1. Инклюзивное обучение и участие в искусстве

Термин инклюзивное обучение используется в России после ратификации конвенции о правах инвалидов в 2012 году в России, а также после принятия Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. К инвалидам в России относятся люди с нарушением зрения, слуха и передвижения, а также соматическими заболеваниями. На данный момент около 10% населения России имеет инвалидность. Люди с инвалидностью хотят не только обучаться искусству, но и быть полноправными участниками процесса создания произведений искусства и хотят взаимодействовать со зрителем с помощью доступных языков. На данный момент разработано немногочисленное количество методических рекомендаций по обучению художественному творчеству и искусству людей с инвалидностью. Наша статья восполняет этот пробел с помощью описания мастер-классов из проекта ТАКТ, где художники и участники с особыми потребностями работали вместе и находили взаимопонимание с использованием разных языков: с помощью языка творчества, с помощью устной и письменной речи, с помощью языка жестов и пиктограмм.

Некоторые музеи и театральные площадки (например, Музей современного искусства Гараж и Новая сцена Александрийского театра) имеют инклюзивные отделы и программы адаптации выставок и перфомансов для людей с сенсорными изменениями. Это позволяет человеку быть не только зрителем, но и агентом коммуникации с художником, и создателем произведения совместно с художником. Инклюзивное образование, также как и партиципаторное искусство приглашает людей, ранее выключенных из образовательных и культурных практик, вернуться к ним.

Важные ценности инклюзивного образования и искусства — это равенство; включение людей с разным опытом в современные художественные и образовательные практики; поддержка коммуникации и медиации всех участников процессов; увеличение разнообразия; избежание исключения из деятельности и общения на основании разнообразия. Опыт инклюзии также позволяет людям без нарушений получить мультисенсорный опыт взаимодействия.

2. Описание партиципаторного инклюзивного проекта ТАКТ

ТАКТ — партиципаторный инклюзивный проект, в котором современные художники превращали свой чувственный опыт в искусство. Партиципаторное искусство (англ. participatory art) [1] — «искусство участия». Определение принадлежит исследовательнице современного искусства Клер Бишоп и подразумевает коллективное и коммуникативное творчество, получившее широкое распространение в начале XXI века. Также встречается перевод «искусство взаимоотношений» и «художники взаимодействия».

Инклюзивное искусство — термин, обозначающий включение в творчество художников с разным опытом. Соответственно, проект подразумевал включение в создание произведений искусства художников и участников с разным опытом, в том числе с опытом инвалидности.

Также следует упомянуть термин «сенситивное искусство», которое обращается к чувственному и телесному восприятию: тактильным ощущениям, обонянию и вкусу. Мастер-классы были направлены на то, чтобы исследовать возможности применения сенситивного искусства в контексте инклюзивных практик [2]. Сенситивное искусство обращается к мультисенсорному опыту в музее. Такой опыт включает возможность использования и включения тактильных, слуховых, пространственных, обонятельных и вкусовых ощущений в музеях настоящего и будущего. При использовании этого термина подчеркивается искусственный характер разделения различных модальностей восприятия и упоминаются многоуровневые мультисенсорные системы взаимодействия с реальностью [3].

Мастер-классы были проведены в рамках проекта ТАКТ благотворительного фонда «Четверг», реализованном при поддержке ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург».

3. Описание мастер-классов для обучения и включения людей с опытом инвалидности в современное мультисенсорное искусство

3.1. Описание мастер-класса Бакановой Лилии «Тактильный коллаж с применением фототрансфера» с рекомендациями по его организации и проведению

Мастер-класс адаптирован для слабовидящих, но для незрячих не подойдет. Подходит для людей с ДЦП, нарушением слуха. Для людей с ментальными нарушениями требуется присутствие еще одного помощника для поддержания общего темпа выполнения коллективной работы по этапам.

Время проведения: 90 минут. Количество участников:10 человек.  Нужен 1 помощник для работы со слепыми людьми.

Варианты анонса:

  • Трогательное искусство (трогать разрешается!)
  • Чтобы сделать шедевр, необязательно уметь рисовать.

