1. Инклюзивное обучение и участие в искусстве

Термин инклюзивное обучение используется в России после ратификации конвенции о правах инвалидов в 2012 году в России, а также после принятия Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. К инвалидам в России относятся люди с нарушением зрения, слуха и передвижения, а также соматическими заболеваниями. На данный момент около 10% населения России имеет инвалидность. Люди с инвалидностью хотят не только обучаться искусству, но и быть полноправными участниками процесса создания произведений искусства и хотят взаимодействовать со зрителем с помощью доступных языков. На данный момент разработано немногочисленное количество методических рекомендаций по обучению художественному творчеству и искусству людей с инвалидностью. Наша статья восполняет этот пробел с помощью описания мастер-классов из проекта ТАКТ, где художники и участники с особыми потребностями работали вместе и находили взаимопонимание с использованием разных языков: с помощью языка творчества, с помощью устной и письменной речи, с помощью языка жестов и пиктограмм.

Некоторые музеи и театральные площадки (например, Музей современного искусства Гараж и Новая сцена Александрийского театра) имеют инклюзивные отделы и программы адаптации выставок и перфомансов для людей с сенсорными изменениями. Это позволяет человеку быть не только зрителем, но и агентом коммуникации с художником, и создателем произведения совместно с художником. Инклюзивное образование, также как и партиципаторное искусство приглашает людей, ранее выключенных из образовательных и культурных практик, вернуться к ним.

Важные ценности инклюзивного образования и искусства — это равенство; включение людей с разным опытом в современные художественные и образовательные практики; поддержка коммуникации и медиации всех участников процессов; увеличение разнообразия; избежание исключения из деятельности и общения на основании разнообразия. Опыт инклюзии также позволяет людям без нарушений получить мультисенсорный опыт взаимодействия.

2. Описание партиципаторного инклюзивного проекта ТАКТ

ТАКТ — партиципаторный инклюзивный проект, в котором современные художники превращали свой чувственный опыт в искусство. Партиципаторное искусство (англ. participatory art) [1] — «искусство участия». Определение принадлежит исследовательнице современного искусства Клер Бишоп и подразумевает коллективное и коммуникативное творчество, получившее широкое распространение в начале XXI века. Также встречается перевод «искусство взаимоотношений» и «художники взаимодействия».

Инклюзивное искусство — термин, обозначающий включение в творчество художников с разным опытом. Соответственно, проект подразумевал включение в создание произведений искусства художников и участников с разным опытом, в том числе с опытом инвалидности.

Также следует упомянуть термин «сенситивное искусство», которое обращается к чувственному и телесному восприятию: тактильным ощущениям, обонянию и вкусу. Мастер-классы были направлены на то, чтобы исследовать возможности применения сенситивного искусства в контексте инклюзивных практик [2]. Сенситивное искусство обращается к мультисенсорному опыту в музее. Такой опыт включает возможность использования и включения тактильных, слуховых, пространственных, обонятельных и вкусовых ощущений в музеях настоящего и будущего. При использовании этого термина подчеркивается искусственный характер разделения различных модальностей восприятия и упоминаются многоуровневые мультисенсорные системы взаимодействия с реальностью [3].

Мастер-классы были проведены в рамках проекта ТАКТ благотворительного фонда «Четверг», реализованном при поддержке ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург».

3. Описание мастер-классов для обучения и включения людей с опытом инвалидности в современное мультисенсорное искусство

3.1. Описание мастер-класса Бакановой Лилии «Тактильный коллаж с применением фототрансфера» с рекомендациями по его организации и проведению

Мастер-класс адаптирован для слабовидящих, но для незрячих не подойдет. Подходит для людей с ДЦП, нарушением слуха. Для людей с ментальными нарушениями требуется присутствие еще одного помощника для поддержания общего темпа выполнения коллективной работы по этапам.

Время проведения: 90 минут. Количество участников:10 человек.  Нужен 1 помощник для работы со слепыми людьми.

