Современный читательский и, соответственно, покупательский запрос ныне настоятельно демонстрирует предпочтение информационным средствам, обеспечивающим, консультирующим — позволяющим самостоятельно освоить какие-либо компетенции.

Эта ярко выраженная тенденция совпадает с изменениями в социально-личностных аспектах жизнедеятельности человека: институционально значимое обособление ряда групп граждан, изменение статуса обучения и готовности к принятию чужих авторитетов и позиций, чужой оценки и прогнозов ориентирует общество на поиск инновационных средств и форматов коммуникации, на разработку каналов их предоставления, на обеспечение системы анализа и планирования дистанцированного, абстрагированного сопровождения занятости граждан, равно приемлемого для самих граждан и социума.

Аутистические и аутоподобные состояния, социально-личностные кризисы, дефицитарные состояния сенсорного и иного характера, их производные проявления особенно настоятельно повышают в жизни человека роль независимых, отстранённых поставщиков информации, позволяющих индивидуально организовать темпоральный, структурный, содержательный и даже стилевой, фантазийный, неоднородный формат освоения компетенций, сведений, взглядов.

Мировая наука на текущем этапе рассматривает развернутый ряд вторичной аутизации и иных производных форм дискоммуникации, дистанцирующих человека от источников информации и общения. Также и сенсорные, сенсомоторные нарушения не дают человеку в полной мере применять многие из средств коммуникации традиционного формата.

Ситуация осложняется фактором наследуемости дискомпетенций, как сенсомоторного и собственно коммуникативного плана, — так и позиционирующего характера, связанного с передачей негативного микросоциального опыта взрослых, отражающего нередко реакции окружения на особенности социализации и общего праксиса, свойственные ранее самим этим окружающим взрослым, зачастую страдавшим сходными нарушениями, состояниями, предрасположенностями. Участники студенческих и волонтёрских исследовательских групп на базе Башкирского Государственного Университета и Белорецкой Педагогической Гостиной [1] обнаружили не только значительное совпадение подобных черт у взрослых и детей — но и свыше половины случаев сопутствующих негативных проявлений, оценок, реакций взрослых, в чьих воспоминаниях, поведении, склонности и готовности имеет место известная парадигма: дискомпетенция — неприятие окружения — негативизм — дискомпенсация.

Растёт доля изолированных от образовательных и иных организаций детей и взрослых: находящихся на стационарном и домашнем лечении, получающих как надомное и дистанционное (согласно рекомендациям врачебных комиссий и ПМПК, психолого-медико-педагогических комиссий), так и домашнее (по решению родителей, хоумскулинг) обучение, удаленно обучающихся и работающих, путешествующих, сопровождающих пожилых и болеющих людей.

Например, слабослышащий или медлительный человек желает освоить образовательные, культурные, допрофессиональные, профессиональные компетенции, навыки оздоровления, саморегуляции, танцевальной, иной досуговой терапии самостоятельно, в своём индивидуальном темпе, на своей территории, в избирательно приемлемом окружении.

Печатные и цифровые самоучители, первоначально акцентированные на презентацию инноваций и авторский посыл, некоторую защиту авторских прав, нашли весьма существенный отклик среди лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Не только люди с сенсорными нарушениями испытывают трудности в процессе получения информации и обеспечения обратной связи: нуждаются в большем времени, прилагают больше усилий, больше утомляются, раздражаются, впадают в отчаяние и апатию, сомневаются в достижимости результата и продуктивности будущего применения получаемых навыков.

Проведённое нами исследование готовности взрослого окружения детей с нарушениями зрения принять их сенсомоторные, социально-образовательные, личностно-коммуникативные особенности обнаружило, что даже среди активных посетителей лекций, тренингов и собраний, освещающих сущность ограниченных возможностей здоровья их детей и соответствующие социально-образовательные обстоятельства, — такое принятие было в значительной степени формально. Детей часто упрекали в том, что они менее успешно справлялись с жизненными ситуациями и учебными заданиями, им менее необходимого для них предоставлялось времени и пояснений, постепенно ограничивалась их ситуативная свобода и возможности проявления личности, характера, приоритетов и мнения. Когда тифлопедагог провела тренинг «Ощути дефект» [2], где родители с помощью самодельных тренажёров вынуждены были справляться с детскими заданиями, испытывая такие же трудности визуального характера, как и их дети, — эти образованные, подготовленные, активные родители испытали катарсис. Они жаловались на истерическое состояние, сильную одышку, сердцебиение, агрессивный настрой. Таким образом мы видим, что источники информации и коммуникации, предоставляемые взрослым, а также нормативно действующим окружением, зачастую оказываются недостаточными, неспецифичными, не обеспечивающими необходимых условий для развития и самостоятельной деятельности детей и взрослых с нарушениями в развитии.

