототипом игрового автомата «Морской бой» был «Sea raider» (Рис. 2) американской фирмы Midway, а советский «Баскетбол» мало отличается от одноименного автомата японской фирмы Sega.
Производство игровых автоматов в СССР началось с 1974 года на предприятиях 4 Министерств: радиопромышленности, приборостроения, средств автоматизации и систем управления, судостроительной и авиационной промышленности (Рис. 3). Зарубежные образцы приобретались через Торгово-промышленную палату СССР, после чего их размещали в павильонах в Москве, где представители заводов могли выбрать автоматы для запуска в производство, исходя из имеющихся на предприятии материалов. В 1974 году были изготовлены первые опытные образцы игровых автоматов. Для испытаний в реальных условиях был создан специализированный зал при отделе новой техники В/О «Союзаттракцион», с января 1975 года функционировавший в выставочном помещении Политехнического музея [10].
В выпускаемых в СССР автоматах была упразднена система фиксации рекордов, на корпуса автоматов добавлены счетчики игр, изменен дизайн. Новые образцы тестировались работниками ЦНИЛАТ, дававшими разрешение на запуск серийного производства.
Игра в автомате запускалась от монет номиналом 15 копеек и длилась около двух минут. В случае выигрыша запускалось дополнительное игровое время («призовая игра») или выдавался небольшой сувенир. Игровые автоматы размещались в местах проведения досуга — парках, кинотеатрах, залах игровых автоматов, а также в зонах ожидания вокзалов, гостиничных вестибюлях и т.п. (Рис. 4).
Проектированием собственных игровых автоматов занимался Отдел перспективных разработок ЦНИЛАТ. К 1981 году существовало уже около 7–8 разновидностей отечественных игровых автоматов, в том числе «Городки» (Рис. 5), «Репка», «Квартет».
Стоимость игрового автомата варьировалась в пределах 2–3 тысяч рублей. Стоимость игры составляла 15 копеек. Такая цена обеспечивала возмещение эксплуатационных затрат, приведенных к одному сеансу — 8 коп., и оставляла прибыль в размере 7 коп., необходимую для погашения в течение трех лет кредита Госбанка, полученного для приобретения автомата [11].
Согласно принятым в СССР нормам, срок окупаемости капитальных вложений установлен в 10–15 лет для крупных объектов и 2–3 года для средних и малых. Вложение средств в оборудование, окупаемое в течение года, считалось особо выгодным. При стоимости игры в 15 копеек, автоматы окупались в среднем в течение года [1].
В процессе эксплуатации игровых автоматов выявлялись недочеты, которые исправлялись на заводах-изготовителях: дорабатывалась игровая ситуация и дизайн корпуса, применялись улучшенные электронные компоненты. Зачастую после внесения таких изменений игровому автомату присваивали новое название. Например, автомат «Дуплет» создан на элементной базе автомата «Зимняя охота», но в отличие от последнего рассчитан на двух игроков. Часть автоматов снималась с производства по причинам низкой популярности и ненадежности [12]. К 1985 году выпускалось 50 наименований игровых автоматов в объеме 7,3 тыс. штук в год. На данный момент известно более 100 моделей советских игровых автоматов.
Игровые автоматы получили широкое распространение в СССР: они были выгодны с экономической точки зрения и являлись, по сути, одним из немногих видов проведения досуга [13].
С конца 1970-х годов организовывались зарубежные выставки-ярмарки советских игровых автоматов. Автоматы экспонировались в Болгарии, Ливии, Чехословакии, Румынии, КНДР, Вьетнаме и др. Зачастую после окончания выставки экспонаты выкупались принимающей страной [14].
Для рекламы игровых автоматов в СССР выпускались плакаты, каталоги и карманные календарики. Производители советских плакатов ориентировались на зарубежные образцы — примеры рекламных плакатов и каталогов были привезены делегацией МИД из поездок в Японию, ФРГ и США. Рекламные плакаты выпускались для того, чтобы побудить аркадных операторов купить новую продукцию. Из-за того, что плакаты предназначались не для конечного потребителя, а для посредников, в них обычно уделялось столько же внимания оценке качества продукта, сколько его потенциальной прибыли.
На отечественных плакатах часто дополнительно указывалась информация о тираже, дате и месте его выпуска, иногда — авторство иллюстрации. Текст на обороте плакатов обещал игрокам развитие глазомера, ловкости, координации движения и выносливости. Как правило, такие плакаты выпускались тиражом в 10 000 экземпляров и распространялись среди учреждений, занимающихся организацией досуга населения (парки культуры и отдыха, кинотеатры и др.).
Для оформления плакатов часто приглашались видные специалисты в этой области. Одну из серий плакатов игровых автоматов в 1984-1985 годах выполнил российский художник-плакатист Андрей Мунтян (Рис. 6). Его плакаты интересны тем, что вместо непосредственного изображения игрового автомата, на них появилась творческая интерпретация сюжета игры. Такой креативный подход был высоко оценен: по словам художника, гонорар за один плакат достигал 400 рублей, а в месяц он создавал около 4 плакатов.
Другой художник — Абрам Малахин в конце 1980-х годов выполнил не менее интересную серию, используя прием типографических принтов: фотореалистичное изображение игрового автомата на черном фоне составляло основу дизайна, его дополняли разноцветные кислотные паттерны в виде элементов и персонажей игры (Рис. 7).
