Настоящая статья посвящена исследованиям подкаста как современного медиапродукта. В тексте дается обзор современных представлений о подкасте, обсуждаются основные идеи теории подкастинга как современного медиа и поднимается вопрос об особенностях творческого процесса, связанных с созданием подкаста. Также изложены результаты проектов, выполненных совместно с начинающими исследователями, и проанализирован собственный опыт создания подкастов.

Актуальность исследования заключается в том, что интерес к формам цифрового контента растет вместе с развитием медиасферы, и сегодня одной из наиболее перспективных форм взаимодействия с аудиторией становится подкаст: аудио-, видеоподкасты, скринкасты (с демонстрацией экрана устройства), аудио- и видео чаты [1, 2]. Существуют подкасты в форме монолога и полилога, без возможности предоставления обратной связи или напротив, основанные на обсуждении комментариев участников. Некоторые подкасты записываются перед аудиторией, которая платит за места в зале, что сближает подкаст с традиционным ток-шоу [3]. Смешение жанровых признаков вызывает сложность определения понятия, что влечёт за собой затруднение обсуждения культурных и социально-значимых явлений, окружающих существование подкаста в современном мире. В то же время после пандемии 2020 года рост популярности подкастов зафиксирован по всему миру [4]. Подкасты пока не так популярны, как радио, среди людей старшего возраста, но они становятся все более популярными среди молодежи [5]. Подкаст всё чаще используют в образовательных целях, в целях просвещения и информирования населения, все больше развлекательного контента выходит в форме подкастов [6, 7, 8]. Подкастами интересуются традиционные СМИ, медийные личности и рядовые пользователи сети интернет [5]. Вслед за увеличением интереса к подкастам растет заинтересованность в научном сообществе, что отражено в росте публикаций по данной проблематике.

За последние годы появилось значительное число исследований, посвящённых изучению подкастов. Подкаст как продукт медиасферы с присущими ей особенностями изучают Ануфриева Г. В. [9], Дорощук Е. С., Трифонова П. В. [10], Ефимова О. В. [11], Ибраимов А. Г. [3], Малышева Е. Г., Рогалева О. С. [13], Назайкин А. Н. [14]. Адаптацию западных тенденций подкастинга к русскоязычному сегменту изучали Саркисов Д. Г. [14], Манскова Е. А. [16], Чеботарева Н. И. [5]. Просветительское значение подкастов исследуют Перевозчикова, А. Л. [7–8], Сметанина Д. А. [6]. Терентьева Н. П. [17] Использование подкастов в образовательных целях изучают Tomyuk O. N., Diachkova A. V., Kerimov A. A., Dudchik A. Yu. [4], Белинова Н. В., Сухарева А. С., Шевченко Н. В. [2], Романичева Е. С. [18], Жирков Д. Д. [1]. Отдельный интерес исследователей вызывает нейминг подкастов с использованием языковой игры Гапутина В. А. [19].

Цель исследования — проанализировать актуальные вопросы существования подкаста в отечественной медиасреде и выявить аспекты, значимые для развития подкастинга.

Объект исследования — подкаст как современная форма медиа.

Предмет исследования — актуальные аспекты, отражающие существование подкастинга в современной отечественной культуре.

В настоящем исследовании мы проанализировали тенденции изучения подкаста в современной научной литературе, использовали общефилософские и культурологические методы, обратились к родовым особенностям подкаста для выявления сущностных признаков и уточнения дефиниции. Сформулировали наиболее значимые аспекты изучения подкастов с точки зрения исследователей и выдвинули собственные предложения. Существование подкаста как феномена культуры требует его анализа как целостности и моделирования проекта исследования подкастов.

На основании анализа существующих исследований мы, в первую очередь, обратились к дефиниции. Термин «подкаст» распространился в 2004 благодаря газете The Guardian (Великобритания) как соединение слов «IPod» и «broadcasting» (вещание) [14]. В наиболее распространенном значении подкастом называется аудиошоу или аудиоблог, состоящий из эпизодов (выпусков), объединенных ведущим, а также по тематике и формату, доступные для скачивания из интернета [15]. В некоторых источниках признаком подкаста называется акцент на диалоге между участниками подкаста (ведущими, ведущим и гостями) и аудиторией [9, 13, 18].