Цель: получить художественный результат, при этом не нужно уметь рисовать.

Задачи:

  • развить креативность;
  • освоить технику фототрансфера;
  • научиться видеть красоту в неидеальном изображении.

Дополнительно существует коммуникативная задача — взаимодействие участников и создание коллективной работы.

Описание:

  • 10 минут вводная часть;
  • Рассказ о себе, что будем делать, о материалах, что лучше сразу оттирать и чем;
  • 70 минут основная часть;
  • 10 минут обсуждение.

Ответы на вопросы: что получилось, что было сложно / просто, понравилось / не понравилось, какие еще материалы можно использовать.

Вступительная часть (текст ниже до этапа 9 включительно распечатать как инструкцию для участников с нарушением слуха).

Здравствуйте!

Добро пожаловать на мастер-класс, где мы научимся делать фототрансфер и тактильный коллаж. Меня зовут Лилия, я художник, люблю делать коллажи и экспериментировать с материалами. Фототрансфер обычно применяется в декоративных работах, в декупаже, и редко используется в художественных практиках. Я использую эту технику в своих картинах и хочу поделиться опытом.

Мы сделаем две работы формата А4. Одну работу вы делаете для себя и можете унести с собой, а вторую мы будем делать коллективно — один этап делает один человек и передает дальше следующему участнику. Таким образом, у нас получится 10 (по числу участников) коллективных работ, которые будут участвовать в выставке плюс 10 индивидуальных.

Техника фототрансфера используется, чтобы изображение выглядело состаренным, потертым, поэтому дырки, складки и т.п. совершенно нормальны. В декоративных техниках изображение покрывают лаком, чтобы скрыть следы бумажного слоя. Я же предлагаю наоборот оставить шершавость, чтобы подчеркнуть неидеальную рукотворную природу изображения. В нашем случае это добавит тактильный компонент в работу.

В качестве коллективной работы я предлагаю делать абстрактный монохромный лес, который можно будет трогать. Для своей индивидуальной работы вы тоже можете делать лес, а можете сказать помощнику, что хотели бы попробовать что-то другое — мы поможем с вырезанием формы. Мы будем использовать различные фактуры: бумагу, мех, фольгу, ткань, марлю, кальку.

Инструкция:

Основой для работы будут панели ПВХ. Пожалуйста, не опирайтесь на них локтями — на них могут появиться вмятины. Клей безопасен, похож на ПВА — если запачкаетесь, просто сотрите влажной салфеткой.

Этап 1.

  • Сначала сделаем фон. Выберем изображение фактуры, которое будет фоном для стволов деревьев.
  • Сделайте то же самое для коллективной работы. Коллективную работу делаем в горизонтальном формате. Индивидуальную – в любом формате.
  • Передайте коллективную работу (панель и изображение для фона) соседу справа.

Этап 2.

  • Мажем клеем панель ПВХ и лицевую часть изображения.
  • Разравниваем клей шпателем / пластиковой картой. Вытираем шпатель влажной салфеткой.
  • Наклеиваем изображение картинкой вниз. Разравниваем чистым шпателем. Излишки клея по бокам вытираем бумажным полотенцем.
  • Повторяем для коллективной работы и передаем ее соседу справа.

Этап 3.

  • Сушим феном обе работы. Коллективную часть передаем соседу справа.

Этап 4.

  • Проверяем, высохла ли работа. Если холодная наощупь, сушим еще раз. Затем мокрой губкой смачиваем бумажный слой и начинаем его стирать. Не торопитесь. Мы с помощником подскажем, когда изображение проявится. Передаем коллективную часть соседу справа.

Этап 5.

  • Решаем, где у нас будут потертости, а где не до конца отчистим бумагу. Продолжаем пальцами (не губкой!) стирать бумажный слой. Передаем коллективную часть соседу справа.

Этап 6.

  • Сушим феном. Передаем коллективную часть соседу справа.

Этап 7.