Варианты анонса:

  • Трогательное искусство (трогать разрешается!)
  • Чтобы сделать шедевр, необязательно уметь рисовать.

Цель: получить художественный результат, при этом не нужно уметь рисовать.

Задачи:

  • развить креативность;
  • освоить технику фототрансфера;
  • научиться видеть красоту в неидеальном изображении.

Дополнительно существует коммуникативная задача — взаимодействие участников и создание коллективной работы.

Описание:

  • 10 минут вводная часть;
  • Рассказ о себе, что будем делать, о материалах, что лучше сразу оттирать и чем;
  • 70 минут основная часть;
  • 10 минут обсуждение.

Ответы на вопросы: что получилось, что было сложно / просто, понравилось / не понравилось, какие еще материалы можно использовать.

Вступительная часть (текст ниже до этапа 9 включительно распечатать как инструкцию для участников с нарушением слуха).

Здравствуйте!

Добро пожаловать на мастер-класс, где мы научимся делать фототрансфер и тактильный коллаж. Меня зовут Лилия, я художник, люблю делать коллажи и экспериментировать с материалами. Фототрансфер обычно применяется в декоративных работах, в декупаже, и редко используется в художественных практиках. Я использую эту технику в своих картинах и хочу поделиться опытом.

Мы сделаем две работы формата А4. Одну работу вы делаете для себя и можете унести с собой, а вторую мы будем делать коллективно — один этап делает один человек и передает дальше следующему участнику. Таким образом, у нас получится 10 (по числу участников) коллективных работ, которые будут участвовать в выставке плюс 10 индивидуальных.

Техника фототрансфера используется, чтобы изображение выглядело состаренным, потертым, поэтому дырки, складки и т.п. совершенно нормальны. В декоративных техниках изображение покрывают лаком, чтобы скрыть следы бумажного слоя. Я же предлагаю наоборот оставить шершавость, чтобы подчеркнуть неидеальную рукотворную природу изображения. В нашем случае это добавит тактильный компонент в работу.

В качестве коллективной работы я предлагаю делать абстрактный монохромный лес, который можно будет трогать. Для своей индивидуальной работы вы тоже можете делать лес, а можете сказать помощнику, что хотели бы попробовать что-то другое — мы поможем с вырезанием формы. Мы будем использовать различные фактуры: бумагу, мех, фольгу, ткань, марлю, кальку.

Инструкция:

Основой для работы будут панели ПВХ. Пожалуйста, не опирайтесь на них локтями — на них могут появиться вмятины. Клей безопасен, похож на ПВА — если запачкаетесь, просто сотрите влажной салфеткой.

Этап 1.

  • Сначала сделаем фон. Выберем изображение фактуры, которое будет фоном для стволов деревьев.
  • Сделайте то же самое для коллективной работы. Коллективную работу делаем в горизонтальном формате. Индивидуальную – в любом формате.
  • Передайте коллективную работу (панель и изображение для фона) соседу справа.

Этап 2.

  • Мажем клеем панель ПВХ и лицевую часть изображения.
  • Разравниваем клей шпателем / пластиковой картой. Вытираем шпатель влажной салфеткой.
  • Наклеиваем изображение картинкой вниз. Разравниваем чистым шпателем. Излишки клея по бокам вытираем бумажным полотенцем.
  • Повторяем для коллективной работы и передаем ее соседу справа.

Этап 3.

  • Сушим феном обе работы. Коллективную часть передаем соседу справа.

Этап 4.

  • Проверяем, высохла ли работа. Если холодная наощупь, сушим еще раз. Затем мокрой губкой смачиваем бумажный слой и начинаем его стирать. Не торопитесь. Мы с помощником подскажем, когда изображение проявится. Передаем коллективную часть соседу справа.

Этап 5.

  • Решаем, где у нас будут потертости, а где не до конца отчистим бумагу. Продолжаем пальцами (не губкой!) стирать бумажный слой. Передаем коллективную часть соседу справа.

Этап 6.

  • Сушим феном. Передаем коллективную часть соседу справа.

