Мультимедийная среда стала неотъемлемой частью жизни человека в области коммуникации с социумом. Мультимедийные технологии в проектной культуре дизайна выполняют основную функцию — донесения основных идей до потребителя.
В дизайн-проектах применение мультимедийных средств носит разнообразный характер, всегда подбираемый под соответствующие проектные задачи. Мультимедиа технологии, как правило, расширяют эмоциональную, функциональную и навигационную составляющие проекта, что усиливает его привлекательность для конечного потребителя.
Своим опытом о функциональных возможностях взаимодействия дизайна и мультимедиа в образовательной, маркетинговой, научно-исследовательской, креативной, познавательно-развлекательной средах поделились авторы статей выпуска. Они представляют разные педагогические и научные школы, что даёт возможность показать разнообразие способов работы с мультимедиа ресурсами.
Изучению медиаарта — области искусства, которая использует новейшие технологии и средства массовой коммуникации для создания уникальных произведений искусства, посвящена статья О. В. Петрухиной. Автор рассматривается влияние медиаискусства на культуру и общество, обращает внимание на потенциал медиаарта в качестве платформы для создания новых форм искусства в различных областях, таких как кино, телевидение, видеоигры, реклама и многое другое. В статье обзорно рассматриваются производные медиаискусства, такие как: виртуальная реальность, интерактивное искусство, видео-арт и цифровое искусство.
Применение мультимедийных технологий в решении дизайн-проектных задач имеют широкий диапазон. В статье С. В. Витковской рассматривается опыт работы с иностранными студентами кафедры дизайна СПбГУ. Мультимедиа — это совокупность разнообразного контента, воздействующего на вербальные и невербальные каналы восприятия информации человеком. Именно эти его качества помогают говорить о мультимедиа как об эффективном коммуникативном ресурсе при работе над проектами. Этот ресурс, по мнению автора статьи, успешно зарекомендовал себя как в коммуникации преподаватель – студент, так и в коммуникации студент — заказчик Рассмотренные в статье примеры иллюстрируют предложенную автором трактовку тенденции развития проектного взаимодействия в многоязычной образовательной среде.
Особого внимания заслуживает опыт применение мультимедиа-составляющей в дизайн-проектировании комплексных музейных и выставочных проектов. Ю. В. Лапутенко раскрывает эту тему на примерах проектов студентов кафедры дизайна СПбГУ. Особенную актуальность применение медиа ресурсов приобретает в случае ограниченного выставочного пространства для виртуального знакомства с экспозицией.
Визуальный дизайн включает в себя также область знаний, описывающую взаимодействие человека с электронными ресурсами. В статье А. Ф. Джумагуловой и А. А. Шараевой рассматривается другой аспект применения мультимедиа технологий в работе с музейной средой. Анализ и разработка доступной архитектуры систем организации, предметизации и навигации сайта Русского музея проведена силами исследовательской группы Университета ИТМО. Изучение информационной архитектуры и её роли в удобной навигации для пользователей сайта музея способствует развитию коммуникационной составляющей мультимедиа.
Исследования в области разработки и дизайна мультимедийных сред рассмотрены в статье А .А. Никитиной, которая рассуждает на тему оригинальности изображений, созданных искусственным интеллектом. В статье анализируется новый визуальный феномен — нейрогенеративные изображения (изображения, созданные нейросетью), методами культурологии, искусствоведения, философии с целью изучения их визуальной природы; выявления их оригинальности или дубликатности. По мнению автора, нейросеть не способна полностью заменить художника; мастерство, как и владение материалом, больше не является ключевым навыком творца. Ключевыми навыками становятся художественное видение и способность творчески мыслить.
В статье молодого ученого В. В. Боженовой рассматривается опыт исследования влияния визуализированного прогресса в обучающем процессе на результаты обучения и мотивацию студентов. Цель данной работы — исследовать влияние элемента геймификации (completion progress), внедренного на обучающую платформу Moodle, на мотивацию и результаты обучения студентов третьего курса Университета ИТМО. Результатом исследование стало подтверждение гипотезы о положительном влиянии визуализации прогресса обучения на его мотивацию и результат. Такой вывод даёт повод для дальнейших исследований в этой области.
Снижение проявления визуальных артефактов при использовании трехмерных таблиц преобразования цветов с учетом расширенного динамического диапазона предлагают рассмотреть исследователи из Университета ИТМО М. А. Паук и А .В. Меженин. Данная работа посвящена исследованию методов, которые позволят эффективно обрабатывать изображения для достижения лучшего качества с минимальным проявлением визуальных артефактов.
Весь диапазон представленных исследований и размышлений о роли мультимедиа технологий в жизни человека составляет лишь малую часть возможностей этого многогранного инструмента.
Данная тема предоставляет широкое поле для дальнейших исследований и дискуссий, к чему и призывает редколлегия журнала.
Редакторы выпуска:
Витковская Светлана Владимировна, старший преподаватель кафедры дизайна факультета искусств СПбГУ, член Союза Дизайнеров России и Санкт-Петербургского Союза Дизайнеров;
Лапутенко Юлия Валерьевна, старший преподаватель кафедры дизайна факультета искусств СПбГУ, член Союза Дизайнеров России;
Маховикова Иляна Александровна, старший преподаватель кафедры дизайна факультета искусств СПбГУ, MSP (Microsoft Certified Professional), ASE (Adobe Certified Expert).