Введение
В период кризисов, социально-экономических, политических, биологических угроз, неопределённости перспектив дальнейшего развития регионального и глобального социального пространства особую остроту обретает проблематика эффективной, целеориентированной, экономичной методологии организации и обеспечения адресной поддержки различных категорий взрослого и детского населения сообразно их личному и корпоративному текущему и прогнозируемому статусу.
Научно-образовательная деятельность университетов, в том числе международная, позволяет системно исследовать наблюдаемую картину и реализовать социально созидательные механизмы взаимодействия граждан, семей, сообществ и институций.
Экономический анализ, инструментарий, коммерциализация социально-образовательных отношений — данная сфера ныне относится к довольно бурно развивающейся, требующей своевременного эффективного научного анализа, организации, управления ввиду сложной системы объективных и субъективных факторов различного уровня и направленности. Исследователи и практики здесь занимают ответственную позицию, поскольку значимость достижений и потерь тут весьма высока.
Мы также, в формате кафедрального, организационно-образовательного, международного сотрудничества, исследуем и реализуем аналитические, методологические, предметные ресурсы для обеспечения рационального, позитивирующего сопровождения различных категорий детей и взрослых в меняющемся мире средствами цифровой адресной актуализации традиционных и инновационных компонентов поддержки.
Методы и материалы
В значительной части наши исследования обращены в область моделирования и актуализации внутренних экономических ресурсов образовательных систем. Это совместное с сопровождаемыми категориями граждан и семей выявление внутренних ресурсов, потребностей, запросов и предпочтений, поэтапная уникальная маршрутизация социально-образовательной занятости, ситуативная и стратегическая актуализация возможностей коллаборации осознаваемой и подсознательной активности личности, средовая и эмоционально-личностная мотивирующая к саморазвитию поддержка всех участников социально-образовательного сотрудничества, проектно-креативная актуализация и другие компоненты взаимно развивающей и развивающейся субъектно-деятельностной кооперации.
Методология обеспечения и поддержки взрывной самоактуализации обучающихся в адресных уникальных условиях сопровождения может и должна быть реализована с включением детей, их семей и сообществ в эффективную цифровую среду.
Все эти формы сотрудничества становятся более результативными и интегративно эффективными в условиях стратегически целенаправленного осуществления в цифровом регистре: документарно-плановом, коммуникативном (сотрудничество [1, 2], наука и практика [3, 4], структурирование, отчётность, рефлексия, сектор дистанционной работы, открытых курсовых предложений, игровых и интерязыковых ресурсов, метасистемного моделирования, ИТ-исторического контента и инструментария [5, 6]) и других.
С другой стороны, субъектная, интерсубъектная продуктивность, защищённость, ассоциативная плотность, возможности фиксации результатов и планов обретают возрастающую ценность применительно к экономии ресурсов личности, накоплению и реализации методических средств экономичной маршрутизации обучения, интеграции, самоактуализации, самопроектирования личности и группы, фиксации, осмысления, культурологизации, анализа, рефлексии личной истории субъекта и группы, семьи и сообщества, формирования и самоопределения избирательной сферы (от тематических и темпоральных аспектов до оценочных и глобально целевых регистров, форм личной цифровой территории, истории, личного цифрового игрового пространства), деархивирования недооцененных своевременно установок и материалов, на которые первоначально не было заметной реакции участников и наблюдателей, моделирования условий, определяющих перспективы, вербальные и ИТ-ресурсы, интегративные модули в избирательной организации, обновления digital-форматов, необходимых исследователю, родителю, педагогу, обучающемуся для обобщения, разнопланового освещения, осмысления процессов, результатов, целеполагания деятельности.
Преемственность для других обучающихся и педагогических кадров, систем, исследователей, рефлексии в цифровом поле также приобретает новые возможности, не только в плане расширения и продуктивности методических средств, но и применительно к индивидуальной поэтапной поддержке субъектов и сообществ в их уникальном саморазвитии, артефактным достижениям и запросам, опоре на предшествующие этапы деятельности и сотрудничества, анализа долевого, авторского компонентов взаимодействия, которые в поле рефлексивного, ретроспективного, иных видов инструментария самоанализа способствуют дополнительному обогащению науки и практики.