Этап 7.

  • Наклеиваем 3-5 стволов из полосок (мажем медиумом для акрила сами полоски, вытираем руки и шпатель влажной салфеткой). Лучше начать с тонких материалов – это будет задний план. Передаем коллективную часть соседу справа.

Этап 8.

  • Продолжаем наклеивать полоски. Передаем коллективную часть соседу справа.

Этап 9.

  • Думаем, где стоит добавить деталей — можно нарисовать хаотично ветки акриловым маркером, приклеить листву из очень тонкого слоя ваты, марли или волокон. Для приклеивания мажем саму поверхность акриловым медиумом, а сверху просто накладываем «листву».

Этап 10 (сюрприз, не анонсирован во вводной части, в письменную инструкцию не включать).

  • Выбираем один из трех лесных запахов и наносим на слои работы, которые удерживают запах (плотная бумага, ткань, вата).

Материалы: панели ПВХ для оконных откосов, нарезанные в размер А4, рамки к ним; черно-белые распечатки на лазерном принтере разных фактур и паттернов — от многоквартирных домов до шерстяной вязки крупным планом (с тифлокомментарием); медиум для фототрансфера (mod podge), матовый медиум для акрила, акриловые маркеры, акрил; фен (максимальное количество в зависимости от наличия розеток); губки хозяйственные, вода, шпатели резиновые или пластиковые карты, влажные салфетки по 1 маленькой упаковке (10 шт.) на участника, бумажные полотенца 1 рулон, нарезанные белые полоски разной ширины из ткани, меха, фольги и т.д., шелковые волокна, вата, марля. Ножницы на всякий случай. Три лесных запаха. Коврики или крафтовая бумага для застилания столов.

В итоге участники:

  • освоят новую технику;
  • поймут, что можно достигать художественного результата, не рисуя;
  • порадуются сюрпризу и добавят новую грань своей работе через запах;
  • заберут домой готовую работу в рамке;
  • сделают коллективную работу, в которой невозможно спланировать итог, где отсутствует контроль над ситуацией;
  • примут участие в коллективной выставке.

Моя цель как художника:

  • Мне интересно сделать коллективную работу, где автор все и никто одновременно. Кроме того, коллективная работа должна экспонироваться как единый объект (плотная развеска), чтобы разные оттенки лесных запахов смешались, но у каждой отдельной работы была своя нота.

3.2. Описание мастер-класса по созданию автопортрета из полимерной глины. Автор и ведущая — художница Серафима Сажина

Длительность мастер-класса 2 часа.

Мастер-класс адаптирован для слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих людей и людей с ограничениями передвижения (кроме ограничения движений рук). На мастер-классе каждый из участников создаст из глины свой автопортрет. В ходе мастер-класса художник рассказывает, как работать с пропорциями лица, учит изображать эмоции, передавать состояние, изучать собственное лицо.

Цель мастер-класса — изучение процесса создания пропорций лица как скульптурного объекта.

Задачи:

  • Коммуникативная: обмен опытом, обсуждение хода работы над автопортретом.
  • Творческая: создание автопортрета из полимерной глины.
  • Исследовательская: изучение принципов строения лица, пропорций для выражения эмоционального аспекта автопортрета.
  • Развитие художественного восприятия каждого из участников.

План мастер-класса:

  • Знакомство (20 минут).
  • Исследование своего лица.
  • Пропорции и эмоции.
  • Инструкция при работе с материалом — полимерной глиной.
  • Процесс (60 минут).
  • Заключение, обратная связь.

По окончанию мастер-класса все созданные объекты участники могут забрать с собой.

3.3. Описание мастер-класса по созданию звуковой скульптуры  и изучению внешних органов чувств

Ведущий — художник Вильгений Мельников.

Длительность мастер-класса — 1,5–2 часа.

Мастер-класс адаптирован для участников с различными нарушениями и опытом инвалидности, могут участвовать подростки и взрослые. Места ограничены, всего 5–6 человек для комфортной работы с одним художником.