Для уточнения определения обратим внимание на следующие пункты.

1. Подкаст как способ распространения медиафайлов (со стороны авторов). Появление подкастов связывают с изобретением Адамом Карри технологий RSS (создает сводку веб-сайта с описанием содержания), появлением формата MP3 (оптимизирует файл для распространения в сети с сохранением востребованного потребителями качества), а также с распространением цифровых аудиоплееров [3]. В 2000-х годах возникла идея прикреплять аудио и видеофайлы к RSS-каналам. Далее технология развивалась и распространялась с переменным успехом, связанным, с одной стороны, с появлением смартфонов и облачных сервисов, с другой — появлением популярных медиапродуктов (например, «Serial» в 2014 г. [16].). Были созданы первые приложения для прослушивания аудио (iPodderX, iTunes) [3]. Сегодня подкасты распространяются на специальных платформах — YouTube, SoundCloud, iTunes и Apple Podcasts, Google Podcasts, Castbox, Яндекс.Музыка. Подкасты можно также отправлять через мессенджеры или по электронной почте [2].

2. Подкаст как удобный сервис выбора медиаконтента (со стороны потребителя). Создание первого подкаста связывают с именем Криса Лайдона (2003 г.) [15], но есть сведения о более ранних независимых медиапродуктах, в том числе в СССР. В отличие от радио, подкаст давал слушателям возможность сохранять аудозапись и прослушивать ее в удобное время, что освобождало слушателя от привязки к сетке вещания и позволяло выбирать контент по вкусу [12], что характерно для современного пользователя, ценящего личную свободу и комфорт.

Однако через интернет и специальные сервисы можно распространять не только подкасты, но и документы, музыку, книги. Что же делает подкаст подкастом? Очевидно, формат и содержание контента.

3. Подкаст как законченное речевое сообщение с выраженной авторской позицией, предназначенное для широкого распространения (с точки зрения специфики контента). Исследователи отмечают: подкасты отличаются от других форматов в интернете своим использованием звуковой подачи информации и разговорным стилем, который упрощает понимание сложных явлений и предоставляет личный взгляд на основе опыта ведущих или гостей [3, 10, 11].

Таким образом, подкаст можно понимать как познавательно-развлекательное авторское аудиошоу, передаваемое аудитории через сеть интернет для воспроизведения с помощью индивидуальных медиаустройств удобным потребителю способом (в любое время в любом месте). Если подкаст сопровождает видео или изображение, то они имеют вторичную роль, иначе подкаст приобретает черты традиционного ток-шоу, в котором преобладает визуальность, и выступает в другой нише медиапотребления.

Далее перечислим направления исследований, которые представляются нам актуальными на основе анализа современных научных трудов. Прежде всего, большинство исследований в отечественной литературе фиксируют внимание на отечественном рынке подкастов [5, 6, 9, 11, 12, 15, 18, 20]. Основные моменты, зафиксированные в данном направлении, касаются нескольких аспектов. Подкастинг в СНГ начал развиваться в 2005 году благодаря Василию Стрельникову, запустившему платформу Rpod.ru, который не оправдал надежд из-за неразвитой цифровой инфраструктуры. Развитие сервисов для подкастов в смартфонах, прежде всего, в iPhone помогло подкастам распространиться среди более широкой аудитории (2015–2017 гг.) [15]. Разнообразие любительских и профессиональных подкастов позволило адаптировать этот формат для аудитории СНГ. Подкастинг в России бурно развивается, однако в региональных городах этот темп ощутимо медленнее. Российский подкаст характеризуется разнообразием тем, использованием живого языка, интерактивностью, нестандартными подходами к коммуникации и творческим использованием языковых средств [5, 18, 20]. Основные сложности связаны с навигацией на рынке медиаконтента и выбором интересующих аудиторию подкастов, а также с автономностью прослушивания — в основном оно осуществляется онлайн. Авторы отмечают, что полноценная статистика прослушиваний не всегда доступна, что затрудняет работу с рекламодателями и тормозит рынок [5].