Неврологические нарушения также зачастую создают оперативные и системные барьеры для эффективной и индивидуально приемлемой жизнедеятельности людей. Темп, выразительность, содержательные аспекты, проявления избирательности в коммуникации и отвращают (в том числе неосознаваемо) окружающих, и препятствуют продуктивной, социально приемлемой, личностно адресной занятости людей с ограниченными возможностями здоровья. В результате такого негативного опыта они испытывают драматичные переживания, ожидания, самопрогнозы, искажающее их дальнейшее самопозиционирование и целеполагание.

Нарушения опорно-двигательной системы, даже без выраженных сенсорных дисфункций и неврологических отклонений, существенно снижают скорость и сокращают время продуктивной занятости детей и взрослых, ощущение продуктивности и успеха, сенсорной и моторной удовлетворённости, уверенности в своих силах и способность программировать занятость. Приноравливаясь к выявленным особенностям деятельности ребёнка или взрослого данного нозологического плана, окружающие невольно приуменьшают его текущие и перспективные возможности.

Ведущее диалектическое противоречие коррекционного сопровождения, когда по состоянию здоровья ребёнку или взрослому необходим щадящий режим, ограничение нагрузок и зоны ответственности, а в связи с необходимостью достижения равных стартовых возможностей, максимальной социальной адаптации и образовательной интеграции, лица с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в ускоряющем социально-образовательном маршруте, усиливает запрос социума на реализацию сверхкомпенсаторных возможностей организма, личности, группы, обоснованных учением Л.С. Выготского.

Необходимость личной территории, индивидуальной успешности [3, 4], личного инструментария обучения [5] и жизнедеятельности как граждан с ограниченными возможностями здоровья — так и тех, кого ныне принято называть нейронормальными, институционально значимы и для социально-образовательной сферы, и для общественного самосознания.

Обеспечить потребности человека в сообразной его нуждам деятельностно ориентированной среде необходимо и ради благополучия общества в целом [6, 7]. Не всегда мы готовы понимать, что успешность и благополучие лиц с ОВЗ создают необходимый ресурс для развития общества. Их удовлетворённость процессом и результатами познания, общения, деятельности отвечает их внутренней потребности и способствует гармонизации общественной жизни, общественного сознания. Диспраксии сопутствует дисфория, что увеличивает вероятность социально неприемлемого поведения и в дальнейшем формирования деструктивных стандартов занятости, что может угрожать в дальнейшем общественному правопорядку и спокойствию.

Многие преподаватели надомного, частного обучения, дистанционных школ компенсируют дефицитарность образовательного маршрута детей-инвалидов с помощью интенсивного, интегрирующего обмена ссылками на отдельные контенты, форумы, на образовательные курсы, формируя тем самым и личную социальную привлекательность учащихся среди сверстников, а нередко — и среди близких людей. Наши волонтёры отмечают по результатам сопровождения таких детей, по анкетированию родителей и педагогов следующие значимые позиции целеполагания и мотивации всех участников социально-образовательного диалога:

  • занимательность контента, форума, ресурса как механизм вовлечения, включения, социализации сопровождаемого и его семьи;
  • повышение собственно образовательных возможностей сопровождения, освоения необходимых компетенций и соответствующих организующих навыков, самоконтроля, самопозиционирования ученика, формирование статуса ученика;
  • подлинно здоровьесберегающий компонент образования, то есть осознанное здоровьесбережение с осознанием целей, средств, планирования и самоконтроля;
  • допрофессиональное и профессиональное обеспечение информацией, навыками, интегрирующими средствами (в том числе в отношении редких профессий, повышающих востребованность сопровождаемого);
  • общеразвивающий компонент занятости;
  • досуговое благоприятствование, повышение социальной привлекательности и устойчивости сопровождаемого;
  • формирование имиджевых и рейтинговых ресурсов интеграции ребёнка, взрослого, находящегося в той или иной степени изоляции, выявление и поддержание индивидуального стиля информационной социализации.