В образовательной сфере также открываются новые перспективы. Опосредованное наблюдение позволяет обнаружить, обобщить, сопоставить значимые изменения и дефициты в деятельности обучающихся; дидактическая интеграция с поправкой на уже освоенные компетенции способствует не только экономии усилий, занятости педагога и ребёнка — но и помогает самому обучающемуся освоить самопроектирование личного образовательного маршрута, расход времени и усилий, прогнозировать время на освоение тем и навыков, осмысленно моделировать здоровьесберегающие компоненты занятости. Оперативная подстройка и аналитические материалы в данном плане усиливают эффективность сотрудничества, накапливают методологию предупреждения рисков, экономии времени и сил участников психолого-педагогических отношений, поддержания благоприятного и мотивирующего психоэмоционального статуса социально-образовательного пространства, готовят площадку для ситуативно взрывной, личностно-деятельностной, проектно-креативной самоактуализации ребёнка и сообщества.
Помимо очевидных организационно-продуктивных, интегративно-коммуникативных возможностей дистанционного обучения, как по причинам глобального характера, так и в связи с факторами нозологической отнесённости следует отметить преимущества ИТ-фиксации социально-образовательных отношений ввиду непостоянства дидактического сотрудничества и повышенной необходимости для педагогов и клиницистов иметь цифровую опору для обеспечения мониторинга, выявления динамики и рисков развития детей, дидактической ситуации, ИТ-обеспеченности и эффективности.
Вместе с тем наши коллеги и участники научно-волонтёрских групп отмечают именно индивидуально-исторический, дидактико-культурологический аспекты личного цифрового маршрута обучающихся, а также перспективу проявления самостоятельной ценности данной сферы поддержки обучающихся, имеющих трудности в обучении, истории науки и практики этого важного направления социально-созидательного сотрудничества государства и граждан.
Так, накапливается и научно обосновывается опыт не просто преодоления сегрегации, объективации, дистанцирования детей-инвалидов, — но повышения их субъектной роли в коллективе сверстников и дидактической — в образовательном процессе. Деревенский мальчик с ДЦП и нарушением когнитивной сферы научился писать музыку и продавать её в Сети. Образовательные организации освоили методы повышения эффективности своей работы за счёт более целеориентированного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Огромные возможности приобретаю здесь и социальные сети, при благоприятной поддержке близких и педагогов, рациональном контроле и индивидуальной организации постепенного усложнения занятости, социальной и проектной направленности, интеграции, психоэмоциональной адресности.
Накапливается опыт, требующий институционализации — цифровой тьютинг обучающихся, соответствующий их особым образовательным потребностям, также реализующий социально-личностные запросы, проектные преференции, самоактуализацию детей.
В случаях, когда достигается индивидуально приемлемое для ребёнка выстраивание дисциплинарных и компетентностных областей, мы нередко наблюдаем неожиданные прорывные достижения у обучающегося вне ожидаемых направлений интересов и возможностей, так как подспудно накапливаемые ресурсы самоактуализации и даже самообучения имеют отличающиеся от привычных признаки, и поэтому цифровые средства становятся для них эффективным инструментарием. А для взрослого окружения и исследователей такая история, отражаемая в ИТ-ресурсах, является верифицирующим и методологическим базисом.
Не только реалиями специального образования, но и более широкого пространства становятся проявления дидактической, культурологической, психосоциальной, лингвистической избирательности современного детства. Крайне существенно, что барьерные аспекты дизонтогенеза различной этиологии и степени выраженности при этом снижают своё деструктивное воздействие на когнитивную, социальную, коммуникативную сферу обучающихся; напротив, при реализации сверхкомпенсационного ресурса развития детей с нарушениями здоровья наблюдается превышение нормативных параметров личного либо возрастного развития.
Для информационного пространства, социально-исторической картины современности, образовательных систем здесь заложены значимые ресурсы.
Сложные, уникальные творческие продукты, дополнительная возможность формулирования запросов реализуются не просто благодаря цифровым ресурсам, но в пространстве изменения жизнедеятельности, взаимоотношений, самоопределения человека под воздействием диджитал-развития социума.
Структурирование социально-образовательной, досуговой, здоровьесберегающей занятости и работа над ошибками — отдельная сфера цивилизационного значения личной и корпоративной цифровой истории и культуры [7, 8].