Важнейший пласт исследований касается изучения подкаста как явления культуры. Современный уровень развития медиасферы предлагает разнообразие жанров подкаста. Отмечается, что жанр — своего рода договор с аудиторией, который помогает создать доверие [16]. Наиболее разработанной классификацией подкастов представляется классификации по жанру: разговорные, нарративные и художественные подкасты [16]. В каждой группе есть подгруппы, которые основаны на разных жанрах. Исследование жанровых особенностей подкастов — отдельное направление, которое отражает сложность современных отношений создателей и потребителей контента. Однако сейчас понятие «жанр» заменяется понятием «формат» — способ представления информации с учетом особенности аудитории [10]. Зачем и каким способом слушатель обращается к подкастам? Какие художественные формы адекватны содержанию подкаста для разных групп слушателей? От изучения этих вопросов зависят стратегии продвижения информационных ресурсов, в том числе научных, просветительских, образовательных и политических. Нам видится перспективным исследование жанров подкаста в соединении социологического и эстетического подхода.

Исследователи отмечают, что современные медиаформаты должны учитывать потребности аудитории и делать процесс получения информации максимально удобным, изменение моделей потребления контента активизируют развитие медиаформатов [10]. Аудитория становится главным фокусом, определяющим направления развития медийной культуры. Взаимодействие с аудиторией становится игровым и эмоциональным. Отмечено, что создатели подкастов часто используют языковую игру — эксперимент с языковыми нормами, который позволяет придать свежесть, оригинальность и индивидуальность. Названия подкастов должны быть уникальными, легко запоминающимися, простыми в произнесении и содержательными [19]. Языковая игра создается через ассоциативный контекст, который помогает слушателям расшифровать информацию на основе сходства и различия. Использование игры слов создает многоуровневые знаки, позволяющие пользователям расшифровать его значение [19]. Подкасты имеют инновационный потенциал, который комбинирует информационную насыщенность с авторской свободой.

Подчеркивается, что у использования подкастов есть большой потенциал. Во-первых, в связи с его многофункциональностью. В литературе присутствует описание функций подкаста — выделяют информационную, культурно-просветительскую, социальную и воспитательную функции [1]. В исследовании А.А. Володина выделены 12 функций подкаста: коммуникативная, информационная, наглядности и интегративности, образовательная, управленческая, справочная, контролирующая, развивающая, интерактивная, организационно-оптимизационная, мотивационно-активизационная и адаптационная [2]. Многофункциональность подкаста показывает его универсальность и востребованность разными категориями слушателей и заставляет нас обратить внимание на перспективы этого жанра.

Однако основной потенциал подкастов связывается с двумя направлениями — подкаст как средство продвижения и образовательный подкаст.

Подкаст как средство продвижения. Подкасты создаются как экспертами и знаменитостями, так и обычными людьми. В основном подкаст используется как способ продвижения другого продукта или личного бренда: это сравнительно недорого и приносит узнаваемость, если не прямую выгоду. Популярность авторов подкастов привлекает рекламодателей и профессиональных распространителей медиаконтента — издателей и продюсеров. Подкаст представляет собой эффективный инструмент для продвижения общественно-значимых идей, включая правовую культуру, и его популярность активно растет [4]. Влияние на аудиторию и эффективность подкастов являются важными факторами их работы в СМИ. Подкасты помогают авторам создать аудиторию и повысить свою популярность. что позволяет СМИ использовать их для расширения аудитории и развития коммуникаций. Согласно исследованиям, существуют особенности использования подкастов в СМИ: быстрая реакция на текущие события, разнообразный контент, выбор темы, которая интересна аудитории, авторский подход делает контент запоминающимся, и в целом, подкасты обладают высоким потенциалом интерактивности [10].

Подкастинг в образовании. Образование претерпевает существенные изменения, и исследователи активно обсуждают вопросы применения новых технологий в учебных целях. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования подчеркивает, что выпускник должен быть способен решать задачи своей профессиональной деятельности, используя информационно-коммуникационные технологии и соблюдая требования информационной безопасности [2]. Для преподавателей важно изучение и использование современных ИКТ в их профессиональной практике. Подкасты, например, нашли широкое применение в языковом образовании, но их использование в других областях образования встречается значительно реже. Е. Д. Лазицкая и О. А. Колмакова отмечают, что не все ресурсы подкастов в Интернете могут быть полезными и приемлемыми для образовательных целей [2]. В литературе отмечено, что успешное и перспективное использование подкаста как образовательного материала может иметь негативные стороны: некоторые подкасты в свободном доступе могут пропагандировать плохое поведение или использовать неуместный материал, поэтому нужно следить за возрастными ограничениями. Подкасты также могут негативно сказываться на слухе, особенно при прослушивании в шумных местах.

