Ныне в России и в мире, как известно, наблюдается, с одной стороны, картина эскалации ограниченных возможностей здоровья населения, с другой — высокая вероятность эволюционной отнесённости происходящих изменений в развитии детской популяции [2].

Стандартизация и индивидуализация в организации социально-образовательного пространства также развиваются в диалектическом единстве [13; 15], равно как и необходимость эффективного сочетания охранительного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья с преодолением недостаточности их успешности в сравнении с нормативно развивающимися сверстниками, а также с потребностями самого ребёнка, как выявленными, так и скрытыми.

Поэтому многократно возрастает, конечно, значение факторов, повышающих качество и результативность социально-образовательного процесса, сохраняющих психоэмоциональный комфорт ребёнка при совершенствовании интерсубьектного компонента сотрудничества со сверстниками и взрослыми [11; 12].

Современная информационная среда разворачивает широкий спектр возможностей для реализации потребностей и потенциала ребёнка сообразно приемлемым для него, избирательным вариантам саморазвития, причём развивается эта среда нередко, и неслучайно, в соответствии с перспективами индивидуальных и категориальных запросов детей как относительно нормативного статуса, так и имеющих ограниченные возможности здоровья.

Возможность выбора темпоритма, дискретности и, конечно, дистанции социально-образовательной занятости является сущностным компонентом обеспечения адресного сопровождения ребёнка любого соматического и психологического статуса в современном образовании.

Учёные, специалисты, студенты, родители, принимающие участие в работе Межрегиональной Межведомственной Интернет-Гостиной «Белая Речь», согласно текущим тенденциям развития науки и по запросу общественности разработали ряд подходов, отвечающих потребности социума в обновлении условий социально-образовательного диалога.

Это ряд исследований, посвященных темпоральной организации образовательного процесса, средствам избирательного контроля ребёнком степени субъектности, дистантности и креативности своей коммуникативной сферы и личного пространства,

Применительно к заявленной теме особенно существенно использование так называемого «Гаджет-театра», где любимые технологические устройства позволяют каждому участнику выбрать и по желанию изменить как степень дистанцирования от общего действия, так и уровень активности, креативности при разработке, организации, контроле постановки. Заготовленные в записи элементы драматургического действа, которыми обмениваются дети с выраженными нарушениями коммуникативной сферы, вначале в минимальной организации, позволяющей замещать активную экспрессивную деятельность, создают общий продукт с помощью индивидуально привлекательных, приемлемых, избирательных средств.

Нередко для детей с аутистическими проявлениями, выраженным дидактическим негативизмом и иными вариантами коммуникативной дисфункции более приемлемым и продуктивным оказывается отстранённый вариант подачи образовательного, а также коррекционно-развивающего контента в силу ряда устойчивых объективных и субъективных факторов.

Рекомендуем максимально разнообразный и разноплановый набор цифровых средств для самообучения [4], в том числе в формате он-лайн, с тем, чтобы ребёнок мог свободно выбрать и использовать подходящий для него вариант и применять его в предпочтительном для себя режиме, мотивы такого выбора необязательно внятны для окружающих и, может быть, для самого ребёнка.

Даже представления о себе, о своём теле и здоровье, о характере и способах преодоления проблем зачастую требуют приёмов отстранённого моделирования в силу особенностей развития ребёнка, а также механизмов, подобных описываемым в современной науке случаям так называемой сенсомоторной амнезии [10].

Не только личностное, территориальное, темповое, оперативное дистанцирование по выбору ребёнка, особенно — с выраженными нарушениями в развитии, — может оказаться благоприятным и продуктивным как в специальной, так и в общеобразовательной дидактике [3; 9; 10; 14].

Наши наблюдения показывают, что и смысловая, лингвистическая, количественная, стилевая отстранённость вполне результативны для обновления, осмысления, абстрагирования текущего социально-образовательного процесса, создают условия для метапредметного форматирования познавательных компонентов деятельности ребёнка [1; 5; 8], подкрепления замыкающих ресурсов когнитивной сферы и инициации необходимого элемента познания, по Л.С. Выготскому, — аффективных механизмов мышления.