Замещение традиционной коммуникации на альтернативные формы и их коллаборация также имеют свою историю, в том числе научную и художественную, социальную и международную. Мышление и речь как деятельность при этом переходят на новую стадию общечеловеческого развития, поскольку новый фиксирующий инструментарий оперативно рационализирует «всё, что выработано человечеством», подводя нас к необходимости качественного преобразования познания, общения и собственного мировоззрения.
Известный подход к установлению порядка сигнальных систем (СС) как будто отягощает коммуникацию и познание человека: если речь — это вторая СС, тогда письменность как производная система знаков и их употребления может рассматриваться как третья, то ИТ становится как минимум четвёртой, в условиях как будто информационной экспансии.
Однако было бы механистично рассматривать процесс цифровизации цивилизации путём наслоения систем, поскольку человеческое сознание и праксис при инструментарной коллаборации изменяют применяемые ресурсы, методы использования, направленность оперирования и изменяются сами.
Так, например, мы наблюдаем высокую индивидуализацию когнитивной организации и потребностей детей различного нозологического и социального статуса, в том числе с превышением по темпу, одновременному сочетанию нескольких сложных видов занятости, уровню самостоятельности, самобытности и интеграции.
Поскольку исторически каждый инструмент продолжал и изменял функции самого человека (его тела, сознания, деятельности), то здесь, в ИТ-пространстве, следует ожидать не только количественных изменений, изучать и анализировать, прогнозировать и целеориентированно сопровождать значимые изменения в человеческом праксисе и сознании.
Интегративно различные формы занятости и интересов граждан обнаруживают повышение эффективности за счёт открытости и маневренности цифрового пространства. В своё время А. С. Пушкин отмечал общежитийность русского языка — именно его открытость и восприимчивость. В научном сообществе мы видим продуктивность и жизнеспособность такой организации языка и мышления, лингвистического интеллекта и движения смыслов, ныне расширение цифрового пространства взаимодействия реализует, закрепляет, сохраняет информационную общежитийность как на индивидуальном уровне, так и в самых различных масштабах. В романе «Что делать?» Н. Г. Чернышевский размышляет, почему хорошим людям стало не так трудно жить, и резюмирует: хороших людей стало больше — и они стали встречаться! Ранее мы наблюдали достижимость связей подходящих друг другу субъектов и сообществ в небольших территориальных образованиях — теперь сеть так или иначе структурирует социум, сферы человеческой занятости и её продуктивности в новых условиях охвата и интеграции с повышением эффекта концентрации мотивирующей готовности, личной и корпоративной продуктивности, личностно-деятельностной и гражданской удовлетворённости субъектов сотрудничества, презентативности и открытости достигнутых результатов.
В мире науки и образования мы наблюдаем растущий потенциал объединяющей и системообразующей функций русского языка в контексте исследовательского и институционального сотрудничества. Особенно это ярко проявляется на территории СНГ, в формате развития совместных международных университетов, развивающихся совместных программ, но и иные политические, территориальные субъекты занимают всё более весомое место и в целеполагающем регистре, и в осуществлении созидательных научно-образовательных инициатив.
В Сети данная тенденция также имеет и социально-деятельностное, и общецивилизационное значения, мы подчас наблюдаем довольно стремительный лифтинг личностей, сообществ, смыслов, оказывающих растущее воздействие на широкие социальные круги и институции.
Личная территория, субъектная история человека как его когнитивный, социально-личностный, дидактический базис саморазвития в настоящее время является одной из фокусных областей психологии, педагогики и философии. ИТ-аспектация здесь обогащает ресурсность и аналитическое поле сопровождения, мы также разрабатываем методические средства для эффективной реализации потребности ребёнка в ИТ-субъектности и ИТ-эффективности, общей и индивидуальной.
Когда ребенок или взрослый будет заинтересован провести ретроанализ либо проектную реализацию личной дидактической истории — вопрос вариативный. Однако подготовить компетентностную, средовую, опытную базу для личной цифровой историко-культурологии необходимо с пониманием современного детства и перспектив саморазвития социума, новых вызовов времени, иных межличностных и профессиональных отношений в будущем.
