1. Введение
Прикладная анимация является одним из активно развивающихся направлений современной культуры и искусства. Она широко используется в самых разных сферах жизни: от рекламы и маркетинга до образования и социального проектирования. В связи с этим возрастает актуальность проведения научных и творческих мероприятий, связанных с проблематикой прикладной анимации.
Такие мероприятия позволяют обмениваться опытом и знаниями между специалистами в области прикладной анимации; обсуждать перед широкой аудиторией новые тенденции в развитии прикладной анимации; пропагандировать прикладную анимацию как эффективный инструмент коммуникации и воздействия на аудиторию.
За последние годы количество творческих и научных мероприятий, затрагивающих тему прикладной анимации, существенно расширилось. К наиболее значимым и известным можно отнести фестивали рекламы «Идея», «Серебряный Меркурий», «Белый квадрат»; фестивали социальной рекламы «ART.START», «LIME»; фестиваль научно-технической анимации МульПром; международный анимационный форум «Красуйся, град Петров» и международная Ассамблея анимации.
2. Международная Ассамблея анимации на базе СПГХПА им. А. Л. Штиглица
СПГХПА им. А.Л. Штиглица — один из ведущих художественных вузов России, который имеет большой опыт взаимодействия с творческими институциями и проведения творческих и научных мероприятий различного уровня (от внутривузовских, городских, региональных — до всероссийских и международных). Одним из таких мероприятий с 2014 года является международная Ассамблея анимации. В рамках Ассамблеи вуз активно сотрудничает с промышленными партнерами, ведущими творческими вузами России и зарубежья. В 2023 году Ассамблея проводилась в рамках Всероссийского фестиваля НАУКА 0+ под эгидой Минобрнауки России, что позволило ей в очередной раз расширить свои границы, приняв 794 заявки на участие в очной образовательной и научной программе.
В программе Ассамблеи традиционно представлены: научно-практическая конференция «Мультимедиа: современные тенденции»; многочисленные мастер-классы и семинары от профессионалов индустрии; конкурс студенческих работ, получивший название «Дебют»; отчетная выставка «Вселенная анимации»; многочисленные образовательные модули.
Научно-практическая конференция «Мультимедиа: современные тенденции» посвящена актуальным вопросам развития медиа-технологий и прикладной анимации. В рамках конференции обсуждаются актуальные для профильных специалистов темы, связанные с проблематикой синтеза искусств; технологическими и эстетическими аспектами прикладной анимации; местом и возможностями авторской и прикладной анимации в современном информационном пространстве; остроактуальным контекстам прикладной анимации (видео-арт, игровая индустрия, анимации в маркетинге, вопросы эффективного представления и реализации социальных проектов); актуальным проблемам подготовки художника-аниматора и моушен-дизайнера.
Конкурс студенческих работ «Дебют» дает его участникам возможность представить свои работы широкой аудитории и получить обратную связь от профессионалов в области прикладной анимации. До 2024 года конкурс в 15 номинациях проводился для студентов высших учебных заведений, которые обучаются по направлениям, связанным с созданием анимационного произведения (художник анимации, моушн-дизайнер, медиа-дизайнер и пр.). Темы конкурса охватывают широкий спектр направлений прикладной анимации, имеющих высокую значимость для современного дизайна.
1. Номинация «Короткометражное анимационное произведение». Короткометражные анимационные фильмы позволяют решать сложные творческие задачи, выражать глубокие идеи и эмоции. Они могут быть использованы как в прикладных целях (для информирования, просвещения, пропаганды и пр.), так и в целях творческого самовыражения художника (рис. 1).
2. Номинация «Рекламный ролик». Рекламная анимация является одним из наиболее востребованных видов прикладной анимации. Она используется для продвижения товаров и услуг различных компаний. Возможности анимации позволяют такому рекламному обращению стать нетривиальный и ярким, привлекая тем самым внимание своей целевой аудитории и формируя положительное отношение к рекламируемому продукту (рис. 2).
3. Номинация «Динамическая типографика». Ресурсы текста, совмещенные с динамическим фактором, позволяют создать выразительный и запоминающийся образ, который может быть использован в самых разных целях: представление логотипов, рекламных элементов, презентаций, видеороликов, социальный обращений и прочее (рис. 3).
4. Номинация «Динамическая презентация». Динамическая презентация позволяет эффективно представлять любую информацию, сделав ее более интересной и запоминающейся (рис. 4).
5. Номинация «Анимационный персонаж». Персонажи в анимации выполняют важнейшую функцию, являясь одними из основных элементов. Стили и жанры, в которых выполнены такие персонажи, ограничены только функцией (авторская анимация, реклама, видеоигры и прочее) и фантазией авторов (рис. 5).
