Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем.
Н.К.Рерих
На современном этапе, всеобъемлющей цифровой трансформации, очень важно осмысление роли культуры и ее институтов во всех формах, как традиционной, так и цифровой, а также её место в национальной и международной повестке информационной безопасности.
Проблема информационной безопасности, и на национальном уровне, и международном, чрезвычайно широка и многогранна, особенно, в современных условиях цифровой трансформации.
Сфера культуры также подвержена механизмам цифровой трансформации на фоне глобализации мира через правовую, политическую, экономическую, религиозную и культурную интеграцию на основе транснационализации и геоинтерграции. Наблюдаются глобальные проблемы нарастания нестабильности в мире в различных его географических точках таких как: Ближний Восток, Восточная Европа, Средняя Азия и других, сложившаяся ситуация не может не беспокоить мировое сообщество.
Анализ происходящих событий показывает, что причиной проблем здесь является практическое применение инфо-политтехнологий по искажению информации, т.е ложной, недостоверной. Это, в свою очередь, породило такой информационный феномен как «фейк», т.е. ложная информация, которая, к сожалению, очень стремительно распространяется по популярным социальным сетям, мобильным приложениям, телекоммуникационным сетям, в том числе, на новостных сайтах в глобальной сети Интернет. Глобальную информационную систему наводнили преступники-одиночки и преступные группы. Многочисленные преступления, совершенные ими в киберпространстве, имеют высокую латентность, т.е. практически не раскрываются сотрудниками правоохранительных органов России, а также и международной уголовной полицией — Intepol. Латентность интернет-преступлений многие годы держится на высоком уровне. Одна из основных причин — слабая подготовка кадров по раскрываемости преступлений информационной направленности, и как, следствие, они остаются нераскрытыми, а преступники безнаказанными. Официальная статистика по России отмечает увеличение зарегистрированных преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, за 6 месяцев прошедшего 2021 года количество киберпреступлений в России выросло на 20,3 %, данные опубликованы на официальном сайте МВД [1].
Источниками фейковой информации могут быть: во-первых, социальные сети в лице блогеров, у которых аудитория от десяти до нескольких тысяч, а то и миллионов подписчиков; во-вторых, информационные ресурсы в Интернете; в-третьих, информация на частных каналах теле и радио; и другие. Например, анонимные пользователи в сети DarkNet, что в переводе означает «темная сеть». Телекоммуникационная сеть DarkNet функционирует в режиме закрытой сети, но позиционирует себя через концепцию приватной сети. В действительности все не так, данная компьютерная децентрализованная, распределенная одноранговая сеть (P2P) принципиально отличается от других децентрализованных, распределенных одноранговых (P2P) компьютерных сетей. Обмен информацией в компьютерной сети DarkNet происходит анонимно (IP-адреса интернет-ресурсов недоступны публично), следовательно, пользователи могут не опасаться за свои противоправные действия, а сама Сеть не попадает под правовое регулирование со стороны государства. По факту практическое применение компьютерной сети DarkNet — использование в запрещённых сообществах, нелегально. Компьютерная сеть DarkNet для данных субъектов — это киберпространство для ведения незаконной деятельности, например, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма (статья 205.2 УК РФ); незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, (статья 228.1 УК РФ); возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (статья 282 УК РФ).
В открытых информационных ресурсах глобальной сети Интернет публикуют заведомо ложную информацию: 1) в виде суждений в области морали, нравственности; 2) истории и культуры народов России; 3) общественной жизни россиян, отличающейся от общепринятых норм на Западе. Применяют методы убеждения для пересмотра семейных, культурных, духовных ценностей и навязывают свое отношение к ним, особенно, среди молодежи.
Из этого следует, что проблемы информационной безопасности на национальном и на международном уровнях не только не утрачивают свою актуальность, а еще и усиливают ее [4]. Можно утверждать, что информация (цифровой контент) — это мощнейший инструмент воздействия и манипуляций общественным сознанием во всех его видах, таких как морально-нравственный, духовный, политический, правовой и др., а также механизм управления в руках псевдолидеров стремящихся жонглировать информацией, предпочитая, молодежную среду как самую технически зависимую от современных IT-технологий. Решение данной проблемы, относительно молодого поколения — правильные жизненные ориентиры, которые формализованы целенаправленной государственной молодежной политикой на основе традиционных российских культурных ценностей [6]. Государство на всех уровнях осознает, что молодежь — это настоящее и будущее нашей огромной территории, доставшейся нам в наследство от предков, обильно политой потом и кровью. Возлагая ответственность на молодое поколение, информационная безопасность на национальном и международном уровнях будет обеспечиваться со временем этими поколениями [8].
Учитывая современные тенденции к повышению количества потребностей и объема потребления, а также сверхпотребления в современном обществе, можно констатировать, что, к сожалению, растут потребности не столько интеллектуальные, культурные, духовные, сколько материальные, не являющихся жизненно необходимыми. Из чего можно заключить, де факто, что проявляются все признаки кризиса культуры, морали и нравственности через череду «ложных ценностей», «вредных потребностей», особенно, в молодежной среде. Нельзя допустить, чтобы кризис культуры, морали и нравственности приобрел системный характер.