Через рекламные плакаты игровых автоматов можно проследить историю развития отрасли, тенденции в графическом дизайне и рекламных кампаниях. Все это делает плакаты предметом коллекционирования и полезными инструментами для восстановления оригинальных заводских спецификаций автоматов.
С распадом Советского Союза объем выпуска игровых автоматов существенно сократился, и впоследствии производство было прекращено из-за неконкурентноспособности игровых автоматов по отношению к игровым приставкам.
К началу 2000-х годов игровые автоматы аккумулировались, в основном, в игровых клубах. Как и в советское время, в клубах автоматы запускались от 15копеечных монет, которые можно было приобрести за российские рубли. Износ деталей и нехватка новых запчастей привели к утилизации большого количества автоматов. Часть аттракционов осталась на хранении в бывших местах эксплуатации: в парках культуры, пионерских лагерях и др.
В конце 2000-х годов интерес к игровым автоматам возобновился, но уже со стороны коллекционеров. В 2007 году в Москве был основан Музей советских игровых автоматов (Рис. 8), к моменту открытия насчитывавший более 30 работающих экспонатов. Сотрудниками Музея организовываются поисковые экспедиции и ведется работа по реставрации сохранившихся автоматов [15].
На данный момент в коллекции Музея чуть больше 200 советских игровых автоматов. С распространением интернета упоминания о них стали появляться чаще, в том числе на сайтах бесплатных объявлений, что значительно облегчает поиски. О местонахождении автоматов часто сообщают гости Музея. Поиск ведется по всей территории бывшего СССР в заброшенных пионерских лагерях, санаториях, закрытых кинотеатрах, парках и старых домах культуры небольших городов. К середине 2000-х годов автоматов в рабочем состоянии практически не сохранилось, поэтому экспедиция считается удачной даже в случае обнаружения отдельных элементов (Рис. 9).
Одна из сложностей при ремонте автоматов — невосполнимость деталей. Многие комплектующие давно сняты с производства. Например, уже около 20 лет не производятся лампочки АК-95, которые используются для подсветки панорамы в «Морском бое», мишеней в «Дуплете» и «Зимней охоте». Вполне вероятно, что в Музее сосредоточено 89% их мирового запаса. Из-за нехватки запчастей реставрация обычно выглядит как сборка одного действующего автомата из двух-трех «доноров». Тяжелее всего приходится редким автоматам — на поиск нужных деталей могут уйти годы.
Ко многим автоматам не сохранилась техническая документация. Большинство заводов-производителей закрылись в 1990-е гг. Поэтому механикам зачастую приходится самостоятельно разбираться, за что отвечает та или иная микросхема, и в поисках неисправности перебирать каждую (в одной плате их может быть около 200!). После открытия Музея на связь с дирекцией вышел механик, который занимался ремонтом аттракционов в советские времена. Его знания позволили восстановить немало игровых автоматов.
Таким образом, игровые автоматы, массово производившиеся в СССР в 1970–1990-х гг., к середине 2000-х оказались на грани исчезновения. Сохранившиеся аркады заслуживают право занимать место в музейной экспозиции как памятники культуры и техники.
Кутепова, М.А. Игровые автоматы в СССР // Культура и технологии. 2019. Том 4. Вып. 2. С. 46-55. DOI: 10.17586/2587-800X-2019-4-2-46-55
- Сборник информационных материалов / Всесоюзное объединение «Союзаттракцион». М. 1972. №3.
- Сборник информационных материалов / Всесоюзное объединение «Союзаттракцион». М. 1971. №1.
- Сборник информационных материалов / Всесоюзное объединение «Союзаттракцион». М. 1973. №4.
- Славинас А. Я. Индустрия аттракционов за рубежом // Парк и отдых. М. 1973. №1.
- Чириков К. Аттракцион-71 // Юный техник. М. 1971. №11.
- Щербаков В. Аттракцион-71. Заметки с международной выставки в Москве «Современные аттракционы» // Техника молодежи. М. 1971. №12.
- Щербаков В. Аттракцион — в мире прекрасного и веселого движения // Техника молодежи. 1971. №11.
- Зыков Н. Комментарий к реферату // Наука и жизнь. М. 1974. №7.
- Севастьяник В. А. Перспективы аттракционостроения и новые формы культурного обслуживания населения. Парк и отдых // М. 1978.
- Работа В/О «Союзаттракцион» по повышению качества аттракционов малых форм. Экспресс-информ., сер. Аттракционостроение // Информкультура. М. 1979. №5.
- Проблема установления цены на пользование аттракционами. Экспресс-информ., сер. Аттракционостроение // Информкультура. М. 1982. №2.
- Модернизируемые и снимаемые с производства советские игровые автоматы. Экспресс-информ., сер. Аттракционостроение // Информкультура. М. 1981. №3.
- Кутепова М. А. Игровые автоматы в советской культуре // История техники и музейное дело. М. 2017. №9.
- Опыт экспонирования советских игровых автоматов за рубежом. Экспресс-информ., сер. Аттракционы и их эксплуатация // Информкультура. М. 1987. №6.
- https://zapovednik.space/material/sovetskoe_detstvo (дата обращения: 09.08.2019)