В конце 1990-х, когда компьютеры только появились в музее, они сами воспринимались как диковины или музейные экспонаты, которым отводилось отдельное место на экспозиции. Постепенно к ним привыкли. Даже словосочетание виртуальный музей, возникшее в связи с одноименным арт-объектом, стало обозначать электронную форму представления информации о трёхмерных объектах культурного наследия, размещённую в виртуальной среде в соответствии с определёнными требованиями. Все современные технологические приёмы, служащие для расширения реального пространства электронными информационными ресурсами на стационарных или мобильных устройствах, относятся к дополненной реальности. Реальные музейные предметы, включённые в виртуальную среду, являются элементами дополненной виртуальности. Таким образом, все известные на современном этапе технологические разработки попадают в интервал, именуемый смешанной реальностью.
Авторы настоящего сборника представляют опыт создания таких сред как с позиций музейных работников, так и с позиции внешнего разработчика. Кроме того, есть ещё и третья сторона, не менее заинтересованная в успешности этих экспериментов - музейная аудитория. Открывает номер статья Д.Ю. Гук, анализирующая понятия актуальности, релевантности и живучести как качественных характеристик электронных ресурсов и обосновывающая свойственные для виртуальных пространств естественные ограничения, которые приводят к недолговечности цифровых объектов. Размышления А.М. Рончи посвящены применению для объектов культурного наследия технологий, связанных с интерактивным погружением, ставшими актуальными в эпоху эмоционального выгорания, вызванного пандемией. Продолжает эту тему социальной роли музеев в современном обществе исследование Т.Ю. Харитоновой, сопоставившей реальную и виртуальную форму музейной коммуникации. Формирование массивов электронных копий музейных экспонатов на примере знаков почтовой оплаты описано в статье Л.Н. Бакаютовой. Целесообразность и эффективность популярных форм работы с посетителями: онлайн-игра и онлайн-курс, рассмотрели в своих исследованиях К.Р. Имамутдинова и М.В. Руденская. И завершает этот ряд эвристических заключений статья А.В. Бояринцева, который впервые обобщает практический опыт разработки приложений для тактильных сенсорных устройств, ориентированных на эксплуатацию в музейном пространстве.
Важно отметить, что авторы сопоставляют свои собственные разработки с предыдущими или аналогичными, выявляя закономерности, или, обосновывая отличия.
Д.Ю. Гук,
старший научный сотрудник отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа
С развитием информационных и визуальных технологий расширяются формы взаимодействия музея и посетителя, они перемещаются в виртуальное пространство и помогают привлечь внимание посетителей не только к музейным экспозиционным и выставочным проектам, но и раскрывают информационный ресурс научно-фондовой деятельности музея. Однако в этом стремительном процессе возникают существенные ментальные и когнитивные риски искажения восприятия пространства музея и экспоната в нём, которые еще недостаточно отрефлексированы специалистами и требуют дальнейших исследований. Следовательно, возникает необходимость формирования новой стратегии развития музеев, в которой одной из важнейших задач станет глубинное исследование трансформации восприятия посетителем подлинного музейного предмета/экспоната, существующего в реальном и виртуальном воплощениях.
Разнообразная тематика статей данного номера журнала может быть продолжена серией актуальных публикаций, посвященных применению электронных ресурсов в теории и практике сохранения культурного наследия России.
А.А. Никонова
доцент, к.филос.н., заместитель заведующего кафедрой, доцент кафедры музейного дела и охраны памятников Института философии СПбГУ