На мастер-классе каждый из участников создаст из случайного материала свой объект, издающий звук — звуковую скульптуру. В течение мастер-класса участники исследуют звучание предметов, возможность созвучия повседневных предметов, ведущий кратко раскроет понятие гармонии и диссонансов, понятие композиции в скульптуре и музыке, что такое звуковая скульптура, и как она представлена в современном искусстве. В течение мастер-класса будет происходить запись  каждой созданной звуковой скульптуры.

Пример работы, созданной в ходе мастер-класса:
https://drive.google.com/file/d/1-Q_iY-qgbltKOEHApzGjLhw6BqrQOySj/view?…

Потребуются материалы (простые вещи из супермаркета Ашан, железные кружки, вилки, консервные банки, изолента и т.д., а также звукосниматели).

Задачи:

  • Коммуникативная: обмен опытом, обсуждение хода работы, совместное изучение звучания предметов.
  • Творческая: создание скульптурной композиции из повседневных предметов и шумовой композиции из звуков, издаваемых предметами.
  • Исследовательская: изучение звучания повседневных предметов.
  • Развитие художественного восприятия каждого из участников.

План мастер-класса:

  • Знакомство (20 минут).
  • Исследование материала — звук, форма, взаимосвязь формы предметов и издаваемых ими звуков.
  • Процесс (60 минут).
  • Заключение, просушивание работы объекта.

После выставки каждый объект и аудиозапись звуковой скульптуры отправится к их автору.

Требования к помещению:

  • большие столы, что бы у каждого участника было своё пространство;
  • хороший свет;
  • доступ к электричеству.

3.4. Описание мастер-класса по пантомиме «Живая скульптура»

Ведущие — глухие актрисы Людмила Романовская и Гюля Джафарова.

Людмила — профессиональный мим, режиссер и актриса петербургского Театра глухих, Руководитель студии пантомимы Санкт-Петербургского Театра глухих. В течение более 10 лет жила и работала в творческих коллективах и цирковых труппах США. Ссылка на репортаж премьеры шоу-спектакля «Се-ля-ви», где Людмила выступила в качестве режиссера и актрисы — [5].

Гюля Джафарова о себе: «С 2014 года являюсь актрисой театра «Дети тишины». Театр «Дети тишины» — это уникальный инклюзивный театр со смешанной командой: на сцене выступают одновременно глухие и слышащие артисты. Основная идея театра создание спектаклей понятных всем, объединяя глухих и слышащих в зрительном зале. Не разрушая границ между ними, а показывая их отсутствие. Ведь все границы в нашем уме, в реальности границ нет. Особенно в творчестве. Театр — это универсальная площадка для творческой реализации, в ней нет ограничений, и место найдётся для всех. На примере наших спектаклей мы хотим рассказать людям о том, что вербальный язык общения между людьми — это всего лишь один из способов коммуникации [6].

Мастер-класс пройдет при участии 2 сурдопереводчиков, которые также буду помогать и ассистировать в работе со зрителем. Длительность мастер-класса — 1,5 часа.

Участвовать в мастер-классе могут подростки и взрослые с инвалидностью и без, всего 10 человек. На мастер-классе ведущие покажут участникам базовые приемы работы с искусством пантомимы, покажут сценки в жанре пантомимы и построят с участниками мастер-класса живую скульптуру.

В течение мастер-класса зрители научатся c помощью пантомимы выражать свои чувства и эмоции без слов и звуков — с помощью мимики и жестов, увидят, как работают профессиональные мимы,  получат опыт общения с глухими людьми и базовые навыки общения с людьми с нарушением слуха. Главное — поймут, что это несложно и интересно.

Цель мастер-класса — изучение базовых приемов искусства пантомимы, организация комфортного процесса взаимодействия участников мастер-касса друг с другом и с людьми с нарушением слуха.