Конечно, присутствие в обиходе современных электронных устройств не должно отменять и ограничивать развитие традиционных средств коммуникации, но в ряде случаев, после достаточно показательного периода диагностико-коррекционного сопровождения, окружению ребёнка приходится принимать необходимость акцентирования ведущей модальности общения в пользу альтернативных форматов связи.

Примечательно, что в ходе практической работы наши участники пришли к осознанию ресурсного значения собственного индивидуального стиля интернет-общения и цифрового саморазвития.

Дополнительным, но существенным показателем эффективности такой совместной работы становится повышение продуктивности научной деятельности кафедр и факультетов как в отношении информационно-технологического компонента образовательного пространства, так и в более широком плане.

Развитие системы цифровых средств коммуникации происходит, конечно, весьма представительно, и прогнозы здесь также очень развёрнутые. Но повышение роли информационных компонентов жизнедеятельности в занятости людей с ограниченными возможностями здоровья, видимая корреляция роста и проявления описанных здесь нозологических групп с интенсивным преобразованием цифровой цивилизации как обязывает усилить плановость, эффективность информационной эволюции [8, 9] — так и соотносить её реалии с преобразованием человеческой среды, проявляющей постоянно всё новые свои инновации.

Библиографическое описание

Гаязова, Г.А., Рыбаков, Д.Г., Султанова, Р.М. ИТ-самоучители в жизни детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья // Культура и технологии. 2019. Том  4. Вып. 2. С. 77-82. DOI: 10.17586/2587-800X-2019-4-2-77-82

DOI
10.17586/2587-800X-2019-4-2-77-82
Литература
  1. Рыбаков Д.Г., Рыбакова Е.В., Мустафина Д.М. Информационные технологии и новая философия общения. Организация интернет-гостиной в формате межведомственного межрегионального сотрудничества социально ориентированных служб и общественных организаций. - Материалы IX международной научно-практической конференции "Россия и Европа: связь культуры и экономики" - Прага, World Press 2014;
  2. Рыбакова Е.В.. Тифломоделирующие очки. - ж-л «Обруч» №3, 20044
  3. Рыбакова Е.В., Султанова Р.М, Гаязова Г.А.. MODULING OF CONTACT WITH OF CHILDREN WITH ASD AND MANIFESTATIONS OF NEGATIVISM DIDACTIC. - Материалы VII международной научно-практической конференции "Образование: традиции и инновации", Прага, World Press, 2015;
  4. Рыбаков Д.Г., Рыбакова Е.В. Территория РАС. Защищённые от суетности. - Ridero.ru, 2016;
  5. Рыбаков Д.Г. Школьная логистика как развивающий ресурс личности в процессе формирования социального капитала. - Всероссийская научная конференция "Социальный капитал современного общества". - Санкт-Петербург СПбГУ, 2012;
  6. Султанова Р. М., Гаязова Г. А., Рыбакова Е. В.. Современный личностно-правовой аспект адресного сопровождения детей с РАС. – Итоговый сборник материалов Второго Съезда дефектологов, Москва, 2017;
  7. Рыбакова Е.В., Султанова Р.М., Гаязова Г.А., Обеспечение позитивистского подхода в системе адресного сопровождения старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья - Образование. Инновации и технологии. II Межрегиональная с международным участием интернет-конференция http://www.dpo-smolensk.ru/meropr-1/1-dop-i-korrekciya/;
  8. Рыбаков Д.Г. Синхронизация глобальных ИТ-процессов и современных социально-образовательных вызовов. - Материалы X Международной конференции "Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире", Санкт-Петербург 2015;
  9. Рыбакова Е.В., Рыбаков Д.Г., Султанова Р.М., Гаязова Г.А., Акубекова Г.Д., Резяпов Р.А. Коррелирующие позиции информационного развития социума и нейропсихического состояния подрастающих поколений. - Материалы VIII международной научно-практической конференции "Образование: традиции и инновации", Прага, World Press 2015.
Russian