6. Номинация «Гейм-дизайн». Гейм-дизайн является областью дизайна, которая занимается разработкой видеоигр. Анимация является одним из основных элементов видеоигр, используясь для создания игровых персонажей, средовых элементов и пр. визуального контента. Анимация позволяет сочетать красоту и выразительность различных компонентов игры с их функциональностью. Сочетание перечисленных позиций обеспечивает игроку комфортный игровой процесс. В номинации «Гейм-дизайн» участники могут представить демонстративный гемплейный ролик (ролик, представляющий и анонсирующий игровой процесс) (рис. 6).
7. Номинация «Прикладная анимация». Прикладная анимация может применяться для решения различных задач, включая информирование, просвещение, пропаганду, развлечение и прочее. Основная черта такой анимации — она не может существовать сама по себе, поскольку является неразрывно и функционально связанной и тем событием (продуктом, услугой и пр.), для продвижения которого она создавалась (рис. 7).
8. Номинация «Титры». Титры используются для представления текстовой информации в фильмах, мультфильмах, видеоиграх и других визуальных продуктах (рис. 8).
9. Номинация «Тизер / трейлер». Задачей тизера и трейлера является анонс выхода фильма, мультфильма, видеоигры и прочего аналогичного контента, путем привлечения внимания потенциального зрителя к соответствующему событию (рис. 9).
10. Номинация «Буктрейлер». Буктрейлер — рекламный видеоролик, который анонсирует выход книги. Основной задачей буктрейлера является заинтересовать зрителя в прочтении книги (рис. 10).
11. Номинация «Музыкальный клип». Музыкальный клип — видеоролик, сопровождающий музыкальное произведение. Участники конкурсной программы могут использовать различные стили графики для оформления такого контента (рис. 11).
12. Номинация «Авторское анимационное произведение». Произведение, участвующее в данной номинации, должно представлять собой законченный анимационный фильм, созданным по авторскому сценарию (рис. 12).
13. Номинация «Социальный ролик». Видео- или анимационный ролик, участвующий в данной номинации, должен быть направлен на решение социальных проблем. Социальный контент может быть посвящен самым разнообразным темам, включая защиту окружающей среды, борьбу с коррупцией, пропаганду здорового образа жизни и прочее (рис. 13).
14. Номинация «Анимированный комикс». Анимированный комикс является формой анимации, которая сочетает в себе элементы комикса и анимации. Анимированные комиксы могут быть выполнены в различных стилях и жанрах (рис. 14).
15. Номинация «Рисованный комикс». Рисованный комикс является формой графики, спецификой которой является совмещение рисованных изображений и текста, с целью передачи той или иной истории. Тематика номинации ничем не ограничена (рис. 15).
В 2023 г. в рамках конкурсной программы состоялся открытый показ студенческих работ, заявленных в программу. Гостями и участниками конкурса стали представители творческих институций России и ближнего зарубежья: Санкт-Петербурга, Москвы, Сергиева Посада, Витебска, Оренбурга, Томска, Тюмени, Урала, Уфы, Москвы и Новосибирска. 18 образовательных учреждений подали заявки для участия в конкурсной программе Ассамблеи. Членами жюри конкурса в этом году выступили ведущие представители творческих институций Санкт-Петербурга, Москвы и Беларуси, на конкурс было подано более 400 работ.
В 2024 году конкурсная программа Ассамблеи будет расширена и включит с себя отдельную группу номинаций для возрастной группы от 10 до 16 лет с разделением на типы анимации (стопмоушн и компьютерная анимация), жанры и количественный состав творческой группы (индивидуальный и групповой мультфильм).
Гостями ассамблеи ежегодно выступают ведущие профессионалы индустрии анимационного рекламного и авторского кино. В разные годы открытые лекции, практикумы и мастер-классы для студентов и гостей академии проводили Константин Бронзит (режиссер, аниматор), Хольдер Шлемпер (инженер университета Симона Ома), Алексей Горбунов (художник-аниматор, режиссёр, ведущий режиссёр сериала СМЕШАРИКИ. ПИНКОД, студия «СКА ПЕТЕРБУРГ»), Олег Беляев (художник по визуальным эффектам), Иван Максимов (Худрук сериала «Везуха!» в Метрономфильм Студия, мастер по режиссуре в Школа-студия «ШАР» / School Studio SHAR, автор, художник, режиссер, аниматор, монтажер, звукорежиссер. в animation studio Ivan Maximov), Эдмонд Бодуэн и Алекс Симмонс (французские авторы комиксов и иллюстраторы), Алексей Савинский (программный директор «Фестиваля Этого», исследователь анимационного кино), Алексей Борзых (супервайзер анимации проекта Сказочный Патруль студии «ПАРОВОЗ»), Нина Дворко (доктор искусствоведения, профессор кафедры дизайна рекламы СПбПТИД, исследователь и практик в области интерактивного сторителлинга), Ирина Лищанюк (Project Marketing LENFILM company/CEO Media-Group agency), Рим Шарафутдинов (мультипликатор), Андрея Запп (старший научный сотрудник факультета Искусства и дизайна Университета Манчестер Метрополитен) и многие другие.