Существует сложность в поиске подкастов, соответствующих интересам пользователя. Е.Д. Лазицкая и О.А. Колмакова предлагают критерии для выбора подкастов: актуальность информации, соответствие содержанию учебной программы, надежность информации, уровень владения иностранным языком и потенциал развития межкультурной компетенции (при выборе иностранных подкастов) [2]. Подкаст может существовать как творческое задание, которое не просто является заменой традиционным заданиям, а их развитием и преобразованием в цифровой среде. Они позволяют активизировать познавательный интерес обучающихся, обладают интерактивными возможностями, что помогает ученикам развивать коммуникативные и творческие навыки. Работая над подкастом, школьники развивают навыки генерации идей для групповых проектов, творческие и технологические умения, а также опыт создания аудиовизуального контента для креативных индустрий [1]. Они также становятся важным инструментом в уроках литературы, позволяя привлечь внимание учащихся к традиционным носителям информации — книгам [1, 17]. При этом они предоставляют аудиоинформацию, что особенно полезно для людей с ограниченным зрением или дислексией. Например, на уроках литературы предлагаются следующие формы работы с подкастом — отзыв на подкаст, «звучащая» презентация с аудиосопровождением слайдов и подкаст как медиапроект [1]. Авторы отмечают преимущества подкаста в стимулировании творчества читателей и их личного восприятия, в интерпретации литературы, развитии воображения и активизации аудиальных, вербальных и визуальных реакций. Они также способствуют эмоциональной реакции, освоению языка новых текстов и подготовке читателей к «цифровой гигиене» [17].

В подтверждение тезисов, сформированных на основе анализа научных исследований, представленных в литературе, приведем результаты выпускных квалификационных работ, созданных обучающимися СПб ГБ ПОУ «Колледж «Звёздный» (направление подготовки «Социально-культурная деятельность») под нашим руководством.

Исследование А. С. Чулковой (2023) посвящено теме организации социально-культурной деятельности подростков на примере создания подкаста. В тексте поднимается вопрос об особенностях творческого процесса, связанных с созданием подкаста, изложены результаты исследования, проведенного в ходе работы с участниками молодежного центра "Московский", создавших подкаст о волонтерской деятельности. Автор позиционирует актуальность исследования через сложность организации социально-культурной деятельности подростков и их принадлежность к группе риска в связи с возможными поведенческими нарушениями, вызванными возрастными особенностями психики. В связи с растущей популярностью подкастов на онлайн-платформах, деятельность по их созданию рассматривается молодыми людьми как популярный и социально-приемлемый способ самовыражения, способ досуга, совмещающий полезность и развлечение. Подкасты помогают осознанно проводить свое свободное время, способствуют духовному, культурному, интеллектуальному, профессиональному и социальному развитию как у создателей, так и у слушателей. Но организовать работу подростков над подкастом непросто: играют роль и возрастные особенности, и необходимость грамотного планирования, и технологическая оснащенность, и компетентность наставников в создании медиаконтента. Были описаны наблюдения, сделанные в процессе творческой деятельности. При создании собственного подкаста подросткам важно, чтобы информация для них была интересной и значимой, им нужна возможность проявлять активность. Серьезная информация должна быть разбавлена юмором, нужно использовать игры и мемы. Подросткам нужна возможность самим руководить процессом создания проекта и принимать решения. Поскольку основная деятельность объединения, в котором проводилась работа по созданию подкаста — волонтерство, оно стало основной темой подкаста, предложенного им. При общем успешном осуществлении проекта подростки столкнулись с несколькими проблемами. Прежде всего, ощутимы технические сложности, связанные с качеством и настройкой оборудования. Также подросткам непросто выбрать тему для выпуска, понадобился опрос целевой аудитории. Поиск гостей тоже может быть проблемой, помогло приглашение друзей и знакомых.