  • Наклеиваем 3-5 стволов из полосок (мажем медиумом для акрила сами полоски, вытираем руки и шпатель влажной салфеткой). Лучше начать с тонких материалов – это будет задний план. Передаем коллективную часть соседу справа.

Этап 8.

  • Продолжаем наклеивать полоски. Передаем коллективную часть соседу справа.

Этап 9.

  • Думаем, где стоит добавить деталей — можно нарисовать хаотично ветки акриловым маркером, приклеить листву из очень тонкого слоя ваты, марли или волокон. Для приклеивания мажем саму поверхность акриловым медиумом, а сверху просто накладываем «листву».

Этап 10 (сюрприз, не анонсирован во вводной части, в письменную инструкцию не включать).

  • Выбираем один из трех лесных запахов и наносим на слои работы, которые удерживают запах (плотная бумага, ткань, вата).

Материалы: панели ПВХ для оконных откосов, нарезанные в размер А4, рамки к ним; черно-белые распечатки на лазерном принтере разных фактур и паттернов — от многоквартирных домов до шерстяной вязки крупным планом (с тифлокомментарием); медиум для фототрансфера (mod podge), матовый медиум для акрила, акриловые маркеры, акрил; фен (максимальное количество в зависимости от наличия розеток); губки хозяйственные, вода, шпатели резиновые или пластиковые карты, влажные салфетки по 1 маленькой упаковке (10 шт.) на участника, бумажные полотенца 1 рулон, нарезанные белые полоски разной ширины из ткани, меха, фольги и т.д., шелковые волокна, вата, марля. Ножницы на всякий случай. Три лесных запаха. Коврики или крафтовая бумага для застилания столов.

В итоге участники:

  • освоят новую технику;
  • поймут, что можно достигать художественного результата, не рисуя;
  • порадуются сюрпризу и добавят новую грань своей работе через запах;
  • заберут домой готовую работу в рамке;
  • сделают коллективную работу, в которой невозможно спланировать итог, где отсутствует контроль над ситуацией;
  • примут участие в коллективной выставке.

Моя цель как художника:

  • Мне интересно сделать коллективную работу, где автор все и никто одновременно. Кроме того, коллективная работа должна экспонироваться как единый объект (плотная развеска), чтобы разные оттенки лесных запахов смешались, но у каждой отдельной работы была своя нота.

3.2. Описание мастер-класса по созданию автопортрета из полимерной глины. Автор и ведущая — художница Серафима Сажина

Длительность мастер-класса 2 часа.

Мастер-класс адаптирован для слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих людей и людей с ограничениями передвижения (кроме ограничения движений рук). На мастер-классе каждый из участников создаст из глины свой автопортрет. В ходе мастер-класса художник рассказывает, как работать с пропорциями лица, учит изображать эмоции, передавать состояние, изучать собственное лицо.

Цель мастер-класса — изучение процесса создания пропорций лица как скульптурного объекта.

Задачи:

  • Коммуникативная: обмен опытом, обсуждение хода работы над автопортретом.
  • Творческая: создание автопортрета из полимерной глины.
  • Исследовательская: изучение принципов строения лица, пропорций для выражения эмоционального аспекта автопортрета.
  • Развитие художественного восприятия каждого из участников.

План мастер-класса:

  • Знакомство (20 минут).
  • Исследование своего лица.
  • Пропорции и эмоции.
  • Инструкция при работе с материалом — полимерной глиной.
  • Процесс (60 минут).
  • Заключение, обратная связь.

По окончанию мастер-класса все созданные объекты участники могут забрать с собой.

3.3. Описание мастер-класса по созданию звуковой скульптуры  и изучению внешних органов чувств

Ведущий — художник Вильгений Мельников.

Длительность мастер-класса — 1,5–2 часа.

Мастер-класс адаптирован для участников с различными нарушениями и опытом инвалидности, могут участвовать подростки и взрослые. Места ограничены, всего 5–6 человек для комфортной работы с одним художником.

