Ныне в России и в мире, как известно, наблюдается, с одной стороны, картина эскалации ограниченных возможностей здоровья населения, с другой — высокая вероятность эволюционной отнесённости происходящих изменений в развитии детской популяции [2].

Стандартизация и индивидуализация в организации социально-образовательного пространства также развиваются в диалектическом единстве [13; 15], равно как и необходимость эффективного сочетания охранительного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья с преодолением недостаточности их успешности в сравнении с нормативно развивающимися сверстниками, а также с потребностями самого ребёнка, как выявленными, так и скрытыми.

Поэтому многократно возрастает, конечно, значение факторов, повышающих качество и результативность социально-образовательного процесса, сохраняющих психоэмоциональный комфорт ребёнка при совершенствовании интерсубьектного компонента сотрудничества со сверстниками и взрослыми [11; 12].

Современная информационная среда разворачивает широкий спектр возможностей для реализации потребностей и потенциала ребёнка сообразно приемлемым для него, избирательным вариантам саморазвития, причём развивается эта среда нередко, и неслучайно, в соответствии с перспективами индивидуальных и категориальных запросов детей как относительно нормативного статуса, так и имеющих ограниченные возможности здоровья.

Возможность выбора темпоритма, дискретности и, конечно, дистанции социально-образовательной занятости является сущностным компонентом обеспечения адресного сопровождения ребёнка любого соматического и психологического статуса в современном образовании.

Учёные, специалисты, студенты, родители, принимающие участие в работе Межрегиональной Межведомственной Интернет-Гостиной «Белая Речь», согласно текущим тенденциям развития науки и по запросу общественности разработали ряд подходов, отвечающих потребности социума в обновлении условий социально-образовательного диалога.

Это ряд исследований, посвященных темпоральной организации образовательного процесса, средствам избирательного контроля ребёнком степени субъектности, дистантности и креативности своей коммуникативной сферы и личного пространства,

Применительно к заявленной теме особенно существенно использование так называемого «Гаджет-театра», где любимые технологические устройства позволяют каждому участнику выбрать и по желанию изменить как степень дистанцирования от общего действия, так и уровень активности, креативности при разработке, организации, контроле постановки. Заготовленные в записи элементы драматургического действа, которыми обмениваются дети с выраженными нарушениями коммуникативной сферы, вначале в минимальной организации, позволяющей замещать активную экспрессивную деятельность, создают общий продукт с помощью индивидуально привлекательных, приемлемых, избирательных средств.

Нередко для детей с аутистическими проявлениями, выраженным дидактическим негативизмом и иными вариантами коммуникативной дисфункции более приемлемым и продуктивным оказывается отстранённый вариант подачи образовательного, а также коррекционно-развивающего контента в силу ряда устойчивых объективных и субъективных факторов.

Рекомендуем максимально разнообразный и разноплановый набор цифровых средств для самообучения [4], в том числе в формате он-лайн, с тем, чтобы ребёнок мог свободно выбрать и использовать подходящий для него вариант и применять его в предпочтительном для себя режиме, мотивы такого выбора необязательно внятны для окружающих и, может быть, для самого ребёнка.

Даже представления о себе, о своём теле и здоровье, о характере и способах преодоления проблем зачастую требуют приёмов отстранённого моделирования в силу особенностей развития ребёнка, а также механизмов, подобных описываемым в современной науке случаям так называемой сенсомоторной амнезии [10].

Не только личностное, территориальное, темповое, оперативное дистанцирование по выбору ребёнка, особенно — с выраженными нарушениями в развитии, — может оказаться благоприятным и продуктивным как в специальной, так и в общеобразовательной дидактике [3; 9; 10; 14].

Наши наблюдения показывают, что и смысловая, лингвистическая, количественная, стилевая отстранённость вполне результативны для обновления, осмысления, абстрагирования текущего социально-образовательного процесса, создают условия для метапредметного форматирования познавательных компонентов деятельности ребёнка [1; 5; 8], подкрепления замыкающих ресурсов когнитивной сферы и инициации необходимого элемента познания, по Л.С. Выготскому, — аффективных механизмов мышления.

Абстрактное мышление на сегодняшний день также вполне подлежит сопряжено с вынесенным инструментарием человеческой жизнедеятельности, текстовым, образным, остранённым. С учётом нозологической и приоритетной картины изменений, наблюдаемых ныне, активно допускаем, что развитие информационной составляющей эволюции человечества описанные здесь тенденции вполне правомерно коррелируют [6; 7] и в перспективе предъявят нам довольно существенные совпадения и зависимости.