Задачи:

  • коммуникативная: изучение принципов общения с слышащими и неслышащими людьми без слов, для чего будет создана комфортная среда, располагающая к взаимодействию на равных;
  • творческая: создание живой скульптуры с помощью техники пантомимы;
  • исследовательская: изучение базовых принципов работы с пантомимой и жестами, принципов общения с глухими и слабослышащими;
  • развитие художественного восприятия каждого из участников, развитие эмоционального интеллекта без использования слов, только с помощью мимики и жестов.

План мастер-класса:

  • Знакомство (15 минут).
  • Рассказ об искусстве пантомимы, показ базовых приемов пантомимы и жестов, используемых глухими и слабослышащими (20 минут).
  • Разделение на группы и создание живой скульптуры участниками мастер-класса (20 минут).
  • Показ скульптур и обсуждение (15 минут).
  • Заключение, обратная связь (15 минут).

По окончанию мастер-класса все созданные объекты участники могут забрать с собой.

3.5. Описание мастер-класса по танцу «Где начинается танец»

Ведущий: Гомонюк Виталий Эдуардович — актёр, режиссёр, педагог, перформер.

Виталий Гомонюк о себе: «Сотрудничал с театрами «Мимигранты», «Странствующие куклы г-на Пэжо», «Небесная Карусель», организовал театр кукол «Тормашки», участвовал в различных театральных фестивалях в России и Европе. Танцевал в студенческом хореографическом ансамбле, занимаюсь современным танцем в пространстве «Сдвиг» (в Бертгольтц-центре) у Антона Вдовиченко, участвую в мастер-классах и проектах компании «Повстанцы» (г. Москва) и других компаний.

Однажды танец изменил всю мою жизнь, это было в 16 лет и вот уже 32 года я пребываю в поле танца, не переставая удивляться, делая новые открытия и развиваясь как физически, так по другим направлениям. Более того, сейчас танец для меня основное средство, позволяющее пребывать мне в гармонии с самим собой».

Этот мастер-класс предлагается людям с 14 лет и далее, без возрастных ограничений, с любым опытом танца и, возможно, с ограничением в двигательной, звуковой и зрительной системах, а также с нестабильностью в эмоционально- психической сфере.

Танец — ритмичные, выразительные движения тела, выстраиваемые сознательно, или неосознанно в композицию, выражающие эмоциональное состояние исполнителя и часто сопровождающиеся музыкальным аккомпанементом. Примем это определение танца за отправную точку в путешествии в мир своего личного танца и дополним его каждый для себя сам.

На самом деле в этом исследовании-путешествии предлагаю поставить три вопроса:

  • Что такое танец для меня?
  • Где начинается танец во мне?
  • Как начинается, развивается и заканчивается ли мой танец?

Оптимальное количество занимающихся: до 14 человек.

Время занятия: 1,5–2 часа.

Место занятия: проветриваемый, просторный зал с чистым полом.

Инвентарь: коврики для зарядки.

Цель: расширить представление о танце и границах собственных танцевальных возможностей.

Задачи:

  • коммуникативная: общение и выполнение упражнений в группе;
  • творческо-исследовательская: поиск и созидание своего собственного танца;
  • педагогическая: знакомство с некоторыми приёмами и инструментарием танца, осваивание и получение навыка их использования.

План мастер-класса:

1 блок: 30–40 минут

  • знакомство в кругу, высказывания участников на тему: Танец и я;
  • индивидуальные упражнения лёжа, сидя, стоя, направленные на осознание границ собственного тела и его особенностей, погружение в поле собственного танца.

2 блок: 40–50 минут

  • упражнения в группах по три человека, направленные на расширение осознания возможностей собственного тела;
  • общий танец групп из трёх человек.

3 блок: 20–30 мин

  • одновременные индивидуальные танцы-импровизации участников мастер-класса с опорой на полученные знания и опыт, и их закрепление;
  • круговое обсуждение ощущений, впечатлений и мыслей участников от танцевальной практики.

3.6. Описание ольфакторно-скульптурного мастер-класса для слабовидящих и незрячих

Задумывались ли вы как выглядит запах? А какой он может быть на ощупь? Мы приглашаем вас поучаствовать в мастер-классе Ольфакторной лаборатории, посвященной исследованию запахов.