Отличительной чертой Ассамблеи анимации 2023 года стали открытые лекции и мастер-классы от двух российских флагманов новых технологий — инвестиционной технологической корпорации «VK» (В Контакте) и студии анимационного кино «Мельница».
Специалисты студии «Мельница» познакомили студентов с работой в 2d отделе и нюансами создания классической рисованной анимации, провели виртуальную экскурсию по студии и ответили на вопросы студентов. Сотрудники корпорации «VK» представили свои продукты в области моушн-дизайна, рассказав об инструментах и области применения анимации в их создании, а также в формате открытых лекций помогли молодым дизайнерам в выборе карьерного пути и совершенствовании своих профессиональных навыков.
3. Выводы
В заключение следует отметить, что проведение научных и творческих мероприятий, связанных с проблематикой прикладной анимации, является определяющим фактором в развитии этого направления и актуальной задачей для современного общества.
Такие мероприятия позволяют: обобщить и систематизировать накопленный опыт в области прикладной анимации; обменяться идеями и опытом между специалистами в области мультимедиа; определить перспективные направления развития прикладной анимации; повысить квалификацию специалистов в области прикладной анимации; повысить мотивацию студентов к изучению прикладной анимации; создать условия для профессионального развития студентов.
Петрухина, О.В. Актуальность проведения научных и творческих мероприятий, связанных с проблематикой прикладной анимации на примере международной Ассамблеи анимации // Культура и технологии. 2024. Том 9. Вып. 1. С. 37-44. DOI: 10.17586/2587-800X-2024-9-1-37-44
- V международная ассамблея анимации // Союз дизайнеров Санкт–Петербурга. URL: https://www.designspb.ru/news/announcements/V_international_animation_a… (дата обращения: 30.01.2024).
- IX Международная ассамблея анимации в Академии Штиглица // Комитет по науке и высшей школе. URL: http://knvsh.gov.spb.ru/news/view/6227/# (дата обращения (30.01.2024).
- В Академии Штиглица прошла IX Международная ассамблея анимации // Комитет по науке и высшей школе. URL: https://t.me/knvshpr/3042 (дата обращения: 30.01.2024).
- В Академии Штиглица прошла IX Международная ассамблея анимации // Комитет по науке и высшей школе. URL: https://vk.com/spb_knvsh?w=wall-189309291_3273 (дата обращения: 30.01.2024).
- К Дню анимации в Академии Штиглица приурочат ассамблею // Культура Петербурга. URL: https://spbcult.ru/news/anonsy/k-dnyu-animatsii-v-akademii-shtiglitsa-p… (дата обращения: 30.01.2024).
- Новости Санкт-Петербурга. URL: https://piter-news.net/society/2023/10/26/341171.html (дата обращения: 30.01.2024).
- Городская хроника: важное в Петербурге 26 октября 2023 // Санкт-Петербургские Ведомости. URL: https://spbvedomosti.ru/news/gorod/gorodskaya-khronika-vazhnoe-v-peterb… (дата обращения: 30.01.2024).
- 27–28 октября 2023 г. в СПГХПА им. А.Л. Штиглица проводится IX МЕЖДУНАРОДНАЯ АССАМБЛЕЯ АНИМАЦИИ // Город зовет. URL: https://gorodzovet.ru/spb/novoe-sobytie-event9876396 (дата обращения: 30.10.2023).
- Городская хроника: важное в Петербурге 26 октября 2023 // Гид Санкт-Петербурга. URL: https://sankt-peterburg-gid.ru/news/region/gorodskaya-hronika-vazhnoe-v… (дата обращения: 30.10.2023).
- Городская хроника: важное в Петербурге 26 октября 2023 // Городская хроника. URL: https://sanktpeterburg.bezformata.com/listnews/hronika-vazhnoe-v-peterb… (дата обращения: 30.10.2023).
- IX Международная ассамблея анимации в Академии Штиглица // Сайт Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии. URL: https://www.ghpa.ru/academy/all/item/ix-mezhdunarodnaya-assambleya-anim…; (дата обращения: 30.10.2023).