Ранее мы исследовали данные аспекты в системе целеориентированной поддержки обучающихся различных категорий, в том числе нормативно развивающихся и одаренных детей, с точки зрения помощи, дополнения имеющихся социально-психологических, медико-педагогических условий. А ведь именно уникальность опыта преодоления индивидуальных, средовых, интегративных трудностей, присутствие взрослых, адаптивно реализующих необходимые условия получения образования, созвучна, соразмерна деятельности личности и сообщества, актуализирующихся в условиях неопределённости, в том числе неопределённости экспансивно расширяющегося ИТ-пространства.
Инклюзивный формат обучения, образование часто болеющих детей, поддержка детей в дооперационный период и последующее восстановление — данные варианты применения ИТ-технологий могут означать не только ограничения и дополнительные формы специально-дидактического обеспечения.
Восстановление социального, образовательного, проектного маршрутов обучающихся, преодоление последствий и процессов моторной, сенсорной амнезии, диспраксии, когнитивного дефицита, особенно оперативно-компетентностного плана, не только становятся более преодолимы в новых условиях жизнедеятельности, но ещё и реализуют новые достижения, новые формы образовательных, социальных отношений как за счёт внутренних экономических ресурсов образования, так и в изменяющемся пространстве общественного развития [9].
Сверхкомпенсация, феноменология взрывной самоактуализации обучающихся при организации адресной индивидуализированной поддержки, самопроектирование обучающихся нуждаются в эффективном включении информационных технологий, экономично и продуктивно взаимодействуют с ними, становясь самостоятельным полем социально-созидательных и перспективно значимых инноваций общественного сознания, активности, институционализации новых ИТ-обеспеченных форматов сотрудничества.
Корпоративный формат ИТ-занятости, определённый во времени, позволяет участникам при необходимости вернуться в уже освоенные области межличностного общения, переосмыслить роли и отношения, закрепить навыки и представления, самоанализ и произвести оценочные, проектные действия.
Самонаблюдение, высказывания, рисунки, пластика детей позволяют выявить неожиданные, неявные поначалу аспекты занятости и развития. Например, логопед обращается к маме дошкольника:
- У вашего сына нет нарушений речи, логопедические занятия ему не нужны — Да.
- Освоение программы для него не представляет проблемы — Да, конечно.
- Однако посмотрите, каких успехов по сравнению с первоначальным уровнем достигли другие дети, ваш же остаётся практически на прежнем, хотя и высоком, уровне, а это не норма для дошкольника — Согласна, что нужно изменить?
Цифровые возможности позволяют актуализировать подсознательные возможности психики для регуляции моторных и сенсорных функций. Разноракурсные фиксации при психомоторных нарушениях, осанка в динамике совершенствования либо ухудшения, обиходная и организованная моторная активность при опосредованном, отсроченном самонаблюдении, оперировании личной ИТ-историей способствуют неосознаваемым оптимизирующим установкам индивида, а также эффективной коллаборации сознания и подсознания. Мы исследовали данные механизмы при зеркальном и видеоотображении жизнедеятельности детей; подтверждаются наши предположения о более высокой эффективности и проектной ресурсности ИТ-фиксации во времени, в сопоставлении с деятельностью сверстников, с записями близких и иных персоналий, в проектировании синтетических, производных, фантастических объектов.
Заикание у детей и взрослых — область обогащения возможностей самонаблюдения и самопроектирования: лучший вариант, когда сам заикающийся неосознаваемо корректирует темпоритмическую организацию речевой активности с ИТ-поддержкой занятий, сам же и подходит к приятному для себя выводу об улучшении качества речи, нежели это наблюдение обозначит специалист.
Личное культурное пространство, цифровой интеллект, стиль, самобытная организация занятости, движение стиля, движение смыслов и отношения к себе, другим, проблемам, конфликтам, ИТ-рискам, существуя в ИТ-фиксированном времени, выигрывают в продуктивности, скорости, качестве осмысления, формируя иную, перспективно более самобытную и эффективную личность.
Дети в таком контексте обретают средовый и аксиологический компоненты мотивации к саморазвитию, самобытности, событийности личного пространства и социально-образовательного маршрута, которые, в свою очередь, становятся объектами и инструментами их личной, семейной, корпоративной ИТ-истории.