Абстрактное мышление на сегодняшний день также вполне подлежит сопряжено с вынесенным инструментарием человеческой жизнедеятельности, текстовым, образным, остранённым. С учётом нозологической и приоритетной картины изменений, наблюдаемых ныне, активно допускаем, что развитие информационной составляющей эволюции человечества описанные здесь тенденции вполне правомерно коррелируют [6; 7] и в перспективе предъявят нам довольно существенные совпадения и зависимости.

Библиографическое описание

Гаязова, Г.А., Рыбаков, Д.Г., Султанова, Р.М. Избирательное социальное дистанцирование: технологии и коррекция // Культура и технологии. 2018. Том  3. Вып. 1-2. С. 16-19. DOI: 10.17586/2587-800X-2018-3-1-2-16-19

DOI
10.17586/2587-800X-2018-3-1-2-16-19
Литература
  1. Рыбаков Д.Г. Опережающее развитие словаря детей в современном информационном обществе. - Сборник материалов конференции "Современные проблемы социально-гуманитарных и юридических дисциплин: вклад молодых учёных в развитие науки", Краснодар, 2012;
  2. Рыбаков Д.Г. В мастерской гения. - Сборник материалов V международной научно-практической конференции "Социология и психология: вклад в развитие личности и общества. - Краснодар, 2012;
  3. Рыбаков Д.Г. Культурологические синергии в медиаэтнической образовательной интеграции - сущностный компонент развития российского общества. - Сборник статей Всероссийской студенческой научно-теоретической конференции "Особенности философского мировоззрения", Магнитогорск 2013;
  4. Рыбаков Д.Г. Школьная логистика как развивающий ресурс личности в процессе формирования социального капитала. - Всероссийская научная конференция "Социальный капитал современного общества". - Санкт-Петербург СПбГУ, 2012;
  5. Рыбаков Д.Г., Рыбакова Е.В., Мустафина Д.М. Информационные технологии и новая философия общения. Организация интернет-гостиной в формате межведомственного межрегионального сотрудничества социально ориентированных служб и общественных организаций. - Материалы IX международной научно-практической конференции "Россия и Европа: связь культуры и экономики" - Прага, World Press 2014;
  6. Рыбаков Д.Г. Синхронизация глобальных ИТ-процессов и современных социально-образовательных вызовов. - Материалы X Международной конференции "Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире", Санкт-Петербург 2015;
  7. Рыбакова Е.В., Рыбаков Д.Г., Султанова Р.М., Гаязова Г.А., Акубекова Г.Д., Резяпов Р.А. Коррелирующие позиции информационного развития социума и нейропсихического состояния подрастающих поколений. - Материалы VIII международной научно-практической конференции "Образование: традиции и инновации", Прага, World Press 2015;
  8. Rybakova E.V. Tiphlotolerance in inclusive education. - Science and Education, October 30-31, 2013;
  9. Рыбаков Д.Г., Рыбакова Е.В. Территория РАС. Защищённые от суетности. - Ridero.ru, 2016;
  10. Рыбакова Е.В. Талия - друг человека. Обломов-стайл.- Ridero.ru, 2016;
  11. Рыбакова Е.В. Тифломоделирующие очки. - ж-л «Обруч» №3, 20044
  12. Рыбакова Е.В. Дидактический бренд, ж-л «Обруч» №1, 2009;
  13. Рыбакова  Е.В., Дмитриева Н.Ю. Аналитические предложения по разработке профессионального стандарта педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога) [Электронный ресурс] // Interregional Interagency Internet Lounge "Belaja Rjech". 2017; https://belajarjech.nethouse.ru/articles/349193 (дата обращения: 28.05.2017);
  14. Рыбакова Е.В., Султанова Р.М, Гаязова Г.А. MODULING OF CONTACT WITH OF CHILDREN WITH ASD AND MANIFESTATIONS OF NEGATIVISM DIDACTIC. - Материалы VII международной научно-практической конференции "Образование: традиции и инновации", Прага, World Press, 2015;
  15. Султанова Р.М., Гаязова Г.А., Рыбакова Е.В. Организация философско-филологического компонента в образовании как условие формирования профессиональных компетенций педагога. - Ежегодная международная научно-практическая конференция «Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе», Уфа, 2017.
Russian