Bibreference

International

Gayazova, G.A., Rybakov, D.G., Sultanova, R.M. (2018) Selective Social Distancing: Technology and Correction. Culture and technologies studies. Vol. 3, № 1-2. P. 16-19. Available at:  http://cat.itmo.ru/en/2018/v3-i1-2/137, DOI: 10.17586/2587-800X-2018-3-1-2-16-19

Russian

Gayazova, G.A., Rybakov, D.G., Sultanova, R.M. Selective Social Distancing: Technology and Correction // Culture and technologies studies. 2018. Vol.  3. № 1-2. P. 16-19. DOI: 10.17586/2587-800X-2018-3-1-2-16-19

DOI
10.17586/2587-800X-2018-3-1-2-16-19
References
  1. Rybakov D.G. Operezhajushhee razvitie slovarja detej v sovremennom informacionnom obshhestve. - Sbornik materialov konferencii "Sovremennye problemy social'no-gumanitarnyh i juridicheskih disciplin: vklad molodyh uchjonyh v razvitie nauki", Krasnodar, 2012;
  2. Rybakov D.G. V masterskoj genija. - sbornik materialov V mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Sociologija i psihologija: vklad v razvitie lichnosti i obshhestva. - Krasnodar, 2012;
  3. Rybakov D.G. Kul'turologicheskie sinergii v mediajetnicheskoj obrazovatel'noj integracii - sushhnostnyj komponent razvitija rossijskogo obshhestva. - Sbornik statej Vserossijskoj studencheskoj nauchno-teoreticheskoj konferencii "Osobennosti filosofskogo mirovozzrenija", Magnitogorsk 2013;
  4. Rybakov D.G. Shkol'naja logistika kak razvivajushhij resurs lichnosti v processe formirovanija social'nogo kapitala. - Vserossijskaja nauchnaja konferencija "Social'nyj kapital sovremennogo obshhestva". - Sankt-Peterburg SPbGU, 2012;
  5. Rybakov D.G., Rybakova E.V., Mustafina D.M. Informacionnye tehnologii i novaja filosofija obshhenija. Organizacija internet-gostinoj v formate mezhvedomstvennogo mezhregional'nogo sotrudnichestva social'no orientirovannyh sluzhb i obshhestvennyh organizacij. - Materialy IX mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Rossija i Evropa: svjaz' kul'tury i jekonomiki" - Praga, World Press 2014;
  6. Rybakov D.G. Sinhronizacija global'nyh IT-processov i sovremennyh social'no-obrazovatel'nyh vyzovov. - Materialy X Mezhdunarodnoj konferencii "Fundamental'nye i prikladnye issledovanija v sovremennom mire", Sankt-Peterburg 2015;
  7. Rybakova E.V., Rybakov D.G., Sultanova R.M., Gajazova G.A., Akubekova G.D., Rezjapov R.A. Korrelirujushhie pozicii informacionnogo razvitija sociuma i nejropsihicheskogo sostojanija podrastajushhih pokolenij. - Materialy VIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Obrazovanie: tradicii i innovacii", Praga, World Press 2015;
  8. Rybakova E.V. Tiphlotolerance in inclusive education. - Science and Education, October 30-31, 2013;
  9. Rybakov D.G., Rybakova E.V. Territorija RAS. Zashhishhjonnye ot suetnosti. - Ridero.ru, 2016;
  10. Rybakova E.V. Talija - drug cheloveka. Oblomov-stajl.- Ridero.ru, 2016;
  11. Rybakova E.V. Tiflomodelirujushhie ochki. - zh-l «Obruch» №3, 20044
  12. Rybakova E.V. Didakticheskij brend, zh-l «Obruch» №1, 2009;
  13. Rybakova E.V., Dmitrieva N.Ju. Analiticheskie predlozhenija po razrabotke professional'nogo standarta pedagoga-defektologa (uchitelja-logopeda, surdopedagoga, oligofrenopedagoga, tiflopedagoga) [Jelektronnyj resurs] // Interregional Interagency Internet Lounge "Belaja Rjech". 2017; https://belajarjech.nethouse.ru/articles/349193 (data obrashhenija: 28.05.2017);
  14. Rybakova E.V., Sultanova R.M, Gajazova G.A. MODULING OF CONTACT WITH OF CHILDREN WITH ASD AND MANIFESTATIONS OF NEGATIVISM DIDACTIC. - Materialy VII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Obrazovanie: tradicii i innovacii", Praga, World Press, 2015;
  15. Sultanova R.M., Gajazova G.A., Rybakova E.V. Organizacija filosofsko-filologicheskogo komponenta v obrazovanii kak uslovie formirovanija professional'nyh kompetencij pedagoga. - Ezhegodnaja mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija «Pedagogicheskaja nauka i pedagogicheskoe obrazovanie v klassicheskom vuze», Ufa, 2017.
English