Цифровая история общего и частного здоровьесбережения, например, рекомендовалась нами как приём генеалогического, культурологического, историко-контекстного и динамического исследования семей, а также, при необходимости, — для информирования наблюдающего врача либо педагога об изменениях в статусе ребёнка, не всегда представляющихся значимыми. Конечно, велики здесь возможности речевого, цифрового, культурологического, социально-личностного, психомоторного развития детей во взаимодействии всех компонентов занятости.
Но есть ещё один важный аспект, который в личной и сравнительной цифровой истории человека может быть недостаточно оценён либо зафиксирован в силу различных объективных и субъективных обстоятельств. Человекообразная потребность в постоянном изменении своего внутреннего статуса и внешнего окружения, а также взаимоотношений с внешним миром и с самим собой, как и в постоянном повышении уровня самобытности и самостоятельности, проявления преферентной сферы и авторского чувства может быть проанализирована ретроспективно: какие признаки наблюдаются и могут быть скрыты, насколько реализуется потребность, каковы направления поисковой активности, эмоциональные сигналы, деятельностная специфика.
Исследуя эту сферу в динамике саморазвития, можно минимизировать негативные проявления, излишние затраты времени и усилий, а также своевременно отметить возможные клинические знаки. Одарённость детей также может быть вычислена, выстроена с опорой на не слишком явные знаки, получая развивающую поддержку в системе культурно-исторических аналогий: а помнишь, ты не захотел на той неделе рисовать солнышко жёлтым цветом? Почему ты так решил? Хочешь провести исследование в этой области для нашего урока географии, рисования, истории искусств?
Семейный опыт, достижения, преодоление трудностей, связанных с нозологической проблематикой, при соединении с последующей ИТ-спортивной историей, а также личная, корпоративная, средовая, процессуальная и более масштабной актуализации ИТ-перспектива обеспечивают освоение глобальных форматов мировоззрения с эффектом присутствия, причастности, личной значимости.
Особенно большие трудности в самоопределении, самоидентификации, личной темпоральной и семейной идентификацией испытывают дети с аутистическими проявлениями.
Исследование ИТ-эффективности семей
Волонтёрские группы нашей кафедры провели деликатное исследование социализации и самоактуализации детей с РАС в интеллектуальной и ИТ-эффективной среде при проведении логокоррекции, консультирования, досуговой поддержки семей.
Профиль ИТ-эффективности семей при этом исследовался с учётом не столько инструментарных показателей занятости, сколько с точки зрения развивающихся областей праксиса, социальной и интегративной значимости, качества вербализации и адресной интегративной плотности для детей с РАС.
По сравнению с семьями менее эффективными в интеллектуальном и ИТ-регистре ожидаемо благоприятнее в целом выглядела динамика преодоления специфических образовательных и обиходных трудностей у детей. Насколько наблюдение личной дидактической истории детьми способствует их социально-образовательной адаптации, судить затруднительно вследствие высокой разнесённости специфики клинического статуса обучающихся.
Однако при нарушении личного пространства, в том числе цифрового, что, конечно, нередко приходится производить близким, эмоциональное беспокойство нарастало и в этих семьях. Существенно, что опыт предшествующих ограничений лично-территориального плана постепенно осознаётся детьми как преходящий, и в целевой группе исследования это происходило быстрее и менее болезненно.
Интересно, что педагогические семьи имеют большую разнесённость по эффективности и психоэмоциональному благополучию именно в зависимости от личностно-деятельностных компонентов занятости и коммуникации. Поскольку многие родители детей с РАС приходят в специальную педагогику целенаправленно, отметим высокую продуктивность их участия в подобных исследованиях и для науки, и для целеориентированной поддержки детей.
Особо отслеживались ситуации, когда ребёнок попадал из менее интеллектуальной и ИТ-эффективной среды в более компетентностно-деятельностное пространство (в образовательной организации, благодаря приезду ИТ-эффективных родственников, дистанционному сопровождению и др.).
Взрывная самоактуализация, то есть период необычайно высокой по темпу или продуктивности, заинтересованности, комфортности занятости, исследуемый нами применительно к предоставлению обучающимся адресных индивидуализированных условий, наблюдается и в условиях ИТ-эффективного окружения. Конечно, проблема организации и обеспечения замещающей ИТ-занятости детей при дефиците развивающего сопровождения сохранятся весьма остро, однако представления общественности о сущности гаджет-экспансии несут в себе значительную долю созависимости, поскольку альтернативным вариантом ИТ-зависимости может стать разноплановое сотрудничество, в том числе цифровое, взрослых и детей, а не идеализированные пасторальные картинки, которые, впрочем, и прошлое состояние социума отражают не без лукавства.