Длительность 2–3 часа.

Цель мастер-класса — исследование возможности сенситивного восприятия через один канал чувств и перевод в определенную форму посредством другого.

Задачи:

  • коммуникативная: обмен опытом и попытка приблизить другого к собственному чувственному опыту;
  • творческая: создание скульптуры на основе запаха;
  • исследовательская: изучение синестезии (ассоциативной связи между различными каналами восприятия) для группы слепых и незрячих;
  • развитие художественного восприятия;
  • развитие межмодального ассоциативного мышления.

План мастер-класса

Процесс:

  • Знакомство. Беседа про запах. Рассказ о себе ведущего.
  • Основная часть мастер-класса: случайный выбор запаха для работы. Будут представлены несколько разных запахов. Описание запаха вслух.
  • Создание абстрактных / ассоциативных скульптур на основе запахов. Ассоциации через вербализацию, перевод в скульптуру.
  • Обмен опытом и ощущениями от тактильного восприятия полученных от скульптурных изображений. Попытка «угадать» воспроизведенный запах на основе тактильных ощущений от скульптуры.
  • Завершающая беседа и обратная связь, обмен впечатлениями.

В результате мастер-класса участниками будет получен необычный опыт и впечатления от описания запаха: вербального, текстового, тактильного на основе ассоциаций. Скульптуру и образец запаха можно будет забрать с собой.

Итог: каталогизация работ (фото и текст описания от участников), а также мини-выставка в группе в конце занятия.

Заключение

Таким образом, мультисенсорный подход может не включать в себя общепринятую визуальную модальность и использует обонятельные, тактильные и слуховые возможности человека, как художника, так и участника художественного процесса. В результате получается коллективная инклюзивная и мультисенсорная работа, с которой взаимодействуют посетители и сами творцы. Такой подход позволяет включить в творческие общественные практики людей, исключенных из них в силу особенностей коммуникации и обработки информации. При использовании мультисенсорного опыта есть возможность увеличить количество взаимодействий с искусством людей с опытом инвалидности и предоставить возможности развития творчества и коммуникации художников с разной ведущей модальностью восприятия.

Библиографическое описание

ГОСТ 7.0.5 - 2008

Джумагулова, А.Ф., Лескова, Е. Инклюзивное обучение современному мультисенсорному искусству. Описание мастер-классов партиципаторного инклюзивного проекта [электронный текст] // Культура и технологии. 2021. Том  6. Вып. 4. С. 194-203. URL:  http://cat.itmo.ru/ru/2021/v6-i4/313, DOI: 10.17586/2587-800X-2021-6-4-194-203

DOI
10.17586/2587-800X-2021-6-4-194-203
Литература
  1. Осминкин Р.С. Партиципаторное искусство: от «эстетики взаимодействия» к постпартиципаторному искусству. Обсерватория культуры. 2016;1(2):132-139. DOI: 10.25281/2072-3156-2016-1-2-132-139
  2. Описание проекта ТАКТ. Доступно на: https://takt.chetverg-fond.ru/#rec299968790 (дата обращения: 29.11.2021).
  3. Мультисенсорный музей: междисциплинарный взгляд на осязание, звук, запах, память и пространство. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2022. Научный редактор: Левент Н., Паскуаль-Леоне А.
  4. Тит Адам-Давид. Не только смотреть: что такое мультисенсорный музей и зачем нюхать музейные экспонаты. Доступно на: https://knife.media/multi-museum/ (дата обращения: 29.11.2021).
  5. Петербургский театр глухих представил спектакль в жанре пантомимы. Доступно на: https://topspb.tv/news/2021/04/17/peterburgskij-teatr-gluhih-predstavil… (дата обращения: 05.11.2021).
  6. Инклюзивный театр «Дети тишины». Доступно на: https://vk.com/children_of_silence?z=video-15468453_456241281%2Fbe9e517… (дата обращения: 05.11.2021).
Russian