Введение
Цифровизация в процессе своего интенсивного развития стала оказывать всё возрастающее влияние не только непосредственно на технологии, и связанные с ними производство и сервис, но и в значительной мере на изменение образа жизни значительных страт общества, и даже на формирование новой общественной страты — цифрового креативного человека. Новый класс отличается как по уровню образования и доходов, так и по формам организации жизни и времени [1]. Средний класс дифференцируется на высокооплачиваемый и уже диктующий свою повестку «креативный класс» и на низкооплачиваемый «прекариат» [3].
Основная часть
Процентное содержание креативного класса по странам, и, следовательно, уровень интенсивности его влияния на изменения требований к уровню жизни различаются в зависимости от уровня развития цифровизации в странах и количества граждан, занятых в этой или соседних сферах по сравнению с общим количеством населения в стране. Так, одним из значимых показателей является рейтинг ООН по развитию электронного правительства.
К концу 2022 года Россия находилась на 42-ом месте из 193 стран мира против 36-ом двумя годами раньше. По отношению к общему количеству населения и влиянию на изменение требований к качеству жизни, Россия находится на среднем уровне.
В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть и, возможно, учесть опыт стран-лидеров [5].
Среди стран-лидеров можно выделить постсоветскую Эстонию, находящуюся на 8 месте в 2022 году. Уже более 10 лет эта страна находится в лидерах по развитию цифровизации и внедрению её результатов во все слои населения. Эстонию можно рассматривать как пилотный пример, когда малое общее количество населения сочетается с интенсивным наполнением различных сфер жизни технологиями и цифровизацией. Такое плотное влияние цифровизации на душу населения спровоцировало изменение традиционного образа жизни для различных сообществ.
Так, креативный класс задает требования к уровню и качеству жизни в различных сферах, что нашло отражение и в организации жилищного строительства и загородного отдыха, что в значительной мере связано с дачами.
Особый русский институт дач, сложившийся в начале XX века, приобрел массовый характер в ходе реализации хрущевской жилищной политики. В 1970–1980-е годы дачи становятся частью повседневной жизни советского среднего класса. Массовое дачное строительство стало одним из факторов развития теневой экономики — чёрного рынка строительных материалов и техники. Новые подходы формируются в постсоветское время, и для среднего класса разделяются на две категории, когда свойственная позднесоветскому периоду «двудомность» исчезает в условиях новой структуры постиндустриального цифрового общества. Происходит цифровой водораздел дачных пользователей: «креативный класс» отказывается от строительства дач и использования их в качестве второго дома и подсобного хозяйства, что остается основной целью дачников, всё в большей степени, переходящих в группу «прекариата». В связи с этим резко дифференцируются строительно-архитектурные и технологические подходы для удовлетворения новых потребностей в загородном отдыхе. В результате атомизации труда имущего «креативного класса», для которого время труда и досуга неразделимо, формируются новые требования к загородному отдыху и жилью. Им важно жильё, обеспечивающее мобильность и разнообразие отдыха, то есть не требующее постоянного личного участия в содержании и поддержании качества загородной недвижимости; не нуждающееся в привязке к месту; средней ценовой группы; быстро заменяемое на другие регионы и страны. Тип жизни и уровень доходов «креативного класса» стимулируют главным образом развитие системы аренды загородной недвижимости.
Опыт Эстонии, далее других стран постсоветского пространства продвинувшейся в цифровизации, использовании искусственного интеллекта и роботизации технологических процессов, показал, что средний класс также расслаивается на «креативный класс» [1, 2] и «прекариат» [1, 3]. По ежемесячной статистике средней зарплаты по 14 ведущим отраслям эстонской экономики видна тенденция роста оплаты знаниеёмкого труда, связанного с развитием человеческого капитала.
Так по Таллину за июнь 2023 года среди шести самых высоких средних зарплат оказались отрасли: ИТ и связь (3335 €); здравоохранение (2771 €); а также образовательная деятельность (2532 €). При этом в инфотехнологической сфере почти 85% (около 20 000 человек) трудятся дистанционно. Атомизация труда стала быстрорастущим трендом (ускорившимся в ходе пандемии). А всего в качестве фрилансеров в Таллине трудится около трети всех работников.
Соответственно, у них нет разделения на время труда и время досуга, и нет установленного рабочего места. Индивидуализация труда при высоком доходе карнавализирует стиль жизни креативного класса, превращая такого работника в Homo ludens — человека играющего [4], что, в свою очередь, меняет городскую среду и представления о достаточности жилья. В Таллине создаются малоэтажные жилые районы, практически, в центре города, с увеличенной площадью квартир и террасами (рис. 1).
