Педагогика цифрового общества является результатом эволюции междисциплинарного знания, привлекая внимание педагогов, историков, социологов, психологов, специалистов в области когнитивных наук, информационных технологий, цифровых гуманитарных исследований и т.д. Воплощением идей ученых стало современное образовательное пространство, основанное на конвергенции высокотехнологичной среды и педагогических решений, направленных на создание условий для максимально эффективного освоения студентами предметной области научного знания и освоения профессиональных и общекультурных компетенций.
Решающим фактором для развития дистанционного образования был и остается прогресс информационно-коммуникационных технологий. Неудивительно поэтому, что в последнее время всё большее внимание ученых и практиков привлекают проблемы, связанные влиянием на развитие электронного обучения таких факторов, как развитие искусственного интеллекта и использование опыта медиаобразования в учебном процессе высшей школы, ставшие основными темами номера, предлагаемого читателю.
В трудах уважаемых авторов нашего журнала выносятся на обсуждение такие вопросы, как теоретические аспекты внедрения искусственного интеллекта в практику высшей школы, вопросы использования широкого спектра медиа ресурсов в образовательных целях, сотрудничество музея и университета на площадках университета и музея в рамках аудиторных курсов, и виртуального пространства медиатеки проекта «Русский музей: Виртуальный филиал», обучение как форма досуга, способствующего развитию креативности субъектов учебной деятельности и т.п. Важным компонентом темы является применения информационных технологий в образовании в контексте усиления их взаимосвязи с внутренними угрозами национальной безопасности Российской Федерации. Исследование этой актуальной и крайне редко представляемой темы проведено руководителем отдела учебно-методической работы «Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации» майором Т.С. Бокаревой.
Современное состояние теории и практики внедрения искусственного интеллекта в деятельность высшей школы представлено в статьях доктора педагогических наук Л.А. Даринской, доктора физико-математических наук Н.В. Борисова, кандидата педагогических наук Е.Г. Гаевской, магистра, ассистента преподавателя Санкт-Петербургского государственного университета Gu Jinlong, бакалавра А.В. Пушкиной, бакалавра А.И. Латипова.
Мы рады приветствовать наших молодых коллег, выступающих полноправными участниками исследований и соавторами статей, и пожелать им успехов в профессиональном становлении и научных изысканиях. Особое внимание уделим Gu Jinlong нашему гостю, молодому коллеге, который уже добился немалых успехов, отмеченных Национальными сертификатами графического дизайнера NSCA (промежуточный) и выдающегося преподавателя в колледжах и университетах (Chengdu Ginkgo Hotel Management College Press and Publicity, 2022), члена Ассоциации графических дизайнеров Сычуани, члена Федерации молодежной литературы и искусства Сычуани.
Статьи, посвященные медиа образованию, достаточно полно отражают развитие этой отрасли науки и практики. Наряду с теоретическими аспектами педагогического дизайна медиа ресурсов, представленного заведующей кафедрой телевизионных, радио- и интернет-технологий РГГУ, кандидатом экономических наук В.И. Ярных, проанализирован опыт совместной работы музея и университета в это области на примере деятельности Русского музея. Отметим доклады выдающегося специалиста в области развития мультимедиа в музее, кандидата искусствоведения О.А. Бабиной, и начальника службы «Виртуальный Русский музей» М.Ю. Гладких, представивших обзор истории проекта «Русский музей: виртуальный филиал» и педагогический потенциал медиатеки проекта. Научная рефлексия проблем практического использования мультимедийных ресурсов в музее, многолетний опыт работы позволяют исследователям обосновать новое видение развития ресурсов Русского музея как медиа контента.
Актуальная проблема роли цифровых технологий в организации обучения в течение жизни исследована в работах доктора экономических наук В.Л. Вайнгорт, доктора экономических наук Л.А. Подолянец, И.И. Ласкиной.
В заключении хотелось бы отметить, что данный номер в полной мере отражает современную ситуацию в развитии образования, которое объединяет специалистов различных областей знания, институций, возрастов, стран, что позволяет в полной мере охарактеризовать те изменения, которые происходят в современном образовании. Члены редколлегии искренне благодарят коллег за их замечательные идеи, энтузиазм, организованность и выражают надежду на дельнейшее сотрудничество.
Е.Г. Гаевская
канд.пед.наук, доцент Кафедры информационных систем в искусстве и гуманитарных науках СПбГУ