В рамках концепции цифрового века, цифровой трансформации во всех сферах жизнедеятельности, государству приходится противостоять дестабилизации общественно-политической ситуации в стране, распространению ложной (недостоверной) информации, пропаганде криминального образа жизни, где главным объектом деструктивного информационного воздействия, со стороны зарубежных манипуляторов, рассматривается российская молодежь [3].
Информационная составляющая институтов культуры, с учетом активного внедрения информационных технологий, виртуальной реальности, дополнительной реальности, искусственного интеллекта представлена активной деятельностью Творцов, от создания традиционных объектов культуры до объектов культурного значения, представленных в цифровой форме. Подтверждением этому служат инновационные процессы, протекающие в творческой среде, в которой появилась возможность применения научных достижений в сфере информационных технологий и применение их в создании цифровых объектов культурного значения. Это в свою очередь позволяет формировать «цифровую культуру» таким образом, в основе которой будут заложены базовые национальные морально-нравственные ценности [9, 10], а для будущих поколений «цифровое наследие» [11, 12]. В процессе будет пополняться список институтов культуры, например, институт «виртуальных музеев», «электронных библиотек», «цифровых архивов» и др. [2]. Большая заслуга, в условиях цифровой трансформации, очевидно принадлежит государственным программам и национальным проектам, например, Федеральный проект «Цифровая культура» — начало цифровизации сферы культуры. Безусловно, данная культурная политика по цифровизации культуры не может не заинтересовать современную молодежь, которая большую часть времени проводит в мире виртуальной реальности.
Интеграция институтов культуры в цифровой форме, в глобальную сеть Интернет внесла бы еще больше созидательной гражданской активности в жизнь современной молодежи [5]. Перманентное развитие Интернета, существенно изменило представление не только о национальных, но и о мировых информационных ресурсах. Информационные ресурсы стали доступны через виртуальное пространство в режиме online, независимо от их географического местонахождения и времени обращения к ним [10]. Глобальная цифровая трансформация и интеграция не только способствовали созданию уникальных цифровых объектов культурного значения высокотехнологического качества, но и определили потребности в бережном сохранении оцифрованного культурного потенциала накопленного за последние тысячелетия, учитывая тот факт, что культура России — это одна из мировых цивилизаций.
Выводы: несмотря на стремительное движение технологически развитых стран в условиях цифровой трансформации к глобальному информационному обществу, обществу знаний, Россия выставляет социально-правовые и культурные ориентиры в глобальном информационном пространстве, с учетом национальной и международной информационной безопасности. На данном историческом этапе очень важно развитие цифровой культуры, оцифровки объектов культурного значения, сохранение традиционного культурного наследия и его институтов, таких как библиотеки, музеи, архивы и др. Из чего следует, что в основе существования и безопасности России находится информационная составляющая сферы культуры российского цивилизованного общества. Культура многонационального народа России — это идентификационный код нации и гарант информационной безопасности на всех уровнях, включая международный.
Шаповалова, Г.М. Цифровая трансформация в сфере культуры и ее институтов – основа национальной и международной информационной безопасности // Культура и технологии. 2022. Том 7. Вып. 2. С. 65-70. DOI: 10.17586/2587-800X-2022-7-2-65-70
- Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-июнь 2021 года // Министерство внутренних дел Российской Федерации. 20 Июля 2021. URL: https://мвд.рф/reports/item/25094008/ (дата обращения: 22.03.2022).
- Министерство культуры поддерживает идею сделать доступным и использовать цифровое наследие // Kultuuriministeerium. 11 июня 2015. URL: http://www.kul.ee/ru/novosti/ministerstvo-kultury-podderzhivaet-ideyu-sdelat-dostupnym-i-ispolzovat-cifrovoe-nasledie (дата обращения: 22.03.2022).
- О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=389271/ (дата обращения: 22.03.2022).
- О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 мая 2018 г. N 20 ст. 2817.
- Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.05. 2015N 996-р // Собрание законодательства РФ, 08.06.2015, N 23, ст. 3357.
- Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 50 ст. 7185.
- Основы законодательства Российской Федерации о культуре : утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1 (ред. от 30.04.2021). URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=383424/ (дата обращения: 22.03.2022).
- Об утверждении Основ государственной культурной политики: указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808. URL: http://docs.cntd.ru/document/420242192 (дата обращения: 22.03.2022).
- Федеральный проект «Цифровая культура». URL: https://www.mkrf.ru/about/national-project/digital-culture/ (дата обращения: 22.03.2022).
- Полякова Т.А., Минбалеев А.В. Цифровые инновации и проблемы развития механизма правового регулирования в России // Информационное право. 2019. № 4. С. 12–15.
- Цифровая трансформация: вызовы праву и векторы научных исследований: монография [Электронный ресурс] / под общ. ред. А.Н. Савенкова; отв. ред. Т.А. Полякова, А.В. Минбалеев. Электрон. дан. (1,3 Мб). – М.: Институт государства и права РАН, 2020.
- Шаповалова, Г.М. «Цифровая культура» и «цифровое наследие» – доктринальные дефиниции в области культуры на этапе развития современного российского законодательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2018. Т. 10. № 4 (43). С. 81–89.