На мастер-классе каждый из участников создаст из случайного материала свой объект, издающий звук — звуковую скульптуру. В течение мастер-класса участники исследуют звучание предметов, возможность созвучия повседневных предметов, ведущий кратко раскроет понятие гармонии и диссонансов, понятие композиции в скульптуре и музыке, что такое звуковая скульптура, и как она представлена в современном искусстве. В течение мастер-класса будет происходить запись  каждой созданной звуковой скульптуры.

Пример работы, созданной в ходе мастер-класса:
https://drive.google.com/file/d/1-Q_iY-qgbltKOEHApzGjLhw6BqrQOySj/view?…

Потребуются материалы (простые вещи из супермаркета Ашан, железные кружки, вилки, консервные банки, изолента и т.д., а также звукосниматели).

Задачи:

  • Коммуникативная: обмен опытом, обсуждение хода работы, совместное изучение звучания предметов.
  • Творческая: создание скульптурной композиции из повседневных предметов и шумовой композиции из звуков, издаваемых предметами.
  • Исследовательская: изучение звучания повседневных предметов.
  • Развитие художественного восприятия каждого из участников.

План мастер-класса:

  • Знакомство (20 минут).
  • Исследование материала — звук, форма, взаимосвязь формы предметов и издаваемых ими звуков.
  • Процесс (60 минут).
  • Заключение, просушивание работы объекта.

После выставки каждый объект и аудиозапись звуковой скульптуры отправится к их автору.

Требования к помещению:

  • большие столы, что бы у каждого участника было своё пространство;
  • хороший свет;
  • доступ к электричеству.

3.4. Описание мастер-класса по пантомиме «Живая скульптура»

Ведущие — глухие актрисы Людмила Романовская и Гюля Джафарова.

Людмила — профессиональный мим, режиссер и актриса петербургского Театра глухих, Руководитель студии пантомимы Санкт-Петербургского Театра глухих. В течение более 10 лет жила и работала в творческих коллективах и цирковых труппах США. Ссылка на репортаж премьеры шоу-спектакля «Се-ля-ви», где Людмила выступила в качестве режиссера и актрисы — [5].

Гюля Джафарова о себе: «С 2014 года являюсь актрисой театра «Дети тишины». Театр «Дети тишины» — это уникальный инклюзивный театр со смешанной командой: на сцене выступают одновременно глухие и слышащие артисты. Основная идея театра создание спектаклей понятных всем, объединяя глухих и слышащих в зрительном зале. Не разрушая границ между ними, а показывая их отсутствие. Ведь все границы в нашем уме, в реальности границ нет. Особенно в творчестве. Театр — это универсальная площадка для творческой реализации, в ней нет ограничений, и место найдётся для всех. На примере наших спектаклей мы хотим рассказать людям о том, что вербальный язык общения между людьми — это всего лишь один из способов коммуникации [6].

Мастер-класс пройдет при участии 2 сурдопереводчиков, которые также буду помогать и ассистировать в работе со зрителем. Длительность мастер-класса — 1,5 часа.

Участвовать в мастер-классе могут подростки и взрослые с инвалидностью и без, всего 10 человек. На мастер-классе ведущие покажут участникам базовые приемы работы с искусством пантомимы, покажут сценки в жанре пантомимы и построят с участниками мастер-класса живую скульптуру.

В течение мастер-класса зрители научатся c помощью пантомимы выражать свои чувства и эмоции без слов и звуков — с помощью мимики и жестов, увидят, как работают профессиональные мимы,  получат опыт общения с глухими людьми и базовые навыки общения с людьми с нарушением слуха. Главное — поймут, что это несложно и интересно.

Цель мастер-класса — изучение базовых приемов искусства пантомимы, организация комфортного процесса взаимодействия участников мастер-касса друг с другом и с людьми с нарушением слуха.

Задачи:

  • коммуникативная: изучение принципов общения с слышащими и неслышащими людьми без слов, для чего будет создана комфортная среда, располагающая к взаимодействию на равных;
  • творческая: создание живой скульптуры с помощью техники пантомимы;
  • исследовательская: изучение базовых принципов работы с пантомимой и жестами, принципов общения с глухими и слабослышащими;
  • развитие художественного восприятия каждого из участников, развитие эмоционального интеллекта без использования слов, только с помощью мимики и жестов.

