В Санкт-Петербургском государственном университете уже несколько лет идет набор на программу магистратуры «Культура цифрового общества». Программа направлена на подготовку специалистов в области современной культуры, обладающих пониманием фундаментальных процессов цифрового общества, владеющих навыком анализа феноменов современной культуры, умеющих проводить самостоятельные исследования и экспертизы в области культуры цифрового общества на высоком профессиональном уровне.
Программа обучения построена с учетом того, что сохранение культурного наследия является одной из ключевых задач современного общества, поскольку оно играет важнейшую роль в сохранении коллективной идентичности, развитии культурного разнообразия и укреплении исторической преемственности [1]. В условиях глобализации, стремительного развития технологий и урбанизации мы сталкиваемся с угрозой утраты не только материальных, но и нематериальных памятников, таких как традиции, языки, обычаи и ремесла [2].
В современном мире сохранение культурного наследия становится критически важным, так как оно стремительно утрачивается под влиянием глобализации культуры, урбанизации и технологических изменений. Процессы цифровизации, с одной стороны, дают инструменты для документирования и популяризации культурного наследия, но с другой — ускоряют его утрату, подменяя живые практики их виртуальными аналогами.
Цифровая среда меняет восприятие культурных ценностей, делая их доступными, но поверхностными [3]. Важно использовать технологии для создания долгосрочных решений, которые не только сохранят наследие в его аутентичности, но и обеспечат его передачу будущим поколениям, чтобы избежать безвозвратной потери этой основы человеческой идентичности.
В современном цифровом обществе сохранение культурного наследия сталкивается с рядом серьезных проблем, вызванных как техническими, так и социальными изменениями. Оцифровка объектов культурного наследия, ставшая одной из главных тенденций последних десятилетий, представляет собой эффективный инструмент их сохранения, но одновременно порождает множество вызовов. Одной из ключевых проблем является утрата аутентичности, поскольку цифровые копии не способны передать материальную природу объектов, их текстуру, масштаб и эмоциональное воздействие. Создание виртуальных реконструкций или цифровых моделей зачастую сопровождается субъективными интерпретациями, что может привести к искажению исторической достоверности.
Технические вопросы также занимают важное место среди проблем сохранения. Цифровые данные подвержены рискам потери из-за устаревания форматов, сбоев в работе оборудования, атак хакеров и других угроз. Долговечность цифровых архивов остается нерешенной задачей: требуется разработка надежных стратегий долгосрочного хранения, а также внедрение открытых форматов, обеспечивающих доступность данных в будущем. Одновременно многие регионы, особенно развивающиеся страны, сталкиваются с нехваткой финансовых ресурсов, специалистов и технологий для реализации проектов по оцифровке. Это усиливает цифровой разрыв между государствами, ограничивая доступ к мировому культурному наследию.
В цифровом обществе проблемы сохранения культурного наследия затрагивают и социальное восприятие. С одной стороны, виртуальные платформы делают культурные ценности доступными для широкой аудитории, с другой — способствуют поверхностному восприятию объектов без понимания их исторического и культурного контекста. Несмотря на все вызовы, при условии внедрения сбалансированных стратегий, глобального сотрудничества и уважения к аутентичности цифровые технологии могут стать мощным инструментом не только для сохранения, но и для популяризации культурного наследия.
В магистратуре «Культура цифрового общества» особое внимание уделяется обучению студентов сохранению культурного наследия в условиях стремительного развития цифровых технологий. Программа сочетает теоретическую подготовку и практическую работу, что позволяет будущим специалистам не только понимать ключевые принципы сохранения наследия, но и разрабатывать эффективные подходы к решению современных задач. Одной из центральных тем обучения является изучение процессов документирования и сохранения культурных ценностей, а также разработка стратегий для их передачи будущим поколениям.
Большое внимание уделяется проблемам аутентичности сохранения и музейной этики: как сохранить оригинальный контекст культурного объекта и избежать искажений при его интерпретации или реконструкции. Программа охватывает как материальное, так и нематериальное наследие, включая языки, традиции, обычаи и народное творчество. Магистранты также исследуют социальные аспекты сохранения культурного наследия, разрабатывая стратегии вовлечения сторонних людей и популяризации наследия.
Особое внимание уделяется междисциплинарному подходу. Студенты получают знания в области истории, современного и классического искусства, философии культуры и этики цифровых коммуникаций. Благодаря интеграции теоретических знаний и практической подготовки выпускники магистратуры становятся подготовленными специалистами, готовыми работать с самыми разными культурными объектами, сохраняя культурное наследие для будущих поколений.
Ноговицын, Н.О. Магистратура «Культура цифрового общества» в Санкт-Петербургском государственном университете // Культура и технологии. 2024. Том 9. Вып. 2. С. . DOI:
- Evens T., Hauttekeete L. Challenges of digital preservation for cultural heritage institutions // Journal of Librarianship and Information Science. 2011. No. 43(3). P. 157-165. DOI: 10.1177/0961000611410585.
- Peters N. et al. Digital preservation of cultural heritage // Technology, Society and Sustainability: Selected Concepts, Issues and Cases. 2017. P. 107-114.
- Burkey B. From bricks to clicks: How digital heritage initiatives create a new ecosystem for cultural heritage and collective remembering // Journal of Communication Inquiry. 2022. Vol. 46. No. 2. P. 185-205.