В выпускном квалификационном исследовании, посвященном подкастам, выполненном под нашим руководством З. И. Ленковой (2023), обсуждаются возможности подкаста как средства продвижения культурного продукта, в частности, творческих работ театра мюзикла и комедии «АлеКо» (г. Санкт-Петербург). Театр «АлеКо» является одним из интересных мест для любителей театрального искусства, его основная аудитория — постоянные, местные зрители. Опрос работников театра выявил, что количество купленных билетов уменьшается летом из-за туристического сезона и отсутствия большинства местных зрителей. Администрации театра была предложена маркетинговая стратегия с использованием качественного контента, включающая подкасты на платформах, таких как Яндекс.Музыка, YouTube, VK.com для привлечения новых слушателей и подогрева интереса к предстоящим спектаклям. Было выдвинуто предположение о том, что подкасты на интересующие темы, встречи с актерами и режиссерами, мастер-классы и другие мероприятия смогут привлечь новую аудиторию и укрепить связь с существующими зрителями. Так, подкаст на тему популярного спектакля «Карлсон» (по мотивам сказки А. Лингрен), который с успехом идет на сцене театра, должен рассматривать адаптацию литературного произведения на театральной сцене с рассказом об истории сказки, о создании спектакля, работе актеров и режиссера, а также анализ спектакля на профессиональном языке. Проект был тепло воспринят представителями театра, а автор выпускной квалификационной работы получила предложение о сотрудничестве, что подтверждает заинтересованность учреждений культуры в подкастах как способе продвижения. Тем не менее, осуществление идеи сопряжено с трудоемким процессом, и не каждое учреждение культуры готово на реализацию подобных проектов.

Подводя итоги, отметим значимые идеи, подтвержденные теоретически и практически. Два года подряд (в 2022, 2023 гг.) подкасты, созданные под нашим руководством силами юношеского творческого коллектива, становились победителями регионального конкурса медиатехнологий «На пульсе» среди обучающихся государственных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию. Этот опыт позволяет обобщить данные, упомянутые в ходе анализа теоретических материалов и обсуждения исследований, проделанных совместно с обучающимися.

Прежде всего, находит подтверждение идея о том, что подкаст — высокотехнологичный продукт, создание которого является процессом, требующим сотрудничества команды создателей и качества оборудования (помещения студии и звукозаписывающих устройств, софта для записи и обработки звука), которое значительно влияет на результат творчества. Тем не менее, подкаст существует как проект, в котором эстетическая и технологическая сторона равно важны: профессионализм звукорежиссера, разработка сценария и исполнительское мастерство ведущих — элементы, без которых подкаст не состоится даже при наличии качественного оборудования.

Содержание подкаста должно отражать проблему, значимую и для создателей, и для слушателей, либо должно вовлекать, стимулировать интерес слушателя художественными средствами. Качественный продукт, при этом, не может продвигать сам себя: необходима работа специалистов по массовым коммуникациям, которые будут размещать подкаст на тех платформах, где он найдет слушателя. Например, даже создав подкасты, победившие в специализированном конкурсе, мы не прилагали усилий для их распространения, разместив исключительно в сообществе творческого коллектива в соцсети VK.com, что не стало началом популярности продукта. В этом смысле потенциал подкаста как образовательного проекта или как способа продвижения не связан с подкастом как таковым, хотя общепризнанно, что это перспективная форма, обладающая привлекательными потребительскими свойствами: свободным распространением, доступностью подачи информации и развлекательным потенциалом, возможностью комфортного потребления. Важно грамотно настроить работу команды на всех этапах создания подкаста, учесть специфику целевой аудитории и наладить с ней диалог. Все это невозможно без изучения социологических, эстетических, психологических, филологических аспектов создания и распространения подкаста и широкого распространения этих знаний среди создателей контента.