План мастер-класса:

  • Знакомство (15 минут).
  • Рассказ об искусстве пантомимы, показ базовых приемов пантомимы и жестов, используемых глухими и слабослышащими (20 минут).
  • Разделение на группы и создание живой скульптуры участниками мастер-класса (20 минут).
  • Показ скульптур и обсуждение (15 минут).
  • Заключение, обратная связь (15 минут).

По окончанию мастер-класса все созданные объекты участники могут забрать с собой.

3.5. Описание мастер-класса по танцу «Где начинается танец»

Ведущий: Гомонюк Виталий Эдуардович — актёр, режиссёр, педагог, перформер.

Виталий Гомонюк о себе: «Сотрудничал с театрами «Мимигранты», «Странствующие куклы г-на Пэжо», «Небесная Карусель», организовал театр кукол «Тормашки», участвовал в различных театральных фестивалях в России и Европе. Танцевал в студенческом хореографическом ансамбле, занимаюсь современным танцем в пространстве «Сдвиг» (в Бертгольтц-центре) у Антона Вдовиченко, участвую в мастер-классах и проектах компании «Повстанцы» (г. Москва) и других компаний.

Однажды танец изменил всю мою жизнь, это было в 16 лет и вот уже 32 года я пребываю в поле танца, не переставая удивляться, делая новые открытия и развиваясь как физически, так по другим направлениям. Более того, сейчас танец для меня основное средство, позволяющее пребывать мне в гармонии с самим собой».

Этот мастер-класс предлагается людям с 14 лет и далее, без возрастных ограничений, с любым опытом танца и, возможно, с ограничением в двигательной, звуковой и зрительной системах, а также с нестабильностью в эмоционально- психической сфере.

Танец — ритмичные, выразительные движения тела, выстраиваемые сознательно, или неосознанно в композицию, выражающие эмоциональное состояние исполнителя и часто сопровождающиеся музыкальным аккомпанементом. Примем это определение танца за отправную точку в путешествии в мир своего личного танца и дополним его каждый для себя сам.

На самом деле в этом исследовании-путешествии предлагаю поставить три вопроса:

  • Что такое танец для меня?
  • Где начинается танец во мне?
  • Как начинается, развивается и заканчивается ли мой танец?

Оптимальное количество занимающихся: до 14 человек.

Время занятия: 1,5–2 часа.

Место занятия: проветриваемый, просторный зал с чистым полом.

Инвентарь: коврики для зарядки.

Цель: расширить представление о танце и границах собственных танцевальных возможностей.

Задачи:

  • коммуникативная: общение и выполнение упражнений в группе;
  • творческо-исследовательская: поиск и созидание своего собственного танца;
  • педагогическая: знакомство с некоторыми приёмами и инструментарием танца, осваивание и получение навыка их использования.

План мастер-класса:

1 блок: 30–40 минут

  • знакомство в кругу, высказывания участников на тему: Танец и я;
  • индивидуальные упражнения лёжа, сидя, стоя, направленные на осознание границ собственного тела и его особенностей, погружение в поле собственного танца.

2 блок: 40–50 минут

  • упражнения в группах по три человека, направленные на расширение осознания возможностей собственного тела;
  • общий танец групп из трёх человек.

3 блок: 20–30 мин

  • одновременные индивидуальные танцы-импровизации участников мастер-класса с опорой на полученные знания и опыт, и их закрепление;
  • круговое обсуждение ощущений, впечатлений и мыслей участников от танцевальной практики.

3.6. Описание ольфакторно-скульптурного мастер-класса для слабовидящих и незрячих

Задумывались ли вы как выглядит запах? А какой он может быть на ощупь? Мы приглашаем вас поучаствовать в мастер-классе Ольфакторной лаборатории, посвященной исследованию запахов.

Длительность 2–3 часа.

Цель мастер-класса — исследование возможности сенситивного восприятия через один канал чувств и перевод в определенную форму посредством другого.