Местами загородного отдыха становятся гольф-клубы и яхт-клубы с одноэтажными гостиницами и примыкающими к номерам террасами. Популярны также так называемые туристские хутора с несколькими номерами гостиничного типа и домашним питанием.
На рис. 2 и 3 показаны туристские хутора в интересной природной среде.
Департамент государственных лесов создаёт мини-гостиницы с многокилометровыми тропами здоровья и площадками для костров. Растёт популярность двух-трёхдневного пребывания в СПА-гостиницах. Перешедшая с советских времён «двудомность» среднего класса (квартира в спальном районе + дача с огородом) заменяется на квартиру с рабочим кабинетом фрилансера в городском малоквартирном (на 2–4 квартиры) доме и возможностью краткосрочного отдыха с высоким уровнем комфорта в максимально сохранившейся природной среде и возможностью общения с небольшим кругом «родственных душ». Происходит реинкарнация некогда популярного среди интеллигенции «палаточного» туризма с кострами и песнями под гитару при том, что палаточный неуют заменяется пятизвёздочным уровнем комфортности максимально индивидуализированного жилья и близостью общественных пространств.
Департамент лесного хозяйства Эстонии благоустраивает интересные природные уголки леса, устраивая место для костра с висящим чайником над кострищем, лавками и дощатыми дорожками по лесам и болотам. На рис. 4 представлена тропа через болото Мукри и башня для наблюдения за птицами и дикими животными, а на рис. 5 — туристическая тропа через болото Туху.
Таким образом, высокая доля креативного класса при устойчивой цифровизации в стране повлияла на развитие разнообразия и насыщенность вариантов отдыха и качества жилья в целом, значительно изменив пригородные ландшафты, сервисы и инфраструктуру загородной жизни.
Что же касается России, то пока конкурентных массовых предложений, когда сочетаются новые идеи, спрос креативного класса, сервис, инфраструктура и ценовой баланс, крайне мало.
Заключение
В настоящее время, аренду загородной недвижимости для российских индивидуальных пользователей можно классифицировать следующим образом:
- традиционные отели и базы, востребованные городскими жителями, и малоинтересные для «креативного класса»;
- некоторое количество построенных 20–30 лет назад коттеджей, сдаваемых в краткосрочную аренду, с высокими издержками эксплуатационных платежей, из-за кустарного строительства, и, следовательно, с нерыночными ценами, представляющими некоторый интерес для групп;
- создаваемые для индивидуальных пользователей глэмпинги разной ценовой категории. Но эти варианты до сих пор являются нишевыми, не выйдя на типовое тиражирование.
Таким образом, для строительной и лесопромышленной отраслей России значимым элементом стратегического развития, которое будет пользоваться всё возрастающим спросом по мере цифровизации страны и развития креативного класса, можно сформировать направления, характеризующиеся низкими рисками, быстрой окупаемостью и высокой рентабельностью:
- создание большого количества типовых, высокотехнологических, возможно мобильных загородных пространств для краткосрочной аренды индивидуальными пользователями с доходами выше среднего, возможно специализированных по видам отдыха и спорта;
- в перспективе создание «советского» туристического отдыха с современной ландшафтной архитектурой.
Вайнгорт, В.Л., Подолянец, Л.А. Опыт и перспективы дачного строительства на постсоветском пространстве в условиях цифровизации // Культура и технологии. 2024. Том 9. Вып. 4. С. 193-198. DOI: 10.17586/2587-800X-2024-9-4-193-198
- Вайнгорт В.Л., Подолянец Л.А. Трансформация структуры общества, характера бизнеса и городской среды при переходе к наукоёмкой экономике (сравнительный анализ по Санкт-Петербургу и Эстонии). Технологические тренды и наукоемкая экономика: бизнес, отрасли, регионы. Коллективная монография / под редакцией О.Н. Кораблевой [и др.]. СПб.: Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2021. С. 216-227.
- Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / пер. с англ. М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2007. 421с.
- Стендинг Г. Прекариат: новый опасный класс. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 328 с.
- Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / сост., предисл. X 35 и пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова; коммент., указатель Д. Э. Харитоновича. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 416 с.
- Рейтинг электронного правительства ООН (EGDI) // TAdviser. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Рейтинг_электронного_правитель… (дата обращения: 26.11.2024).