Опять же для организации ИТ-деятельности детей, тем более при отягощении её построение эффективной стратегии должно опираться на системный личный исторический анализ занятости в контексте развития всей дидактической, цифровой истории социума и перспективного моделирования.
В условиях ИТ-тьюторской и коррекционной поддержки организационные, субъектные компоненты сотрудничества значительно усиливают такой благоприятный эффект.
При освоении педагогических компетенций мы реализуем метод системного переноса действующих развивающих педагогических технологий непосредственно из дидактического опыта студентов на их профессиональную деятельность.
Трансполяция [7; 8] личного ИТ-эффективного праксиса студентов позволяет им впоследствии формировать адаптивное пространство комфортной и развивающей направленности, реализуя осознаваемый и подсознательный потенциал обучающихся, при этом ИТ-игровая занятость детей сохраняет развивающий, социализирующий, интегрирующий характер, который педагогический анализ, педагогическая рефлексия молодых специалистов [9] сопровождает в цифровом регистре.
Самопозиционирование, самоанализ, самопрогнозирование детьми своей деятельности не всегда внятны им самим, особенно на стадии формирования. Цифровой продукт занятости, личная цифровая история, презентативные формы социально-деятельностной активности структурируют, утверждают перспективно значимые виды занятости.
Личная и корпоративная ИТ-история, культурология цифровой занятости семьи, сообщества формируют базовые модули перспективных компетенций детей и подростков.
Личная и интегративная авторская составляющая при этом закрепляется в компетентностном, маршрутном историческом ракурсе, который станет в дальнейшем методическим ресурсом последующих обучающихся.
Цифровой регистр позволит применить этот опыт в индивидуальном темпе, стимульном, средовом, социально-личностном решении, в стилевых, дискретных вариациях, использовать масштабированные, зашумленные версии, оперировать шрифтами, цветом, интенсивностью или контрастностью, дополнять цитированием, историко-культурными экскурсами, иллюстрировать по замыслу или заданию, впоследствии дополнительно варьировать, тиражировать, исправлять, регулировать степень доступа внешним участникам — то есть создавать подвижное, осмысленное, субъектное пространство.
Терапия самопроектирования, креативной самоактуализации, дополнения реальности — также перспективная область работы, требующая опоры и в дальнейшем тяготеющая к расширению созидательного опыта в пространстве; здесь ИТ-история одновременно и ситуативный инструментарий, и перспективный методический ресурс.
Для представителей разных форм деятельности, особенно творческих и педагогических, ценно иметь возможность осознанно и интуитивно оценивать, распределять потоки информации, архивировать, реформатировать, оперировать синтезированными смыслами на стыке известного и предполагаемого. Нередко бывает, что идея, записанная в процессе обсуждения в Zoom, в социальных сетях, в ходе конференции как умозрительное упражнение, впоследствии оказывается весьма плодотворной и жизнеспособной. Так студенты, с осторожностью формулирующие предположения в ходе дистанционного обучения, при повторном прослушивании или прочтении комментария уже не могут отказаться от случайной или рискованной, казалось бы, мысли. История коммуникации придала идее другой ракурс.
Пресловутое клиповое мышление в личной цифровой ретроспективе может обернуться емким продуктивным образным ресурсом более сложного когнитивного комплекса. Кадровое восприятие в сочетании с одномоментным восприятием страницы текста подводит к более сложным обобщениям, особенно если сделать выборку перекликающейся информации.
Для консультации с врачом, педагогов, согласования с ребёнком ИТ-маршрута, построения личного цифрового маршрута на перспективу, культурологического анализа мы применяем современные технологи, а ребёнок рядом с нами при этом создаёт личную интегрированную вселенную, осваивая предоставленные культурно-исторические реалии.