Задачи:

  • коммуникативная: обмен опытом и попытка приблизить другого к собственному чувственному опыту;
  • творческая: создание скульптуры на основе запаха;
  • исследовательская: изучение синестезии (ассоциативной связи между различными каналами восприятия) для группы слепых и незрячих;
  • развитие художественного восприятия;
  • развитие межмодального ассоциативного мышления.

План мастер-класса

Процесс:

  • Знакомство. Беседа про запах. Рассказ о себе ведущего.
  • Основная часть мастер-класса: случайный выбор запаха для работы. Будут представлены несколько разных запахов. Описание запаха вслух.
  • Создание абстрактных / ассоциативных скульптур на основе запахов. Ассоциации через вербализацию, перевод в скульптуру.
  • Обмен опытом и ощущениями от тактильного восприятия полученных от скульптурных изображений. Попытка «угадать» воспроизведенный запах на основе тактильных ощущений от скульптуры.
  • Завершающая беседа и обратная связь, обмен впечатлениями.

В результате мастер-класса участниками будет получен необычный опыт и впечатления от описания запаха: вербального, текстового, тактильного на основе ассоциаций. Скульптуру и образец запаха можно будет забрать с собой.

Итог: каталогизация работ (фото и текст описания от участников), а также мини-выставка в группе в конце занятия.

Заключение

Таким образом, мультисенсорный подход может не включать в себя общепринятую визуальную модальность и использует обонятельные, тактильные и слуховые возможности человека, как художника, так и участника художественного процесса. В результате получается коллективная инклюзивная и мультисенсорная работа, с которой взаимодействуют посетители и сами творцы. Такой подход позволяет включить в творческие общественные практики людей, исключенных из них в силу особенностей коммуникации и обработки информации. При использовании мультисенсорного опыта есть возможность увеличить количество взаимодействий с искусством людей с опытом инвалидности и предоставить возможности развития творчества и коммуникации художников с разной ведущей модальностью восприятия.

Bibreference

International

Dzhumagulova, A.F., Leskova, E. (2021) Inclusive Training in Modern Multisensory Art. Description of the Master Classes of the Participatory Inclusive Project. Culture and technologies studies. Vol. 6, № 4. P. 194-203. Available at:  http://cat.itmo.ru/en/2021/v6-i4/313, DOI: 10.17586/2587-800X-2021-6-4-194-203

Russian GOST 7.0.5 - 2008

Dzhumagulova, A.F., Leskova, E. Inclusive Training in Modern Multisensory Art. Description of the Master Classes of the Participatory Inclusive Project [electronic text] // Culture and technologies studies. 2021. Vol.  6. № 4. P. 194-203. URL:  http://cat.itmo.ru/en/2021/v6-i4/313, DOI: 10.17586/2587-800X-2021-6-4-194-203

DOI
10.17586/2587-800X-2021-6-4-194-203
References
  1. Osminkin R.S. Participatory Art: from the "aesthetics of interaction" to post-participatory art. Observatory of Culture. 2016;1(2):132-139. DOI: 10.25281/2072-3156-2016-1-2-132-139
  2. Description of the TACT project. Available at: https://takt.chetverg-fond.ru/#rec299968790 Accessed on: 29.11.2021.
  3. The Multisensory Museum: Cross-Disciplinary Perspectives on Touch, Sound, Smell, Memory, and Space, edited by Nina Levent and Alvaro Pascual-Leone Moscow: Garage Museum of Contemporary Art, 2022. Scientific editor: Levent N., Pascual-Leone A.
  4. Titus Adam-David Not just looking: what is a multisensory museum and why smell museum exhibits. Available at: https://knife.media/multi-museum/ Access date: 29.11.2021.
  5. St. Petersburg Theatre of the Deaf presented a performance in the genre of pantomime. Available at: https://topspb.tv/news/2021/04/17/peterburgskij-teatr-gluhih-predstavil… Date of reference: 05.11.2021.
  6. Inclusive theater "Children of Silence". Accessed at: https://vk.com/children_of_silence?z=video-15468453_456241281%2Fbe9e517… Date of access: 05.11.2021.
English