Библиографическое описание

Шутова, Е.А. Подкаст: от дефиниции к перспективам исследования // Культура и технологии. 2023. Том  8. Вып. 3. С. 152-160. DOI: 10.17586/2587-800X-2023-8-3-152-160

DOI
10.17586/2587-800X-2023-8-3-152-160
Литература
  1. Жирков, Д. Д. Технология подкастинга в обучении литературе: аксиологический аспект / Д. Д. Жирков // Литература в школе. 2021. № 6. С. 101-109. DOI: 10.31862/0130-3414-2021-6-101-109. 
  2. Белинова, Н.В, Сухарева, А.С., Шевченко, Н. В. Образовательная ценность подкастов: дидактические свойства и технология создания // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-4. С. 24-28.
  3. Ибраимов, А. Г. Развитие и классификация подкастов // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере.  2021. № 1(31). С. 140-147. 
  4. Tomyuk O.N., Diachkova A.V., Kerimov A.A., Dudchik A.Yu. The educational potential of podcasts in the context of formation human legal culture: a new format and new opportunities media sphere // Perspectives of Science and Education. 2021. No. 54(6). P. 443-459. DOI: 10.32744/pse.2021.6.30.
  5. Чеботарева Н.И. Анализ аудитории радиослушателей современной России (на базе данных исследования ВЦИОМ) // Вестник МГЭИ. 2020. № 2. С. 189-201. DOI: 10.37691/2619-0265-2020-0-2-189-201.
  6. Сметанина Д.А., Казорина А.В. Специфика функционирования просветительского подкастинга в Рунете // Молодежный вестник ИрГТУ. 2022. Т. 12. № 1. С. 117-121.
  7. Перевозчикова А.Л. Жанровые подкасты "университета в кармане" - "Радио Arzamas" // Студенческая наука и XXI век. 2020. Т. 17. № 1-2(19). С. 163-165.
  8. Перевозчикова А.Л. Специфика радиокоммуникации канала (политика подкастов) на примере радио "Арзамас" // Студенческая наука и XXI век. 2020. Т. 17. № 2-2(20). С. 76-77. 
  9. Ануфриева Г.В. Подкасты как новая дискурсивная практика русскоязычных масс-медиа // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. № 10. С. 3197-3201. DOI: 10.30853/phil20220518.
  10. Дорощук Е.С., Трифонова П.В. Инновационный потенциал подкаста как интегрированной медиатехнологии // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 2(92). С. 35-39. DOI: 10.23670/IRJ.2020.92.2.041.
  11. Дорощук Е.С., Трифонова П.В. Специфика спортивных медиа в формате подкастинга как социокультурного явления (на примере российской блогосферы) // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 5-4(119). С. 80-84. DOI: 10.23670/IRJ.2022.119.5.119.
  12. Ефимова О.В. Подкастинг как медиапродукт: особенности провинциальных подкастов // Ученые записки НовГУ. 2022. № 4(43). С. 371-374. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.4(43).371-374.
  13. Малышева Е.Г., Рогалева О.С. Спортивные подкасты в аспекте диалогической коммуникации // Коммуникативные исследования. 2022. Т. 9. № 4. С. 782-799. DOI: 10.24147/2413-6182.2022.9(4).782-799.
  14. Назайкин А.Н. Использование интернет-ресурсов в современных медиарилейшнз // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Т. 9. №4. С. 660-672. DOI: 10.17150/2308-6203.2020.9(4).660-672.
  15. Саркисов Д.Г. Адаптация подкаста для стран СНГ: изменение традиций подкастинга США и Европы // Modern Science. 2022. № 8. С. 104-110.
  16. Манскова Е.А., Манскова Е.Ю. Формирование жанровой системы подкастов: зарубежный и отечественный опыт // Медиаисследования. 2022. № 9. С. 262-270.
  17. Терентьева Н.П. Трансмедийные проекты студентов-филологов по продвижению книги и чтения: возможности и риски // Вестник культуры и искусств. 2022. № 2(70). С. 26-32.
  18. Романичева Е.С. Творческие задания по литературе: от истории к современности, от консервации форм к их развитию и трансформации (общий обзор) // Педагогический ИМИДЖ. 2021. № 2(51). С. 198–214. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-198-214.
  19. Гапутина В.А. Нейминг российских подкастов: семантика и прагматика // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2021. Т. 10. № 6. С. 89-92. DOI 10.12737/2587-9103-2021-10-6-89-92.
  20. Хакимова Е.М. Русскоязычные подкасты как современная дискурсивная практика и предмет исследования // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2023. № 84. С. 72–95. DOI: 10.17223/19986645/84/4.
Russian