Результаты
Опыт сотрудничества в формате данного исследования закономерно совпал с расширением международного научно-образовательного взаимодействия наших и зарубежных учёных в контексте глобального вовлечения граждан, институций и сообществ в осмысление текущих и перспективных реалий развития социума в digital-эпохе. Мы распознаём новации нашего бытия, не всегда успевая их прогнозировать и рационально ответить на вызовы современности.
Моделируя работающие технологии целеориентированной поддержки различных категорий населения и сред, мы обеспечиваем удовлетворение их образовательных, личностных потребностей, здоровьесберегающие компоненты сопровождения в системе самобытной фиксации проблем и достижений личного пространства, истории жизнедеятельности и самопознания.
Переход граждан и групп от внутренней межличностной, деятельностной напряжённости к внятным признакам удовлетворённости и психоэмоционального комфорта, повышение уровня самостоятельности и творческой свободы участников исследований и производных проектов, разрешение частной и категориальной проблематики, совпадение научных и практических интересов сторон, реализация возможностей взрывной самоактуализации, сверхкомпенсации, уникальности личного бытия, подтверждение прогнозов, основывающихся на предположениях, опирающихся на оперативные обобщения знаменуют собой инновационные компоненты цифрового саморазвития человечества и верифицируют достижения, заключения, прогнозы.
Параллельные достижения коллег и общественности, коррелируемость тенденций и технологий, гражданских инициатив поддерживает осознание социальной значимости проведённых исследований, действенности мероприятий и форм сотрудничества, эффективности моделируемых институций и направлений дальнейшего взаимодействия.
Мы не можем быть полностью готовы к своей роли в системе поддержки этой вселенной, это было бы и неправильно. Развиваясь и интегрируя, мы учим и мотивируем современное детство развиваться и интегрировать. Эта история пишется уже сейчас, её перспективы уже формируются.
Благодарности
Авторы крайне признательны коллегам, студентам, семьям, представителям общественности, проявляющим интерес к сотрудничеству и находящим время, силы, вдохновение для поиска и реализации эффективных форм поддержки граждан и сообществ на пути освоения цифровых пространств современности и будущего.
Олимов, Ш.Ш., Рыбаков, Д.Г., Рыбакова, Е.В. Аспекты цифровой маршрутизации развития и достижений субъекта и сообщества // Культура и технологии. 2024. Том 9. Вып. 3. С. . DOI:
- Шаповалова Г.М. Цифровая трансформация в сфере культуры и ее институтов – основа национальной и международной информационной безопасности // Культура и технологии. 2022. Том 7. Вып. 2. С. 65-70. DOI: 10.17586/2587-800X-2022-7-2-65-70.
- Прокудин Д. Е., Соколов Е. Г. «Цифровая культура» vs «аналоговая культура» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2013. № 4. С. 83-91.
- Бородкин Л.И. Digital history применение цифровых медиа в сохранении историко-культурного наследия // Историческая информатика. 2012. Т. 1. № 1. С. 14–21.
- Маслова И.В. Digital history: новации в исследовательской культуре историка // Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 2021. Т. 41. № 1. С. 37–42.
- Шаповалова Г.М. «Цифровая культура» и «цифровое наследие» – доктринальные дефиниции в области культуры на этапе развития современного российского законодательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2018. Т. 10. № 4(43). С. 81–89.
- Прокудин Д.Е., Толстикова И. И. Взаимодействие культур в виртуальном пространстве // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2018. Т. 34. № 2. С. 288-298. DOI: 10.21638/11701/spbu17.2018.212.
- Рыбакова Е.В., Султанова Р.М. Гаязова Г.А. Аспекты диджитализации социальных и образовательных систем // Ridero.ru, 2023. URL: https://ridero.ru/books/aspekty_didzhitalizacii_socialnykh_i_obrazovate… (дата обращения: 10.05.2024).
- Рыбакова Е.В., Рыбаков Д.Г. Метод трансполяции // Ridero.ru, 2023. URL: https://ridero.ru/books/metod_transpolyacii/?srsltid=AfmBOoqd9o5uNzWyQD… (дата обращения: 10.05.2024).
- Рыбакова Е.В. Инклюзия в динамике саморазвития: трансполяция адаптивной обучающей среды // Современные стратегии и цифровые трансформации устойчивого развития общества, образования и науки. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Москва, 2022. Махачкала: Издательство АЛЕФ. DOI: 10.34755/IROK.2022.63.94.012.